Опубликовано: 27.03.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад

 

     До сих пор не затухает споры над этнонимом «курд»…

     Некоторые ученые, вопреки историческим фактам и в угоду политической конъюнктуре, пытаются  этноним «курд» через арабское произношении «акрад»  перевести как «кочевник» и стремятся убеждать, что арабы всех кочевников иранского нагорья и Месопотамии называли «акрад» в смысле «кочевник», выводя это определение из этимология арабского глагола каррада — «изгонять»[1] и это несмотря на то, что глаголь «каррада» и слово «акрад» — по форме и по смыслу разные понятия.

[1]В. Никитин. Курды. Москва 1964. С.66.

     При этом преследуется неблаговидная цель добиться утверждения что, курды на местах обитания не автохтоны, пришлые и о них в истории отсутствует ранние упоминания, что, по их мнению, облегчит им задачу не  только переиначивания и присвоения курдской истории, но и отказе курдам в элементарных человеческих правах и праве на государственные образования в ее любых проявлениях.

    Общеизвестно что, арабы под  термином бедуи́ны (араб. بدوي badawī, во множ. числе beduan — «обитатель пустыни (степи)», «кочевник», от арабского «эль-байда» – пустыня) — обозначают всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни. Кочевник есть кочевник и ни на одном языке мира это понятие не разделяется по этническим признакам. После арабского завоевания в Месопотамии, иранском и армяно-курдском нагорьях и Закавказье переселились очень много арабских племен, ведущих кочевой образ жизни и ни к одной из них не применялось эпоним «акрад» в смысле «кочевник», иначе их вместе с аборигенами региона также называли бы не иначе, как «акрадами».

      А исторические факты свидетельствуют другое.

      В двух шумерских глиняных таблицах с клинописью, датируемой 2000 лет до н.э.,  упоминается страна Kar-da-ka (Кар-да-ка)[1], которую ученые локализовали на юге Ванского озера, рядом страной Su. Спустя тысяча лет, ассирийский царь Тукультиапал-Эшарра I (Тиглатпаласар I), царь Ассирии, правивший в 1115-1076 гг. до н.э. воевал с народом Kurtie  на горах Азу, которую ученые идентифицируют с современными горами Хазо[2] в Битлисской области.

      

     Жителей страны Кардака ученые идентифицируют с кардухами, через земли которых с 10-тысячными греческими наемниками отступал участник похода и историк Ксенофонт (401-400 гг. до н.э.), о которых он напишет в своей книге «Анабазис».

      Английский курдолог А. Сафрастьян в своей книге «Курды, их происхождение и история» пишет: «Курдские племена сражались  против   шумер­ских династий… Хеттский царь Суппилулиума (1370 г. до н. э.) называет их гурдами и упоминает   их  бога Гира. В качестве главной составной   части   Наирской конфедерации они сражались со всеми великими асси­рийскими царями, начиная от Салманасара  и других царей, и, наконец, помогли Ксерксу и Киру разгромить Ниневию и Вавилон». Позже,  при  персидских  царях Кире и Дарий, курды играли важную роль во внутрен­них делах. Они воевали против греческих войск Ксенофонта во время его отступления через нынешние районы Иракского Курдистана и занимали видное положение при династии Сасанидов»[3].

      Страна кардухов к началу н.э. древнегреческим авторам будет известна как Gorduene (Кордуэна, Гордиена). Название страны кардухов Гордиена, позже, древнесирийским авторам было известно как «Джезире де Карду», которая охватывала верхнюю часть Месопотамии (Мосул, Харран, Нисибин, Мардин, Ботан и близлежащие области). Арамейцы Кордуэну назовут как  BethKardu, то есть «Дом» (Земля) Карду», которую  локализуют с областью, которую  сами курды называют Джезире Ботан. Геродоту не известно было название Гордиена, Кордуена, но он сообщает, что Пактии вместе с соседней с нею Арменией входили в 13 сатрапию Ахеменидской Империи. Область (Страна) пактиев современными учеными локализуется с Джезире Ботан (Бохтан), считавшейся одной из трех колыбелей сложения курдского этноса. Армянский историк XIX в. Н. Адонц также утверждает, что «имя пактиев сохранил нынешний Бохтан по Восточному Тигру; есть и курдское племя «бохту»[4]. Бохтанская область западнее Хаккариа на севере распространялась от горы Джуди в области Джезире Ботан на Тигре до области Мокс[5].

