Опубликовано: 22.05.2011 Автор: Admin Комментарии: 0
Курды вместе с армянским священником (посередине)

      Курды вместе с армянским священником (посередине)По мере того, как архивные материалы по части, касающиеся «армянского вопроса», так называемого «геноцида армян» и особенно армяно-курдских отношений, становятся доступными для широкой публики, становиться очевидной, что скорее правомерно можно во всеуслышание заявить об геноциде курдского народа, но только не армян, которые и были непосредственными участниками и инициаторами этих кровавых конца XIX и начала XX века событий.  Сами же армянские источники признают, что потери армян в войне за «Великую Армению от моря  и до моря» если составляли 300-400 тысяч, то более 800 тысяч курдов стали жертвой этой армянской бредовой идеи, заложниками которой остаются и по сей день. Пример этому – участь сотни тысяч курдов из Кавказского Курдистана — Лачина, Губатлы, Зангелана, Кельбаджара и Джабраилского района Азербайджана, Курды и армянский священник (посередине) которые в результате армянской оккупации и по сей день разделяют горькую участь скитальцев-беженцев. 

      Редакция www.kurdist.ru публикуя  подобные архивные материалы касательно армяно-курдских отношений, далек от политики разжигания антиармянских настроений  в курдской среде. Наоборот,  мы считаем что армянской стороне прежде, чем обвинять курдов в соучастии с турками, даже главными участниками в «геноциде» армян, будет полезной ознакомиться с этими материалами и объективно взвесить свои претензии курдской стороне.  

 

ПОТЕРИ КУРДОВ В НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ

 

     Вопрос о том, каково будет количество мусульманского населения в Турецкой Армении после войны, имеет важное значение для полити­ческих судеб нашей родины. Часто приходится слышать, что курды по­несли огромные потери во время войны, но первые обоснованные дан­ные по этому вопросу дает на страницах «Мшака» г. А. Атанасян, один из уполномоченных союза городов на Кавказском фронте.

     «Полученные мною и проверенные сведения, — говорит он, — до­казывают, что если армяне в течение этой войны дали 360 ООО челове­ческих жертв, то курды также имели огромные потери.

     Все пространство, — начиная с Ванского озера на юг и на запад, рай­она Битлис-Буш, затем через Хныс, Буланык, Патноц, Маназкерт, Ала-Даги вместе с Алашкертом, до районов Басена и Байазид-Диадина, где до войны жило более 800 000 курдов, — в настоящее время совершенно опустело. Сотни курдских деревень разрушены и опустошены. Интерес­но выяснить, выселились ли курды их этих районов во время отступле­ния турок в другие области или погибли?

     Произошло и то, и другое, причем надо иметь в виду, что выселение, [отступление, совершалось у них при весьма неблагоприятных условиях: во время отступления всякого рода эпидемические болезни в букваль­ном смысле уничтожили целые курдские племена и районы, и голод и холод довершили дело разрушения.

 

— Из моих 20 селений, — рассказывает мне известный курдский помещик в Хошабе Бахрибеке, — в которых жило более 12 000 курдов, еще в течение первых 6—7 месяцев войны от болезней умерло более 8 000. Мои крестьяне находились в сравнительно более благоприятных условиях, чем другие, ибо мы почти не сдвинулись с места. Что касается других наших племен, многие из них почти совершенно истреблены. В семьях, в которых до войны было 20—30 душ, теперь не насчитаешь и 3—4 человека. Всюду то же самое. Не забывайте, — продолжал он, — что вы, армяне, имеете медицинский персонал, лекарства, сестер ми­лосердия, санитаров; вы имеете питательные пункты, национальные и правительственные организации, которые заботятся об отступающем населении: кормят, одевают и оказывают всяческую помощь беженцам, собирают сирот и дают им приют. А мы? Турецкое правительство ничего нам не дает и не давало, кроме тех страшных ограблений, которые он производило у нас под именем реквизиции. Все наше скотоводство, на котором зиждется сила курдов, погибло — от огня, голода или рекви­зиции.

     Рассказ курдского бека соответствует действительности. Начальни­ки армянских добровольческих дружин в один голос утверждают то же самое.

— По моему мнению, — говорит один из них, — во время этой войны курды потеряли все. И если до сих пор еще они продолжают бороться против наших сил, то это жалкие остатки курдов в восточном Курдиста­не и районе Диарбекира, число которых не превышает 250 ООО.

      Не менее интересны сведения о количестве потерь у курдов, непо­средственно участвовавших в войне.

— Я, — говорил мне один русский офицер, — с самого начала войны находился в тех районах, где мы имели горячие столкновения главным образом с курдами. И я не ошибусь, если скажу, что число одних убитых курдов превышает 40 ООО. Я уже не говорю о раненых, которых вдвое больше, чем убитых.

В Муше известный и весьма популярный богач турок Джафар-ага рассказал мне следующее:

— Я лично видел целые курдские племена, которые были буквально истреблены в течение нескольких месяцев войны холерой, брюшным и сыпным тифом. Сотни курдских трупов лежали в их деревнях. (…]

— Как вы думаете, сколько в общем погибло курдов во время этой войны?

— Трудно сказать об этом что-либо даже приблизительно. У нас счета, числа нет. Поверите, — сказал он, — что не можем даже сказать, сколько было у нас народу в Муше. Но одно не подлежит сомнению. И это то, что курды потеряли три четверти своего общего числа. И это я знаю от одного из курдских вождей. (…)

 

Потери курдов в настоящую войну //Армянский Вестник. 1916. 13 ноября. №42. С.15.

 

 

 

www.kurdist.ru

 

0

Оставить комментарий