26.05.2011
Если внимательно всмотреться в афиши санкт-петербургских театров, то, возможно, вас удивит одно обстоятельство: меняются фамилии режиссеров, сценографов, балетмейстеров, но часто встречается фамилия нашего героя, известного курдского танцовщика, прославленного «летающего человека»— Владимира Аджамова.
Сейчас он работает в Государственном академическом театре Санкт-Петербурга, за тысячи километров от Курдистана. С любовью думая о своей исторической Родине, он поставил несколько курдских балетов.
В 1993—1994 гг. В. Аджамов был признан лучшим танцовщиком года. С 2000 г. он — автор и художественный руководитель творческого объединения «Летящий во времени». В 2001 г. по праву был избран президентом Ассоциации современной хореографии. Является преподавателем Государственного центра искусств и творчества, заслуженным артистом РСФСР.
Владимир Аджамов — не только заслуженный артист РСФСР, один из ведущих мастеров мирового балета, но и очень талантливый человек.
Недавно наш прославленный соотечественник был гостем редакции.
— Владимир, мы знаем, что Вы родились в Тбилиси. Не могли бы Вы подробнее рассказать о своей семье?
— Да, это так. Я родился в Тбилиси. Мои предки, дедушки и бабушки, были вынуждены бежать из Карса в Закавказье, спасаясь, как и многие представители нашего народа, от турецких янычаров.
Семья у нас была большая — пятеро детей. Мои родители были людьми простыми, но, как каждая курдская семья, мечтали дать детям то, чего не достигли сами.
У моего отца, как и у многих курдов, была сложная жизнь: ему приходилось работать и строителем, и носильщиком на вокзале, и диспетчером.
Мама окончила медицинский институт, хирург по образованию. Проработала она недолго, потому что надо было заниматься детьми. Папа очень много работал, мы его видели крайне редко и больше времени проводили с мамой.
У нас была типичная курдская семья. Разумеется, в жизни случалось разное, — и хорошие, и трудные дни, но в доме всегда было светло, весело и радостно. Обычно было много гостей — нормальная атмосфера жизни курдского дома.
В нашей семье очень любили литературу, театр, книги были дома всегда. Их, как правило, каждый день приносил отец.
Мама сначала читала нам сказки, легенды, рассказы. Она хорошо играла на пианино, а мы ей подпевали. Потом мы научились читать и начали ставить во дворе спектакли по балладам и рассказам из прочитанного. Это было очень интересно и радостно. Мы сами оформляли спектакль, сами сшили себе костюмы.
Оглядываясь назад, я понимаю, что все, чего добился, — это заслуга моих родителей. Только благодаря им мы все — и я, и мои братья, и сестры достигли больших успехов в жизни.
Моя старшая сестра работает хирургом в Тбилиси, другая сестра, как и я, занималась балетом; сейчас она не танцует, преподает в Санкт – Петербурге.
Еще одна сестра преподавала в Пятигорском университете английский язык. К сожалению, ее уже нет в живых. Младший брат работает программистом.
Курдский народ умеет работать и любить, и в нашей семье детям привили главное — любовь к труду.
Я помню, как мы с отцом сами строили ванну, туалет, кухню. Отец учил меня и дрова рубить, и класть кирпич, потому что я был старшим сыном и должен был уметь все по хозяйству. Сейчас я вспоминаю свое детство, как радость.
— Владимир, а как Вы, обычный курдский мальчик, пришли в балет? Я помню, что в годы нашего детства мы все увлекались силовыми видами спорта.
— Балет не был для меня таким уж неожиданным предложением.
Мой папа очень любил балет и мечтал, чтобы мы с сестрой занимались этим прекрасным видом искусства.
Я к этому относился не очень серьезно. Я увлекался боксом, плаванием, футболом, как любой мальчишка, в детстве постоянно дрался на улице.
Сначала в балетную школу пошла старшая сестра. Родители часто просили меня проводить ее.
Как –то после разговора с папой мама сказала мне: «Сынок, папа очень хочет, чтобы ты тоже танцевал».
Я ответил: «Если вы хотите, то я пойду».
Я очень любил и уважал своих родителей.
Когда я пришел в балетную школу, я был очень толстый. Увидев меня, все начали хохотать — конечно, как из такого откормленного парнишки получится танцовщик…
Я им объяснил, что я не толстый, просто у меня кость широкая, так что все еще долго смеялись.
Но моя сестра была очень способная, ее любил Вахтанг Чабукиани, и в результате меня все – таки взяли в эту школу.