     Древнеармянские источники также упоминают Кордуену в виде Кордрика, Кордука, Курдик. Армянская География VII века Кордрик делит на 11 областей: 1. Кордук. 2. Кордрик Верхний. 3. Кордрик Средний (у Инджиджяна — Айгаванк). 4. Кордрик Нижний. 5. Айтунак. 6. Айгарс. 7. Мотоганк. 8. Вор Сиранк. 9. Каратунис. 10. Чахук — Джульфа (Чула). 11. Малый Албак[6].

     Армянские ученые, признавая очевидный факт «доармянского происхождения»[7] названия области Кортчея в том виде, как оно принято в армянской Географии VII века, назывют ее «кортчейско (курдской)»[8]. Они также признают, что многие видные княжеские роды происходят «из Кортчеи»[9], т.е. были курдами по происхождению, но в то же время, противореча сами себе, не желают в исторических насельниках данной области видеть курдов. Область от Хой-Салмаса на севере Урмийского озера и до Маранда армянские историки IV-VII вв. называли Крчунией[10]. Н. Адонц пишет, что «вместе с мардами между Загром и Нифатом жили… куртии, которые утвердились южнее мардов в местности, которая потом называлась по их имени — Кортчея. Куртии — предки нынешних курдов. У Фавстоса Бузанда (IV в.) Кортчея обозначает район Салмаса; позже она занимала соседние Кордуенские земли, «очевидно, вследствие усиления влияния курдов»[11]. Согласно В. Ф. Минорскому, Кортчея простиралась от Салмаса и до южного Хаккяри. Н. Адонц считает названия областей «Гордиена-Кордрик-Тморик» доармянского происхождения, в которых исторически всегда доминирующим был именно курдский элемент. О приходе в эти области армян и ассимиляции ими местного населения данных также нет. По признанию самого Н. Адонца, «куртии и кардухи менее других подпали под влияние армян…»[12].

      Общеизвестно, что ранние письменные источники, в частности, древнеармянские, последнего мидийского царя Астиага называли Аждахак («Дракон»), а всех мидийцев – рожденными от змей — марами. Армянский исследователь второй половины ХIХ века  К. Хачатуров,  продолжая эту традицию, пишет об «Астиаге (Аждахаке), царе курдов»[13]. Другой армянский исследователь второй половины XIX в. Худобашев, с опорой на  высокий авторитет других армянских историков (Чамчьян. «История Армении»; Индиджян. Географическое описание всей земли армянской и ее жителей»»), пишет, что «курды произошли от мидян, известных между армянами под общим названием МАРКЬ. Курдами они  называются потому, что, во времена существования древнего Армянского царства, жили в той части  Армении, которая называлась тогда Кордрик или Корд, а ныне называется Курдистаном»[14]. Далее автор сообщает, что эти курдские племена, пришедшие в Армению под «предводительством Мидийских князей», а «именно, в Кордрик и Мокк, поселились в них и были названы курдами[15]». Далее он пишет, что «Мидяне пришли в Армению в царствование Багратуни, — и жили в нынешних «пашалыках — Ванском, Мушском, Баязидском», «управляясь своими эмирами или беями». Они живут, и до настоящего времени, на тех же «местах и называются курдами»[16]. Армянские историки годы правления династия Багратуни (Багратиды) указывают ок. 220 – 1045 гг. Хотя, из истории  хорошо известно, что в 595 гг. до н.э. территория Урарту уже была подконтрольна мидийцам-курдам. Эти мидийцы-курды, вопреки утверждениям поздних — современных армянских источников, не сплошные «дикие кочевники», а дельятся на «оседлых – живущих в городах и деревнях, и — неоседлых или кочующих». Главное занятие кочующих состоит в скотоводстве и разведении пчел[17]. Оседлые курды занимаются земледелием, промышленностью, торговлею[18]. Курды «очень любят сказки и поэзию, что, «предмет их песен — любовь к свободе, сражения, разные достопамятные происшествия и пр.»[19]. В ареале своего обитания курдские племена известны своими курдскими названиями: курды, живущие в Баязидским пашалыке, называют себя не Баязидли, но Сливанлы, потому что весь этот округ известен у них под именем Сливан; в Богеш, Муш, Сассунн и проч., называют себя Рошки и сам округ — Рошкан»[20].

