Опубликовано: 12.03.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

История трагедии курдского города Камышло в Сирии

   События, начавшиеся 12 марта 2004 года во время футбольного матча в одном из населенных пунктов Юго-западного Курдистана под названием Камышло, и превратившиеся в серьезное арабо-курдское противостояние, обсуждались довольно активно потому, что оказались первым событием такого рода во взаимоотношениях Сирии и курдов.

      Ни те, кто запланировал этот конфлики, ни сам ход не были правильно доведены до общественного мнения. Давление, оказываемое на курдов по настоящее время, свидетельствует о той серьезной угрозе, которая нависла над курдами. 

      

     

       Необходимо вновь рассмотреть отношение к курдам сирийских властей, играющих серьезную роль в политике гнета и ассимиляции, осуществляемой по настоящее время в отношении курдского народа.     

      Прошло шесть лет с того дня, когда 12 марта 2004 года в городе Камышло Юго-западного Курдистана возник конфликт, в результате которого десятки человек погибли, а сотни были арестованы. Поджог кинотеатра «Амуде» в 1960 году, в результате которого погибли дети, и поджог тюрьмы в г. Хасеки в 1963 году, унесший жизни многих заключенных, являются отражением традиционной курдской политики режима BAAS; события, вспыхнувшие 12 марта 2004 года в Камышло, с точки зрения курдов, стали ничем иным, как третьим случаем геноцида курдов.

      В показаниях свидетелей происшествия и потерпевших красной нитью звучит мысль о том, что за этими событиями стоит крупная провокация и реализация серьезных планов против курдов. в течение шести лет, прошедших после событий в Камышло, сирийские власти фактически продолжают свою политику давления на курдов. Что же находится за кулисами событий, начавшихся тогда в Камышло и продолжившихся в других курдских городах?    

 

Противостояние футбольных команд

 

     Для того, чтобы посмотреть футбольный матч между курдской командой «Джихад» и арабской командой «Фитуве (Молодежь)», который должен был состояться 11 марта 2004 года в пятницу, из населенных пунктов Деррик, Тирбеспи, Серикани, Амуде сотни курдов приехали на муниципальный стадион в Камышло. Тот факт, что пятница в Сирии считается выходным днем, стал причиной сбора огромного количества людей. Незадолго до упомянутого футбольного матча в автомобильной катастрофе погибли пять футболистов, в том числе лучший игрок курдской команды, и в народе стали упорно ходить слухи о том, что это «проявление заговора, организованного против курдской команды, чтобы остановить ее прогресс». 

      Курдские болельщики при входе на стадион подвергались тщательному осмотру полиции. Ничего не разрешалось проносить на стадион, в том числе и радиоприемники. Что же касается сторонников команды-противника, а это были болельщики, прибывшие на автобусах из сирийской провинции Дерзор, где проживают наиболее националистически настроенные арабы, то очень странно, что, не подвергнув их никакой проверке, фактически им дали возможность пронести на стадион и огнестрельное, и холодное оружие. Этот случай двойного стандарта во время пропуска на стадион был очень эмоционально воспринят сторонниками курдской команды.  

 

Провокационные лозунги

 

     Крайне расистский характер носили лозунги, которые выкрикивали при въезде в курдский город Камышло и на стадион болельщики, приехавшие на матч извне. Вот некоторые из этих лозунгов: «Да здравствует Садам!», «Будь прокляты курдские лидеры!», «Вас ожидает второй Халебдже!». Болельщики, прибывшие из сирийского Дерзора, не довольствуясь этим, демонстративно раскрыли плакат с изображением Саддама Хусейна. Указанные выше провокационные лозунги способствовали, что еще до начала матча между группами молодежи начались словесные перепалки. Сразу же после начала матча эти словесные распри превратились в физическую агрессию против курдов. Живой барьер из сотрудников полиции, образованный между двумя группами в начале матча, буквально растворился после того, как начались агрессивные действия. Арабские болельщики, используя привезенное с собой огнестрельное оружие, ножи и камни, полностью перешли в атаку на курдов.

     Те, кто пытались спастись, выйдя за пределы стадиона, не смогли этого сделать, поскольку полицейские, спокойно наблюдавшие за этими кровавыми событиями, накануне закрыли все ворота на замки. Некоторые курды, оказавшиеся в ходе этих событий в кругу арабов, стали очевидцами разговоров следующего типа: «убейте столько курдов, сколько сможете убить, никто не сможет вас за это осудить, потому что все происходило в стычке, начавшейся во время матча». Параллельно этим событиям сирийское радио сделало анонс о том, что на стадионе произошла стычка, в ходе которой погибло трое подростков, и потому родственникам погибших подростков надо приехать и забрать их тела. Курдские семьи, услышавшие это сообщение, немедленно бросились на стадион, где попытались узнать что-либо о судьбах своих детей. Но поскольку ворота на стадион были заперты, отчаявшиеся родственники выломали ворота, и только после этого люди смогли покинуть стадион.   

