08.03.2011
Как мы сообщали, вместе с московскими курдами отмечала праздник Хдыр Наби курдская общественно – политическая деятельница, экс – депутат Европейского парламента Фалакназ Уджа.
Предлагаем вниманию наших читателей интервью с известной правозащитницей.
— Пожалуйста, расскажите нашим читателям о себе.
— Я родилась в 1976 году в Германии. Там я закончила школу и в течение трех лет работала ассистентом-радиолгом, после чего стала профессионально заниматься политической деятельностью.
В 1999 году как депутат от левых движений Германии я была избрана членом Европейского парламента, где проработала десять лет в Комитете по правам человека, Комитете по проблемам Ближнего Востока, а также принимала участие в работе Комитетов по Турции и Ирану. В составе парламентских групп неоднократно посещала страны, являющимся «горячими точками» нашей планеты.
В 2009 году я организовала свой общественный фонд, занимающийся проблемами женщин и детей. Мы создаем программы, направленные на улучшение положения женщин и детей.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что наша деятельность охватывает не только курдов – езидов, но и представителей других национальностей. Помимо этого, я по – прежнему уделяю большое внимание юридическим аспектам политики: наша организация разрабатывает рекомендации по решению существующих проблем.
Моя семья — выходцы из Северного Курдистана, из Бишера, район Батмана. Мои родители приехали в Германию около сорока лет назад. В нашей семье семь сестер и один брат. Мы — шейхи из рода Насрединов, что имеет важное значение в курдском обществе.
—Вы впервые приехали в Россию?
— Нет, это моя вторая поездка. В 2002 году я входила в состав делегации Европейского парламента, посетивший Санкт – Петербург.
Моя нынешняя поездка связана с необходимостью ближе познакомиться с жизнью курдов – езидов На это раз я приехала по ближе узнать о жизни курдов – езидов, и проблемами волнующими езидскую общину.
Как известно, в последние годы усилились политические интриги в отношении нашего народа, причем особую тревогу вызывает стремление определенных сил ассимилировать курдов – езидов, оторвать их от нашей древнейшей религии.
Приходится сталкиваться и с попытками противопоставить езидов и курдов, относящихся к другим конфессиям. К сожалению, все это длится уже не первый год.
Моя задача — понять сложившуюся ситуацию и определить причины данного явления. Хотелось бы выяснить, почему мой народ так легко поддается негативному влиянию.
Я помню как моя бабушка с гордостью говорила, что курды – езиды Армении, Грузии и России сумели, несмотря на все сложнейшие перипетии судьбы, сохранить не только родной язык, обычаи и традиции, но и самое главное — древнейшую, прошедшую многовековое испытание временем религию.
К сожалению, нынешнее положение меня очень сильно удручает. Многие курды – езиды добровольно отрекаются от своей религии, рушатся семейные традиции и устои. Это страшно…
Нас, курдов – езидов, и так очень мало, чуть более одного миллиона человек, и мы обязаны бережно сохранять свою веру, являющуюся неотъемлемой частью нашей национальной культуры. Если эта убийственная тенденция будет развиваться, наш народ и его религия исчезнут, растворившись среди других наций и верований.
Еще одно поразившее меня явление — слишком ранние браки. Это стало для меня потрясением. Разумеется, я не против заключения браков молодыми людьми. Но в первую очередь необходимо знать, что они созрели для совместной жизни, то есть учились, работали и смогли создать здоровую и счастливую семью.
Подростки 15 – 16 лет — сами еще дети! Как могут они стать полноценными родителями? Мы должны спросить себя, в чем причина, почему так происходит, и искать выход из этого наследия Средневековья.
Наша молодежь должна первую очередь познавать себя и окружающий мир, чтобы иметь возможность впоследствии передать свои знания и жизненный опыт детям.
Недостаточно только заявлять: «Я — езид!». В первую очередь надо задавать себе вопросы — кто мы, какова история нашего народа, в чем заключается смысл нашей религии — езидизма.
Прежде всего мы должны четко понимать, по национальности мы — курды, а езидизм — эта наша вера.
Я сама выросла в семье езидских шейхов и, безусловно, с уважением отношусь и к своей, и к другим конфессиям. К глубокому прискорбию, вынуждена отметить, что некоторые наши духовные деятели, не думая о своей принадлежности к курдскому народу, ради личной выгоды извращают истину, утверждая, что мы не курды, а отдельный народ — езиды.
Будучи представительницей семьи шейхов, я обращаюсь к духовным наставникам курдов – езидов, к шейхам и пирам: с каким бы благоговением ни относилась я к нашим духовным ценностям, подобными действиями вы помогаете тем, кто не только поддерживает, но и практически осуществляет ассимиляцию курдского народа.