       Таким образом, очевидно, что ближайшие соседи курдов – армяне также под этнонимом курд  видят по крайней мере название местности, а не кочевого образа жизни, тем более, что изрядная доля курдов были оседлыми.

 И в современной Азербайджанской Республике в целях отрицания курдов как этноса, вполне серьезно взялись убеждать общественность в том,  что «в Азербайджане всех  мужественных и  храбрых людей принято называть курдами…»[21].

  

       Несмотря на обилие фактического материала, современные армянские ученые противореча самим же древнеармянским источникам, пытаются игнорировать ту истину, что именно курды передали свой этноним на данную местность и пытаются доказать, что Кордуена (Be Qardū сирийских, Кордук-Тморик (Кордуена-Таморитис) армянских источников) гораздо позже и только лишь в позднем средневековье стала курдской областью — позднее эмиратом Бохтан.

     Арабы область проживания курдов стали называть как применяли Bakarda (Kardai). Согласно арабского средневекового историка Йакута (IV, с. 56.), который в передаче Ибн-Асира  сообщает, что  Область Бакарда являясь частью Джезире (Ботан), охватывает 200 населенных пунктов (al-Тааманин, Джуди, Фируз-Шапур) и занимали район среднего течения р. Тигр, от области Бохтан у горы Джуди и далее через Безабду (по-арабски—Джезират Ибр Омар) к горам Загроса на востоке[22].

      В семитских языках, в Аккаде и Ассирии kordu (корду) означал «сильный», храбрый;  karadu (караду) — «быть сильным»[23]. И на персидском (фарси) языке название гурд (курд) означает «герой»[24]. 

      Примечательно, что Страбон, описывающий военное обучение персидских юношей,  пишет о юношах, которых  персы «называют кардаками, так как они живут воровством (слово carda значит «мужество», и «воинственный дух»)[25]. Конечно, исходя из морали ХХ века, не следует рассуждать о понятиях двух тысячелетней давности. Суть военных походов заключалось в грабежах и захвате добычи, для чего сила, выносливость, храбрость, бесстрашие и презрение к смерти означал много.

      А разница между Шумерским Кар-да-ка и Страбоновским Кардака (даже он их заимствовал у персов) – ровно 2 тысяча лет и несмотря на это оба слова по значению звучать одинаково. Каким образом и через кого это слово дошло до персов? Даже если эти два слова разные, то почему по значению и по смыслу означают то же самое?

 

В  исторической  хронике  «Карнамаг – и  Ардашир – и  Пабаган» (Книга  деяний  Ардашира  сына  Папака»),   датируемой  учёными  VI  веком:                           

 Глава  VIII

  1. После  этого  он  собрал  большое  войско  и  пошёл  на  битву  с  курдским  царём  Мадиком [Мадик – Мидиец, прим. О.М.Чунаковой]. Произошло  много  сражений  и  кровопролитий,  войско  Ардашира  потерпело  поражение.
  2. И  Ардашир  со  своим  войском  заблудился  и  ночью  пришёл  в  пустыню,  где  не  было  ни  воды,  ни  еды.

8.   А  войско  Мадика  считало  так: «Нам  теперь  нечего  бояться  Ардашира,  так  как

      он  разбитый  вернулся  в  Парс».

       Глава IX.

  1. (Но) Ардашир  снарядил  4000  человек,  совершил  на  курдов  ночной  набег  и  убил  из  них  1000  человек
  2. других  ранил  и  взял  в  плен  и  послал  в  Парс  вместе  с  сыновьями,  братьями  и  детьми  курдского  царя  много  имущества  и  богатства.

 

Царь Парфии Ардаван в своем письме Арташиру называет его «курд, рожденный в кочевье курдов»[26].

