Опубликовано: 27.05.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

26.05.2011

 

Если внимательно всмотреться  в афиши санкт-петербургских театров, то, возможно, вас удивит одно обстоятельство:  меняются  фамилии режиссеров,   сценографов,  балетмейстеров,  но часто встречается  фамилия нашего  героя,  известного  курдского танцовщика, прославленного  «летающего  человека»—  Владимира Аджамова.

     Сейчас он работает в Государственном академическом театре Санкт-Петербурга,   за  тысячи  километров  от Курдистана. С любовью думая о своей исторической Родине, он поставил несколько курдских балетов.

     В 1993—1994 гг. В. Аджамов был признан  лучшим  танцовщиком  года. С 2000 г. он — автор и художественный руководитель творческого объединения «Летящий во времени». В  2001 г. по праву был избран президентом  Ассоциации современной хореографии. Является  преподавателем Государственного  центра искусств и творчества, заслуженным  артистом  РСФСР.

 

     Владимир Аджамов — не только заслуженный артист РСФСР,   один  из ведущих мастеров мирового балета, но и очень талантливый человек.

Недавно  наш прославленный соотечественник  был гостем  редакции.    

 

— Владимир, мы знаем, что Вы родились в Тбилиси. Не могли бы Вы подробнее рассказать о своей семье?

 

— Да, это так. Я родился в Тбилиси. Мои предки,  дедушки и бабушки,  были вынуждены бежать из Карса в Закавказье,  спасаясь, как и многие представители нашего народа,  от турецких янычаров. 

 

     Семья у нас была большая —  пятеро детей. Мои родители были людьми простыми, но,   как  каждая курдская  семья, мечтали дать детям то,  чего не достигли сами.

У моего отца, как и у многих курдов,   была  сложная жизнь:   ему приходилось работать и строителем, и носильщиком на вокзале,  и диспетчером.

     Мама окончила медицинский институт, хирург по образованию. Проработала она недолго,  потому что надо было заниматься  детьми. Папа  очень много работал,  мы его видели крайне редко и больше времени проводили с мамой.

     У нас была типичная курдская семья. Разумеется, в жизни случалось разное,  — и хорошие, и трудные дни, но в  доме всегда было светло, весело  и радостно. Обычно  было  много гостей —  нормальная атмосфера жизни курдского дома.

В нашей  семье  очень  любили литературу,  театр,  книги были дома всегда. Их, как правило, каждый день приносил отец.

     Мама  сначала читала нам сказки,  легенды,  рассказы.  Она хорошо играла на пианино, а  мы ей подпевали.  Потом мы научились читать и начали ставить во дворе спектакли по  балладам и рассказам из прочитанного.  Это было очень интересно и радостно. Мы сами оформляли спектакль,  сами сшили себе  костюмы.

Оглядываясь назад, я понимаю, что все, чего добился,  — это заслуга моих  родителей. Только благодаря им  мы все — и я, и мои братья,  и сестры  достигли  больших успехов в  жизни.

     Моя старшая сестра работает хирургом в Тбилиси,  другая сестра,   как и я,  занималась  балетом;  сейчас она не танцует,  преподает  в Санкт – Петербурге.

     Еще одна сестра преподавала в Пятигорском  университете английский язык. К сожалению,  ее  уже нет в живых.  Младший брат  работает программистом.

      Курдский  народ умеет работать и любить, и в нашей семье детям  привили главное — любовь к труду.

     Я помню,  как   мы с отцом сами  строили  ванну,  туалет,  кухню.   Отец учил меня и дрова рубить,  и класть кирпич, потому что я был  старшим сыном и должен был уметь все по хозяйству. Сейчас  я вспоминаю свое детство,  как радость.

 

  Владимир, а как Вы, обычный курдский мальчик, пришли в балет? Я помню,  что в годы нашего детства мы все увлекались силовыми видами спорта.

 

  Балет  не был для меня таким уж неожиданным предложением.

Мой папа очень любил  балет  и мечтал,  чтобы мы  с сестрой занимались этим прекрасным видом искусства.

     Я к этому относился не очень серьезно.  Я увлекался боксом,  плаванием,  футболом,  как любой мальчишка,  в детстве постоянно дрался на улице.

Сначала в балетную школу пошла  старшая сестра. Родители часто просили меня проводить ее.

      Как –то после разговора с папой   мама сказала мне:  «Сынок,  папа очень хочет,  чтобы ты тоже танцевал».

Я ответил:  «Если вы хотите,  то я пойду».

Я очень любил и уважал своих родителей.

       Когда я пришел в балетную школу,  я был очень толстый. Увидев меня, все   начали хохотать — конечно, как из  такого откормленного  парнишки получится танцовщик…

Я им объяснил, что я  не толстый, просто  у меня кость широкая, так что все еще долго  смеялись.