Это — лицемерная, лживая, недопустимая позиция. Нельзя искусственно отделять ни народ от религии, ни религию от народа. Подумайте сами, как можно разделить душу и плоть живого существа?
Езидизм — одна из древнейших мировых религии, зародившаяся в Месопотамии. Наши предки тысячелетиями боролись, пережили немыслимые страдания, но донесли свою веру до наших дней.
Старинное езидское присловье гласит: «Мы пережили 72 страшных трагедий».Теперь уже — 73, семьдесят третья была в Шангале… Еще одна известная наша поговорка: «Мы сложили головы, но не раскрыли наших тайн»…
Наши тайны — это наши верования и обычаи, культура, язык. Все езидские молитвы пишутся и произносятся на курдском языке.
Я хочу воспользоваться возможностью еще раз обратиться к нашим шейхам и пирам: если вы действительно считаете делом своей жизни служение родному народу и его религии, постарайтесь оградить наш народ от участия в неблагонадежных и провокационных начинаниях, не допускайте влияния морально нечистоплотных людей. Ваш долг — верой и правдой служить истине и народу.
Я часто слышала от беженцов из Южного (Иракского) Курдистана, что они вынуждены были спасаться от курдов – мусульман. Могу со всей ответственностью заявить, что это — вопиющая ложь. Мне известны случаи, когда друг друга убивали сами езиды, а потом обвиняли в преступлениях представителей других конфессий.
Еще один прискорбный пример: многие шейхи разъезжают по Европе и, собирая деньги под предлогом реставрации Лалыша, набивают свой собственный кошелек. Это — чудовищная ложь. Такие люди обманывают родной народ, позоря курдов – езидов.
Я повторяю еще раз: все наши езидские молитвы звучат на курдском языке, потому что по национальности мы — курды.
Мне часто приходится слышать от наших священнослужителей: «Мы — езиды, и наша страна — это Ездихана».
Мне было бы весьма интересно узнать, где находится эта так называемая «Ездихана»? Я постоянно бываю в езидской святыне Лалыш и встречаюсь с предстоятелями езидизма. Характерно, что все эти образованнейшие и посвятившие свою жизнь служению нашей вере люди в один голос повторяют: «Мы — курды, а езидизм — наша религия».
Тот, кто пытается искусственно разделить родной народ и его религию, переходит на сторону противника. Подобными действиями мы сами создаем себе врага в лице собственного народа.
— Разве у курдов – езидов Западной Европы отсутствуют проблемы?
— Подобные проблемы существуют практически у всех конфессий и, разумеется, в Западной Европе, в том числе и в езидской общине. Прежде всего нам нельзя забывать, что мы вынуждены находится далеко от Родины.
Наша страна разделена на четыре части и оккупирована врагами. Идет необъявленная война против курдского народа. Ежедневно и ежечасно людей убивают т подвергают ассимиляции, наших детей и общественно – политических деятелей бросают за решетку. На родной земле нам запрещено говорить по – курдски, нас не признают как нацию.
Каждый из нас видит все это и знает, что происходит во всех четырех частях Курдистана.
Возвращаясь к проблемам нашей религии, я хотела бы заметить, что в Западной Европе, к счастью, редко услышишь, что мы – езиды, а не курды, да и находящийся в Курдистане Лалыш не перемещают в «Ездихану».
В Западной Европе мы организовали официально функционирующие Курдские дома, где преподаются история езидской религии, курдский язык, бережно сохраняются и пропагандируются наша культура, обычаи и традиции. Не уделяя этой важнейшей работе внимания, мы можем в дальнейшем растворится среди других наций.
В нынешней ситуации главное для нас всех — единство, позволяющее противостоять трудностям. Не в обиду будь сказано о курда – езидах России, но мы в Западной Европе лучше организованы и ведем более конструктивную и результативную работу.
Меня разочаровало праздновании Хыдыр – Наби в Москве: в актовом зале было слишком много пустых мест. Народные праздники — это одно, но религиозные традиции — это важнейшая часть национальной жизни, и личное участие в ней имеет огромное значение. Как может называть себя езидом тот, кто не считает своим долгом отмечать такой праздник?
— Как известно, для европейских стран характерна политика двойных стандартов по курдскому вопросу. Как Вы думаете, будет ли этому конец?
— К сожалению, это действительно так: у Европы есть свои интересы на Ближнем и Среднем Востоке. Именно европейские страны разделили Курдистан на четыре части: на их совести кровь и страдания нашего многомиллионного народа.
Европейское оружие, проданное турецким властям, убивает курдский народ; более пяти тысяч курдских деревень стерты с лица земли.