Я не относился к балету серьезно, постоянно убегал с уроков, занимался боксом, плаванием, играл в футбол.
И вот наступил момент, когда в 13-14 лет я начал подавать большие надежды в боксе. И тогда тренер обратился ко мне с очень неприятным предложением, заявив, что, если я действительно хочу достичь успеха, необходимо сменить фамилию на грузинскую.
Это меня глубоко оскорбило, я повернулся и ушел, потому что был очень решительным парнишкой.
Придя домой, я сказал родителям: «Если вы хотите, чтобы я стал человеком, я должен уехать из Грузии».
Они спросили, куда, и я ответил, что в Ленинград. Родители согласились.
Мне было тогда 14 лет. Было лето, везде каникулы. Я пришел к директору самой лучшей ленинградской балетной школы и заявил, что хочу учиться балету. Директор ответил, что приемная комиссия уже не работает.
Я ответил, что все равно уже приехал, и директор попросил меня показать хоть одно движение. Я показал. Он с удивлением посмотрел на меня и сказал: «Приезжай, когда откроется школа, ты принят».
Когда я вернулся в Тбилиси, родители начали собирать документы. Сначала из балетной школы мои документы не отдавали. Но я все равно уехал, и им пришлось через полгода эти документы прислать. А уже потом, через год, в Ленинград приехала сестра.
В лучшей в Ленинграде балетной школе я проучился четыре года. Как и все воспитанники, я жил в интернате, нас всех учило, кормило и одевало государство.
В дальнейшем Олег Виноградов, художественный руководитель Мариинского и Малого театров, крупнейшая величина в мире балета, пригласил меня в Малый театр оперы и балета. И вот уже сорок лет я танцую.
— Владимир, в Вашем творчестве отчетливо прослеживаются курдские мотивы…
— Это естественно — я курд. Я всегда гордился своим народом, потому что глубоко уважаю память своих дедов и прадедов. В нашей семье сохранился курдский дух — так меня воспитали родители.
С грустью вспоминаю, как нам бывало тяжело: заставляли менять фамилии, называли «курти», т. е. упрекали в неполноценности. Честно скажу, я всегда дрался из – за этих слов.
Я очень люблю своих родителей, и, когда отца не стало, решил посвятить его памяти курдский спектакль. Это было в 2003 году.
В балете «Дорога к себе» я использовал записи курдских мелодий, более всего — народных, свойственных только курдам, а также музыку других композиторов. Помимо этого, на сцене звучала живая музыка, и все это сливалось в одно целое.
В основе этого спектакля лежит история мужчины и женщины. Я создавал его как историю своих родителей. Они очень любили друг друга. Иногда, бывало, ссорились, но до последних дней были очень привязаны друг к другу.
В течение пяти лет отец страдал из – за опухоли, и мама всегда была рядом с ним. Я позвонил в день его кончины: они смеялись, а через полчаса моего отца не стало. Вот такая была у них любовь.
Они вырастили нас такими же любящими, какими были сами, и я считаю, что это очень важно. Если в семье есть любовь, то это будет переходить из поколения в поколение. Я очень люблю этот спектакль и обязательно повезу его на фестиваль в Амед. Спектакль «Дорога к себе» откроет фестиваль. Я видел там, в крепости, площадку и покажу спектакль именно на ней.
— Владимир, я знаю, что в декабре прошлого года Вы были в Амеде и принимали участие в Международной конференции по курдской культуре и искусству, где Вам было предложено создать курдский балет.
— Я впервые посетил Курдистан. Увиденное меня потрясло, и я решил вернуться на землю своих предков.
Я не могу этого описать, но, когда был в Карсе, я вдруг вспомнил свою бабушку. Когда мы там зашли перекусить в одно кафе, нам подали сыр, мед и масло. И вот эти самые простые вещи, которыми меня часто кормила бабушка, были для меня в тот момент самыми вкусными.
Наш народ очень древний, но мы — молодая нация. Я почувствовал это в Амеде: народ древний, а люди молодые, и это оказалось для меня одним из самых сильных впечатлений. Меня буквально поразило все то, что я увидел на Родине.
В Амеде мне предложили создать классическую балетную школу. Гордость и престиж любого народа — это искусство. В Амеде я стал свидетелем профессионального исполнения наших народных песен, танцев и был поражен этим.
Я объездил весь мир, но такого не видел никогда. Наш народ — удивительно талантливый.
Когда я учился в Ленинграде, из Грузии приехал режиссер. Я танцевал Ромео. За кадром звучала курдская музыка, а диктор говорил, что так, как движется курд, может двигаться только курд, повторить этого невозможно — курдов иная структура движений.