 

Вмешательство войск

 

     Воинские подразделения, расположенные недалеко от стадиона в день указанных событий, прибыв на стадион, открыли огонь по людям. Свидетели происшествия заметили среди тех, кто стрелял по людям, депутата Haseki и командира военного гарнизона данной провинции. Первым, кто погиб, пытаясь раненых и детей с места кровавых событий, был Ахмед Халил Мухаммед, уроженец Камышло, 1980 года рождения.   

      Курды, услышавшие  объявление по радио, немедленно прибыли на стадион, пытаясь узнать что-либо о судьбе своих родственников. В этой суматохе не только тяжело было узнать, кто ранен, кто убит, но также не удалось найти тела трех подростков, о гибели которых объявило сирийское радио. 11 марта вечером окончательно выяснилось, что в результате стрельбы по людям восемь человек погибли, а десятки были ранены. Все убитые и раненные были курдами. Если арабам помогал выйти из эпицентра кровавых событий целый армейский батальон, то курды были оставлены на произвол судьбы, с раненными и убитыми соотечественниками.  

 

Акция 12 марта

 

     На следующий день сирийская и практически вся арабская пресса преподнесла эту трагедию как рядовое событие, имевшее место в ходе одного футбольного матча. О погибших вообще не было сказано ничего. 12 марта народные массы, собравшиеся в Камышло с северных и южных окраин для того, чтобы забрать тела убитых родственников, маршем прошли в центр города. Члены семей жертв, захотевшие забрать тела своих убитых родственников, а также курды, пожелавшие выразить свой протест против этой кровавой трагедии, перешли в траурное шествие с флагами и лозунгами в руках. Шествие, начавшееся во многом по инициативе курдских народных масс, также сплотило действующие в регионе курдские организации. 8 человек, погибшие в ходе кровавых событий, имевших место накануне, были объявлены шехидами Курдистана, их хоронили в гробах, обитых трехцветными, желто-красно-зелеными полотнищами курдистанского флага.  

     Народные массы, начавшие шествие с севера и юга города, еще не успели соединиться в центре города, как подверглись нападению военных. Специальные подразделения, получившие усиление из других городов, пытались рассредоточить демонстрантов бронемашинами, слезоточивым газом и водометами. Когда же люди не стали расходиться, по ним открыли стрельбу. В результате этой стрельбы были и убитые и раненые. Пока еще нет точных цифр по поводу убитых и раненых в ходе вооруженного разгона демонстрации. Близкие родственники участников шествия, получивших ранения в ходе вмешательства военных, утверждают, что представители государственной власти всячески препятствовали вывозу раненых в больницы, а в больницах вообще отказывались их принять, говоря, что, якобы, «мест нет», это и побудило родственников обратиться в организации по правам человека. Неизвестно, сколько человек погибли в больницах. Упомянутые события разворачивались недалеко от армянского квартала, и армяне, приютившие у себя в домах женщин и детей, фактически предотвратили более кровавый исход трагедии.     

 

Препятствия, чинимые работе прессы

 

     Курды, не сделавшие ни шагу назад до 14.00, несмотря на убийства и ранения, смогли похоронить своих родственников, выкрикивая лозунги: «Герои не умирают, да здравствует лидер Апо!» Соотечественников, которые получили ранения в ходе стычек во всех концах города, но не были приняты в больницы, стали лечить курдские врачи. Многие водители, пожелавшие отвезти раненых в больницы, были задержаны представителями властей. Силы безопасности попросту разбивали камеры, изымали фотоснимки и кассеты, обнаруженные у представителей организаций по правам человека, пытавшихся узнать что-либо о состоянии раненых. В целях предотвращения дальнейшего распространения информации, власти стали чинить всяческие препятствия деятельности прессы, изымали любые снимки и репортажи.

 

Волна арестов

 

     После столкновений, продолжавшихся до самого вечера, родственники стали хоронить трупы. В качестве реакции на происходящее, представители курдской молодежи стали забрасывать камнями государственные учреждения. Свидетели событий утверждают, что многие государственные учреждения поджигали сами представители власти, желая представить это как дело рук курдской молодежи, дабы впоследствии использовать это в качестве аргумента в своих нападках на курдских народ. В тот же день силы безопасности стали арестовывать активистов прямо в домах. По обвинению в нанесении ущерба государственным учреждениям было задержано и арестовано множество безвинных людей.