       

 

          А. Фирдоуси в своей поэме Шах-Наме в «Сказании о Заххаке» приводить миф о зарождении курдского этноса, которые из-за грозящей им смертельной опасности вынуждены были бежать в горы:

 

Когда число их составляло двести

То из дворца всех выводили вместе,

Давали на развод овец, козлят,

И отправляли в степь… И говорят:

Дало начало курдам это семя,

И городов чуждается их племя…

 

      Курдский историк Шараф хан Бидлиси, касаясь происхождение курдов, писал, что «слово «курд», несомненно, означает «наделенный мужеством», ибо большинство героев своего времени и славных богатырей вышло из этого народа[27].

 

     И до сих пор среди курдов распространены собственные мужские имена «Карда», «Кардо», «Курд», «Курде», который и на курдском также означает «мужественный». 

 

      Таким образом, фактический материал позволяет сделать выводы о том что:

 

  1. Под этнонимом курд воспринимается конкретный этнос под названием «курд», который означает «наделенный мужеством», «герой», «храбрец»;
  2. Курды как автохтоны, передали свой этноним «курд» к своему обширному ареалу обитания, известной как Страна Курдов — КУРДИСТАН.
  3. Поэтому следует в этнониме «курд» видеть присущей этому народу рыцарские качества, а не аморфное понятие «кочевники», как утверждают далекие от науки горе-ученые.

 


[1]Trureau-Dangin, Revue r'Assyiologie, V, 99; VI, s. 67. Цитируется по «Th. Bois, V. Minorsky, D.N. Mac Kenzie. KÜRTLER ve KÜRDİSTAN (The Encyclopaedia of islam, Kurds, Kürdistan)». Istambul, 2004. S.41(перевод с английского, на турецком языке).    

[2]G. R. Driver, The name Kurd and its philological connexions, in JRAS (1923),

393-403; Цитируется по «Th. Bois, V. Minorsky, D.N. Mac Kenzie. KÜRTLER ve KÜRDİSTAN  (The Encyclopaedia of islam, Kurds, Kürdistan) Istambul, 2004. S.41(перевод с английского, на турецком языке).     

[3]Никитин В. Курды. Москва 1964. С.8.   

[4]Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. С. 394. Ереван, 1971.  

[5]Лерх П. В., ук. соч., с. 71.

[6]Армянская География VII века по Р.Х. С. 46-47. Спб., 1877.

[7]Адонц Н., ук. соч., с.230.

[8]Адонц Н., ук. соч., с.231.   

[9]Адонц Н., ук. соч., с.265.    

[10]Адонц Н., ук. соч., с.318.    

[11]Адонц Н., ук. соч., с.418.     

[12]Адонц Н., ук. соч., с.418.     

[13]Хачатуров К. Курды, черты их характера и быта. Сборник материалов для описания местностей и племен кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1894 г., выпуск 20. I отдел. Стр. 64.

[14]А. Худабашев. Обозрение Армении, в географическом, историческом и литературном отношении. СС.67-68. Спб, 1859.

[15]А. Худабашев, ук. соч., С.68.

[16]А. Худабашев, ук. соч., С.69.

[17]А. Худабашев, ук. соч., С.74.

[18]А. Худабашев, ук. соч., 71.

[19]А. Худабашев, ук. соч., С.75.

[20]А. Худабашев, ук. соч., 71.

[21]Газета «Yenı Müsavat». Баку, 1992. №№ 6 -7. Статья «Kürdler ve kurdculuk»(на азербайджанском языке).

[22] Никитин В. Курды. Москва 1964. С.8. 

[23]«Th. Bois, V. Minorsky, D.N. Mac Kenzie. KÜRTLER ve KÜRDİSTAN  (The Encyclopaedia of islam, Kurds, Kürdistan) Istambul, 2004. S.43 (перевод с английского, на турецком языке).

[24] Никитин В. Курды. Москва 1964. С.66.

[25]Страбон. География. XV.III. 18.  М., 1994. С. 681.

[26]Ат-Табари. История пророков и царей (Фрагмент о первых Сасанидах). С.278. Текст переведен по изданию: The Eastern Roman Frontier and the Persian Wars A.D. 226-363. A Documentary History. Ed. M. H. Dodgeon, S. N. C. Lieu. London, 1991. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Tabari/per1.phtml?id=1374

[27]Шараф хан Бидлиси. Шараф Наме. Том 1. С.85. М., 1976.

 

www.kurdist.ru

0

Оставить комментарий