Я хочу действительно создать в Курдистане балетную школу и театр. Это очень серьезная и сложная миссия, но она крайне важна для меня. У наших детей появится возможность обучаться искусству балета. Это очень важный фактор.
Я желаю читателям газеты «Свободный Курдстан» свободы. Есть две важнейшие вещи — это любовь и доброта, продлевающие жизнь.
Тот, кто много отдает, получает еще больше. Очень важно быть добрым и открытым.
В конце я еще раз хочу повторить: для меня будет большой честью сделать хоть что нибудь для своего народа.
Беседу вели Ишхан МИРОЕВ, главный редактор газеты» Свободный Курдистан», и Курдистан ИСАЕВА, администратор сайта «Kurdishcenter.ru».
http://kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3298;l—-r&catid=57&Itemid=81
Справка www.kurdist.ru
Выдающийся российский артист балета Владимир Касумович Аджамов родился 24 апреля 1955 г. в г. Тбилиси (Грузия), где и начал свое обучение балетному искусству у педагогов Д.Метревели и С.Векуа. Затем он продолжил свое обучение в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой у выдающихся педагогов: Ю. Литвиненко, Б. Шаврова, В. Шатилова. В балете с 1974 года по настоящее время.
Классический танцовщик лирико-героического плана, достигший не превзойденного никем из петербургских артистов уровня исполнения современной хореографии.
По окончании училища у В. Аджамова был богатый выбор: яркого и одаренного выпускника приглашали на роль ведущего танцовщика сразу несколько театров: и Большой театр в Москве, и Кировский (Мариинский) театр, и Малый театр Оперы и балета им. М. П. Мусоргского Ленинграде. Но В. Аджамов выбрал именно Малый театр, куда он был приглашен О. Виноградовым.
Творческий путь В. Аджамова с самого начала складывался удивительно счастливым образом. Ему не пришлось, подобно многим танцовщикам, начинать свою карьеру в театре с должности артиста кордебалета и на протяжении нескольких лет добиваться сольных партий. В 19 лет он уже стал звездой, признанной на мировом уровне.
В. Аджамов являлся ведущим танцовщиком Малого театра Оперы и балета на протяжении 30 лет. В его репертуаре — более 40 ведущих партий, как в классических, так и в современных спектаклях. Первый исполнитель партий: Ромео; Принц («Золушка»), Флориндо («Слуга двух господ»), Орфей («Орфей и Эвридика», Карл («Разбойники»), Манкурт («Легенда о птице Доненбай»), Лебедь («Гадкий Утенок»), Макбет («Макбет»); прочие партии: Зигфрид, Альберт, Джеймс и др. Перечисление всех, равно как и всевозможных конкурсов, лауреатом которых не раз становился В. Аджамов, заняло бы добрую страницу.
С 1974 г. регулярно гастролировал по миру, участвовал в различных фестивалях в качестве и исполнителя, и члена жюри.
Яркая творческая индивидуальность танцовщика привлекала многих выдающихся хореографов. Специально для него ставились балеты, приглашались балетные труппы на новые спектакли. За свою творческую жизнь Владимир Аджамов работал в мастерских таких хореографов, как О. Виноградов, Н. Боярчиков, Н. Долгушин, Б. Эйфман, Г. Алексидзе, Л. Лебедев, В. Карелин, Г. Ковтун, Э. Смирнов и многих других. Почти каждая его работа вызывала как зрительский интерес, так и интерес балетной критики. Многие спектакли с его участием назывались лучшими работами года: «Манкурт», «Разбойники», «Макбет», «Мастер и Маргарита», «Гадкий утенок», «Странник», «Тихий Дон», «Трагедия русского фавна». В 1993—1994 гг. В. Аджамов был признан лучшим танцовщиком года. 1996 — лауреат премии «Золотой софит» за лучшую мужскую балетную партию.
2001 г. — президент Ассоциации Современной Хореографии.
С 2000 года В. Аджамов — президент и художественный руководитель творческого объединения «Летящий во времени».
Фильмография
2004 — «Демон» (реж. И.Евтеева) — Демон
2005 — «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко) — эпизод
2009 — «Маленькие трагедии» (реж. И.Евтеева) — дон Гуан
Режиссура спектаклей
2009 — «Дорога к себе», хореография Л.Лебедева
2011 — «Скиталец», на основе хореографии Л.Лебедева в спектакле «Странник»
Заслуженный артист России.