 

События распространяются во многих курдских городах

 

     После событий в Камышло во многих регионах компактного проживания курдов и арабов стали распространяться слухи о том, что арабы, якобы, подверглись нападению курдов. Несмотря на то, что курды не совершили ни одного нападения, под воздействием этой пропаганды арабы, проживающие в курдских городах, стали массово покидать свои дома. В других курдских городах

     Amude, Serikani, Tirbespiye, Derik, Dirbesiye 13 марта началось народное восстание. В Derik и Аmude вспыхнули конфликты, в ходе которых были убитые и раненые. Процесс, начавшийся 12 марта, продолжился десять дней. События распространились на все курдские города от Камышло до Африн.

 

Курдские магазины грабят

 

     Во многих населенных пунктах имели место ограбления магазинов, принадлежащих курдам, нападения на их дома. 15 марта группа арабских националистов, состоящая примерно из 1000 человек, стали обстреливать дома, часть из них сожгли. В ходе этих событий 46-летний Нури Махмуд Паша, гостивший у своего двоюродного брата и попытавшийся при помощи оружия защитить себя и свою семью, был ранен в ногу и под контролем сирийской полиции перевезен в больницу с целью дальнейшего ареста. Группа арабских националистов, ворвавшись в больницу, на глазах у полиции убила Нури Махмуд Пашу. Получив ранения в грудь и голову, Нури Махмуд Паша погиб на месте. Полицейские так и не задержали никого из нападавшей группы. В Камышло было разорено и разграблено много магазинов, принадлежащих курдам.

 

Случаи смерти в тюрьмах и армейских подразделениях

 

     Курдов, брошенных в тюрьмы, под пытками заставляли подписывать обвинение. До сих пор неизвестными остаются личности и судьбы десятков человек, погибших под пытками в тюрьмах. Свидетели событий утверждают, что количество убитых во время уличных столкновений гораздо меньше количества умерших под пытками в застенках. Одной из них стала женщина-патриотка, курдянка из Дерсима Назлыйе Кечель. Эта женщина, арестованная по обвинению в участии в событиях 12 марта, была убита под пытками.   Еще одним местом эскалации силового давления на курдов является сирийская армия. Если во времена правления Хафеза Асета курды в сирийской армии занимали ключевые позиции, то после событий 12 марта командование, испугавшись мятежа военных курдского происхождения, стало увольнять или попросту убивать их. Факты этих убийств объяснялись следующим образом – покончил жизнь самоубийством, или был убит в какой-то бытовой стычке. На самом же деле на телах некоторых убитых сирийских военных курдского происхождения были найдены следы пыток.

     Хейри Бурджус Джиндо, уроженец Кызладжок, 1983 года рождения, был призван в армию в марте 2004 года. Когда эхо событий в Камышло достигло апогея, его тоже схватили и стали пытать. Хейри Бурджус Джиндо удалось дозвониться до отца, и он взмолился: «Если ты не приедешь и не спасешь меня, эти звери убьют меня».  Отец, поехавший навестить сына, проходившего военную службу на юге Сирии, застал сына в крайне ужасном состоянии. Поняв, что сына пытали, отец отвез его в больницу. Хейри Бурджус Джиндо, переживший столько пыток, скончался в больнице. Исковое требование отца скончавшегося солдата было отклонено. Компетентные лица в армии предложили Джиндо-старшему материальную компенсацию за то, чтобы тот отказался от всяких требований.

 

Убита женщина и ее сын

 

     16 марта 2004 года, курды, стоявшие в почетном карауле в аллее города Алеппо в годовщину памяти о жертвах геноцида в Халабдже,  подверглись нападению военных.  В ходе того нападения  в трагической форме погибла женщина и ее сын. Один выстрел военных, напавших на курдов во время минуты молчания, попал в голову 15-летнего Ари Февзи, отчего он погиб; од другого выстрела в сердце погибла его 41-летняя мать Фериде Ахмед. Многие из стоявших в почетном карауле были арестованы. Также были арестованы университетские студенты-курды, почтившие память жертв геноцида в Халабдже; в Дамаске, Латке, Хымысе по тем же причинам были исключены многие студенты университетов. 

 

«Камышло – это тот же Халабдже»

 

     Когда события 11 марта, продолжившиеся до 21 марта, выйдя из-под контроля сирийского государства, стали находить резонанс во всем мире, режим BAAS, прибегнув к собственным мерам, попыталось сломить сопротивление курдов. Ferzende Kamışlo, наблюдавший события вблизи, охарактеризовал их следующим образом: «Сирийские власти, уничтожавшие в прошлом курдов и покрывавшие все эти события, в этот раз не смогли этого сделать, потому что события развивались несколько иным образом. Акция, распространившаяся на все курдские города, сплотила курдский народ и нанесла урон государственной политике. Важная особенность акций, развернутых с лозунгами «Курдистан – это единая земля!» «Камышло – это второй Халабдже!», заключается в том, что они осуществлялись в истинно национальном духе».

 

Зозан СИМА

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3011;2011-03-12-12-35-28&catid=57&Itemid=81

 

0

Оставить комментарий