      Но моя сестра была очень способная, ее любил Вахтанг Чабукиани, и в результате  меня все – таки взяли в эту школу.

      Я не относился к балету серьезно,  постоянно убегал с уроков,  занимался боксом,  плаванием,  играл в футбол.

      И  вот наступил  момент,  когда в 13-14  лет я начал подавать большие надежды в боксе. И тогда  тренер обратился ко мне с очень неприятным  предложением, заявив, что,  если я действительно хочу достичь успеха, необходимо сменить фамилию на грузинскую. 

Это меня глубоко оскорбило, я повернулся и ушел, потому  что  был очень решительным парнишкой.

       Придя  домой, я  сказал родителям:  «Если вы хотите,  чтобы я  стал человеком, я должен уехать из Грузии». 

      Они спросили,  куда, и  я ответил, что  в Ленинград. Родители согласились.

      Мне было тогда 14 лет.   Было лето,  везде каникулы.  Я пришел к директору самой  лучшей ленинградской балетной  школы  и заявил,  что хочу учиться балету. Директор ответил,  что приемная комиссия уже не работает. 

      Я ответил, что все равно уже приехал,  и директор попросил меня показать хоть одно движение. Я показал.  Он  с удивлением посмотрел  на меня и сказал: «Приезжай,  когда откроется школа,  ты принят».

      Когда я вернулся  в Тбилиси, родители  начали собирать документы.  Сначала из балетной школы мои документы не отдавали. Но я все равно уехал,  и им пришлось через полгода эти документы прислать.   А уже потом, через год, в Ленинград приехала сестра.

В  лучшей в Ленинграде балетной школе  я проучился четыре года. Как   и все воспитанники,  я жил в интернате, нас всех учило,  кормило и одевало государство.

      В дальнейшем  Олег Виноградов,  художественный руководитель Мариинского и Малого  театров, крупнейшая  величина в мире балета,  пригласил  меня в Малый театр оперы и балета.  И вот уже сорок лет я танцую.

 

— Владимир, в Вашем творчестве отчетливо прослеживаются курдские мотивы…

 

— Это естественно — я курд. Я всегда гордился своим народом, потому  что глубоко  уважаю  память своих  дедов и прадедов. В нашей семье сохранился курдский дух — так меня воспитали родители.

      С грустью вспоминаю,  как нам бывало тяжело: заставляли менять фамилии, называли «курти», т. е. упрекали в неполноценности.  Честно скажу, я всегда дрался из – за этих слов.

      Я очень люблю своих родителей, и,  когда отца не стало,  решил посвятить его памяти  курдский спектакль. Это было в 2003 году.

      В балете  «Дорога к себе» я использовал  записи  курдских мелодий, более всего — народных, свойственных только курдам, а также  музыку других композиторов. Помимо этого, на сцене звучала живая музыка,  и все это сливалось в одно целое.

В основе этого спектакля  лежит история мужчины и женщины.   Я создавал его как историю своих  родителей.  Они очень любили друг друга. Иногда,  бывало,  ссорились,  но до последних  дней были очень привязаны  друг к другу.

     В течение пяти лет отец страдал из – за  опухоли,  и мама всегда была рядом с ним. Я позвонил в день его кончины: они смеялись,  а  через полчаса моего отца не стало. Вот такая была у них любовь.

     Они вырастили нас  такими же любящими, какими были сами, и  я считаю,  что это очень важно. Если в семье  есть любовь,   то это будет  переходить  из поколения в поколение. Я очень люблю этот спектакль и  обязательно повезу его на  фестиваль в Амед. Спектакль  «Дорога к себе» откроет  фестиваль. Я видел там,  в крепости,  площадку и покажу спектакль  именно на ней.

 

— Владимир, я знаю, что в декабре прошлого  года Вы были в Амеде и принимали участие в Международной конференции по курдской  культуре и искусству,  где   Вам было предложено создать курдский балет.

 

  Я впервые  посетил Курдистан. Увиденное меня потрясло,   и я  решил  вернуться на землю своих предков.

      Я не могу   этого описать, но,  когда был в Карсе,   я вдруг вспомнил  свою бабушку. Когда  мы  там зашли перекусить в одно  кафе,  нам подали сыр,  мед и масло. И  вот эти самые простые вещи, которыми меня часто кормила бабушка,  были для меня в тот момент самыми вкусными.

      Наш народ очень древний, но мы —  молодая  нация. Я почувствовал  это   в  Амеде: народ древний, а люди молодые, и это оказалось для меня одним из самых сильных впечатлений. Меня буквально поразило все то,  что я увидел на Родине.

В Амеде мне предложили создать классическую балетную школу.  Гордость и престиж любого народа — это искусство. В Амеде я стал свидетелем профессионального исполнения наших народных песен,  танцев  и   был поражен этим.

      Я объездил весь мир,  но такого  не видел никогда. Наш народ — удивительно талантливый.