Будучи депутатом европейского парламента, я постоянно организовывала пресс- конференции, круглые столы, встречи, на которых мы рассказывали о том, что происходит в Курдистане. Желая знать правду и видеть происходящее собственными глазами, я часто бывала в южной, северной и западной частях Курдистана. К сожалению, я не смогла побывать в восточной (иранской) части Курдистана – тегеранские власти запретили мне въезд в эту страну.
Как депутат и как курдская женщина я всегда была и буду рядом со своим народом и готова в любую минуту прийти на помощь.
Все политические деятели, с которыми я встречалась, прекрасно знали, что прежде всего я представительница курдского народа, а по конфессиональной принадлежности — езидка.
Вместе с депутатами Европарламента я неоднократно бывала в Курдистане. Эти поездки имели огромное значение, поскольку европейские парламентарии имели возможность сами убедиться в бедственном положении нашего народа. В дальнейшем мы вместе готовили официальные документы и выносили их на обсуждение Европарламента.
Когда турецкие власти предприняли попытку отравления нашего национального лидера Абдуллы Оджалана, я организовала кампанию в его защиту и лично собрала более 120 тысяч подписей, которые были представлены в высший Совет Европы.
Несмотря на политику двойных стандартов, у курдов в Европе есть друзья, и, к счастью, их становится все больше и больше.
Западноевропейские политики хорошо понимают, что события, происходящие в настоящее время в Ближневосточном регионе, и волна массовых протестных акций перекинутся и на Курдистан. Европа видит и анализирует происходящее.
Безусловно, лидеры европейских стран прекрасно видят, что Эрдоган называет палестинских детей, бросавших камни в израильских солдат, «мучениками», тогда как а в его стране, в Турции, более 4000 курдских детей подвергаются пыткам и издевательствам в тюрьмах.
— Когда, по Вашему мнению, буде решена курдская проблема в Турции?
—Сегодня наш народ уже не такой, каким был еще вчера. Каждый день в Турции происходят массовые народные волнения, но Анкара делает вид, что в стране все спокойно. Придя к власти, Эрдоган обещал Европе демократические реформы, в том числе по урегулированию курдской проблемы.
Но прошло уже много лет, и Европа разочаровалась, убедившись в лживой и репрессивной политике Анкары.
Я думаю, что, если в Турции начнутся широкомасштабные курдские волнения, Европа поддержит нас. Этого уже недолго ждать, потому что Ближневосточный регион бурлит.
Перед Анкарой два пути: или турецкие власти приступят к демократическим реформам, или народ сметет на своем пути все. Иного не дано.
— Мы часто слышим, что «РПК — террористическая организация, а Абдулла Оджалан террорист № 1». Как может называться террористической борющаяся за свободу организация, поддерживаемая многомиллионным народом?
— Я выступаю категорически против этой формулировки. По этому поводу я всегда говорю: термин «террорист» связан не с какой – либо организацией или конкретным человеком; к сожалению, мы имеем дело с государственным терроризмом.
Почему сегодня, когда курдский народ в Турции подвергается геноциду и уничтожению, Эрдогана не называют террористом? Почему не обвиняли в терроризме Саддама Хусейна, применившего против курдского народа химическое оружие и в одночасье уничтожившего более 5000 человек?
Европа включила РПК в список террористических организаций в 1993 году, когда РПК объявила односторонний мораторий на проведение военных действий. В это же время Германия продолжала поставлять наступательное оружие Турции, что продолжается и сейчас. В наращивании военной мощи Анкары и сейчас участвуют другие европейские страны.
В этой ситуации курдский народ приносится в жертву финансовым интересам Европы. Тем не менее, сейчас многие европейские политики стали задаваться вопросом: зачем Турции столько оружия и против кого оно направляется. Хочется надеется, что совесть заставит многих политиков голосовать за исключение РПК из списка террористических организаций.
Я уверена, что мы добьемся положительных результатов в этом направлении.
— Что Вы хотели ли бы сказать нашим читателям?
— Я хочу подчеркнуть, что нынешний год должен стать решающим для демократических чаяний курдского народа. Приближаются парламентские выборы в Турции, от которых зависит будущее нашего народа.
Мы должны сделать все возможное и невозможное, чтобы наш народ проголосовал за курдскую Партию мира и демократии. Победа ПДО станет победой всего нашего народа.
Курдам России, а также всем курдам постсоветского пространства я желаю в первую очередь единства и взаимопонимания, для этого надо много и упорно работать.
Я желаю всем мира и благополучия, и пусть дух свободы и любви к Курдистану не угаснет никогда!
Ишхан Мироев, главный редактор газеты «Свободный Курдистан»,
Курдистан Исаева, администратор сайта «www.kurdishcenter.ru».