Опубликовано: 14.05.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

2011-05-13

Эльхан Тагиев

      Эта реальная история произошла в Тифлисе в 1906 году. Мой дед, Шукюр Джафаргулу оглу Тагиев родился в курдской семье в 1886 году в селе Алиянлы в Карабахе (ныне находится в Лачинском р-не Азербайджана).  В начале ХХ века началась война межу азербайджанцами и армянами (1905-1906). Вместе с курдами-мусульманами мой дед принимал активное участие в конфликте. Вся Шуша его знала. Он прославился тем, что в одиночку делал рейды  против вооружённых армян, которые устраивали засады на дорогах. Безоружных он никогда не трогал – это было для него делом чести.

      И вот как только завершилось кровопролитие в Шуше, царская охранка арестовывает моего  деда и отправляет его  в Тифлис  (причину я не знаю) .   Вслед за ним шушинцы –мусульмане отправляют  лидера общины города  в Тифлис с требованием  освобождения  Шукюра.

      Получив послание из Шуши, Наместнику  Воронцову-Дашкову стало интересно:  кто же такой этот 20-ий летний курд?  Деда привели в его резиденцию. Как дед  рассказывал,  в сопровождении конвоиров он вошёл в зал. В центре стоял  накрытый стол. Во главе стола сидел сам граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. Вокруг него сидели высокопоставленные офицеры царской армии и грузинские князья. Все были в   подвыпившем состоянии.  Воронцов-Дашков сделал знак рукой и Шукюра подвели к нему.

      Он собственноручно налив вина в бокал, протянул Шукюру и сказал, чтобы тот выпил за здравие Императора Российской Империи Николая II.   Шукюр сказал, что он мусульманин и Священный Коран запрещает правоверным мусульманам пить вино. Граф, до этого бывший в приподнятом настроении, резко посуровел, в лице появилась ярость. В зале стояла  гробовая тишина. Какой-то  молодой курд  посмел отказать при многочисленных свидетелях  самому Наместнику  всего Кавказа Воронцову-Дашкову.

       Этого конечно же граф не смог бы  простить, он был унижен по его понятиям. Но дело в том, что Шукюр  не подумал бы  и в дурном сне нанести оскорбление первому лицу Кавказа. Просто он Аллаха боялся больше, чем простого смертного,  будь даже смертный трижды Наместником Императора на Кавказе. Воронцов-Дашков вытаскивает револьвер и приставляет его к виску Шукюра.

        В тот миг, когда к виску Шукюра был приставлен револьвер, во дворе резиденции  произошла какая-то заваруха между казаками и какими-то людьми, прозвучали выстрелы. Все сидевшие в зале сразу бросились в ту сторону. В этой суматохе, воспользовавшись шансом данной судьбой,  Шукюр, перемешавшись с людьми, смог выйти во двор и раствориться в улочках Тифлиса.

       В 20-х годах он с компаньоном создал транспортную компанию (“Автокоп”), автомобили которой курсировали между Шушой и станцией Евлах (ныне гор. Евлах).

       В 1920 году родился мой отец – Идрис Тагиев. В 16 лет он прибавив в документе свой возраст и поступил в Бакинский аэроклуб втайне от отца, сказав ему, что поступил в училище. Он мечтал быть военным лётчиком.  Пройдя строгую медкомиссию, И.Тагиев был зачислен в аэроклуб на лётное отделение. Через шесть месяцев он, как способный курсант показавший отличные результаты,  был допущен к самостоятельному полёту.  В       1936 году в двухместную палатку кроме отца заселился новый курсанта. Это был старший сын Первого секретаря ЦК КП  Азербайджана Мир Джафара Багирова – Владимир Багиров. Идриса проинформировали с кем он будет в одной полевой палатке. Владимир Багиров как вошёл в палатку , посмотрел на фанерный чемодан моего отца и с размаху ударил ногой по чемодану. Все вещи разлетелись. Конечно же гордый и воинственный нрав курда молниеносно  дал о себе знать.  У отца была сильная рука. И как результат, Идриса сразу отвели в кабинет особистов. Для отца дело приняло слишком серьёзный оборот. Увольнением это не закончилось бы.

         История повторилась. В самый решающий момент помощь пришла оттуда, откуда и не должна была прийти. В кабинет  к офицеру НКВД вошёл сам Владимир Багиров и потребовал, чтобы немедленно отпустили Идриса, в противном случае он свяжется с отцом. Идрис и Владимир когда вышли из кабинета, на вопрос: "Владимир,  почему ты спас меня?",  тот ответил:  " Ты первый человек  в Азербайджане, кто не побоялся  меня ударить. Ты не трус. Мы будем настоящими друзьями".

       Впоследствии,  во время Великой Отечественной Войны лётчик Владимир Багиров геройски погиб в боях на Кавказе в 1942 году.

       Шукюр Тагиев, узнав правду, где же на самом деле учится его сын, приехал из Агдама в Бакинский аэроклуб. На вопрос  моего деда,  где Идрис, дежурный у входа  рукой показал на небо и сказал:" Вот, отец,  где Ваш сын!" В это время Идрис, сидя один за штурвалом военного самолёта, самостоятельно выполнял фигуры высшего пилотажа. Заявив  руководству аэрошколы, что Идрис несовершеннолетний,  Шукюр Тагиев забрал сына в Карабах. В 1939 году Идрис Тагиев добровольно пошёл на Финскую войну.  Он был участником  Великой  Отечественной  Войны. Старшим лейтенантом мед. службы  Первой Гвардейской Армии. В рядах 3-его Белорусского Фронта с боями дошёл до Праги. В Берлине и он оставил запись на колоннах разрушенного Рейхстага.

          Может быть, Идрис Шукюр оглу Тагиев первый в истории  курд,  который  в 16  лет один пилотировал военный самолёт  и  выполнял  фигуры  высшего  пилотажа!

 

http://kurdistan.ru/2011/05/13/articles-10412_Dve_istorii_otec_i.html

 

 

                                                                                                 

 

 

0

Оставить комментарий