      Когда я учился в Ленинграде,  из Грузии приехал режиссер.  Я танцевал  Ромео. За кадром звучала курдская музыка, а диктор говорил, что так,   как движется  курд, может двигаться только  курд, повторить этого невозможно — курдов иная структура движений.

Я хочу действительно создать  в Курдистане балетную школу и театр.  Это очень серьезная и сложная миссия,  но она крайне важна для меня.  У наших детей  появится возможность  обучаться  искусству балета. Это очень важный фактор.

      Я желаю читателям  газеты «Свободный Курдстан»  свободы. Есть  две важнейшие вещи —  это любовь и  доброта,  продлевающие  жизнь.

      Тот,  кто много отдает, получает еще больше.  Очень важно быть добрым и открытым.

В конце я еще раз хочу повторить: для меня будет большой честью сделать хоть что нибудь для своего народа.

 

 

Беседу вели Ишхан МИРОЕВ, главный редактор газеты» Свободный Курдистан», и Курдистан ИСАЕВА, администратор сайта «Kurdishcenter.ru».

 

 

http://kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3298;l—-r&catid=57&Itemid=81

 

 

 

Справка  www.kurdist.ru

 

       Выдающийся российский артист балета Владимир Касумович Аджамов родился 24 апреля 1955 г. в г. Тбилиси (Грузия),  где и начал свое обучение балетному искусству у педагогов Д.Метревели и С.Векуа. Затем он продолжил свое обучение в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой у выдающихся педагогов: Ю. Литвиненко, Б. Шаврова, В. Шатилова. В балете с 1974 года по настоящее время.

       Классический танцовщик лирико-героического плана, достигший не превзойденного никем из петербургских артистов уровня исполнения современной хореографии.

 

        По окончании училища у В. Аджамова был богатый выбор: яркого и одаренного выпускника приглашали на роль ведущего танцовщика сразу несколько театров: и Большой театр в Москве, и Кировский (Мариинский) театр, и Малый театр Оперы и балета им. М. П. Мусоргского Ленинграде. Но В. Аджамов выбрал именно Малый театр, куда он был приглашен О. Виноградовым.

 

       Творческий путь В. Аджамова с самого начала складывался удивительно счастливым образом. Ему не пришлось, подобно многим танцовщикам, начинать свою карьеру в театре с должности артиста кордебалета и на протяжении нескольких лет добиваться сольных партий. В 19 лет он уже стал звездой, признанной на мировом уровне.

 

        В. Аджамов являлся ведущим танцовщиком Малого театра Оперы и балета на протяжении 30 лет. В его репертуаре — более 40 ведущих партий, как в классических, так и в современных спектаклях. Первый исполнитель партий: Ромео; Принц («Золушка»), Флориндо («Слуга двух господ»), Орфей («Орфей и Эвридика», Карл («Разбойники»), Манкурт («Легенда о птице Доненбай»), Лебедь («Гадкий Утенок»), Макбет («Макбет»); прочие партии: Зигфрид, Альберт, Джеймс и др. Перечисление всех, равно как и всевозможных конкурсов, лауреатом которых не раз становился В. Аджамов, заняло бы добрую страницу.

 

       С 1974 г. регулярно гастролировал по миру, участвовал в различных фестивалях в качестве и исполнителя, и члена жюри.

 

       Яркая творческая индивидуальность танцовщика привлекала многих выдающихся хореографов. Специально для него ставились балеты, приглашались балетные труппы на новые спектакли. За свою творческую жизнь Владимир Аджамов работал в мастерских таких хореографов, как О. Виноградов, Н. Боярчиков, Н. Долгушин, Б. Эйфман, Г. Алексидзе, Л. Лебедев, В. Карелин, Г. Ковтун, Э. Смирнов и многих других. Почти каждая его работа вызывала как зрительский интерес, так и интерес балетной критики. Многие спектакли с его участием назывались лучшими работами года: «Манкурт», «Разбойники», «Макбет», «Мастер и Маргарита», «Гадкий утенок», «Странник», «Тихий Дон», «Трагедия русского фавна». В 1993—1994 гг. В. Аджамов был признан лучшим танцовщиком года. 1996 — лауреат премии «Золотой софит» за лучшую мужскую балетную партию.

 

2001 г. — президент Ассоциации Современной Хореографии.

 

С 2000 года В. Аджамов — президент и художественный руководитель творческого объединения «Летящий во времени».

 

Фильмография

 

2004 — «Демон» (реж. И.Евтеева) — Демон

2005 — «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко) — эпизод

2009 — «Маленькие трагедии» (реж. И.Евтеева) — дон Гуан

 

Режиссура спектаклей

 

2009 — «Дорога к себе», хореография Л.Лебедева

2011 — «Скиталец», на основе хореографии Л.Лебедева в спектакле «Странник»

 

      Заслуженный артист России.

0

Оставить комментарий