Иван Денин (Сергей Харламов), кандидат философских наук
Известно, что национальный характер во многом аналогичен языку. Словарный запас и грамматика являются общими для всех. Интонация же, подбор слов, построение фраз у каждого человека в какой-то степени особенные. Говоря о национальном характере, мы пытаемся выделить нечто подобное грамматическим правилам в области психологии, то есть общие побуждения, мерки, представления. Национальный характер так же мало говорит о чертах отдельного человека, как грамматика — о личном стиле речи или письма.
Тем не менее, это реально существующее явление, не разобравшись в котором нельзя достоверно судить о народе и его государстве. Не случайно, человек, основывающийся лишь на обыденных суждениях, сталкиваясь за рубежом с чем-то необычным, непривычным, порой превратно судит о нем из-за инстинктивной склонности мерить все на свой аршин. Мораль сказанного выше, пожалуй, исчерпывающе выражена в известном четверостишии В.Маяковского:
Лошадь сказала,
увидев верблюда: «Какая нелепая
лошадь-ублюдок!» Верблюд подумал:
«Лошадь разве ты? Ты же просто верблюд недоразвитый…»
Чтобы познать целую страну, нужно отказаться от привычки мерить все на свой аршин. Следует разобраться в системе представлений, мерок и норм, присущих народу, испокон веков живущему в этой стране.
Пытаясь выделить важнейшие черты русского народа, обратимся к памятникам его культуры. Сквозь туманную пелену истории до нас дошли пословицы: «Одно слово правды весь мир перетянет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». На Руси издревле уважали человека, который «правду-матку режет». Иными словами, правдолюбие, правдоискательство всегда были присущи русским. Придерживаться этого правила мы и будем, описывая важнейшие черты русского национального характера.
По словам Ф.М. Достоевского, русский человек есть православный человек. В возрождении этого великого достоинства многие россияне видят сегодня ключ к воскрешению Отечества. Такое явно не по нутру их противникам, тем, кто хочет и дальше унижать нашу страну и уж ни в коем случае не допустить возрождения ее державного величия. Поэтому и не прекращаются попытки отлучения России от ее религиозной основы. Были, в частности, попытки вызвать недовольство населения решением об объявлении в стране Рождества Христова нерабочим днем. Кое-кому не дает покоя то, что национально-патриотические силы сделали восстановление святынь Отечества — храмов, памятников истории — основой своей политической программы. Выражается и неприятие позиции многих средств массовой информации, обернувшихся лицом к проблемам православной веры. Под ширмой осуждения происходящего якобы нового огосударствления православия делается попытка подорвать его крепнущее единство с русским обществом.
Особенно же возмутительно настырное проникновение других конфессий и религиозных культов в Россию с целью захвата идейных плацдармов и ослабления православия. Святейший Патриарх Алексий II не раз выражал возмущение в связи с «нахлынувшей на нас со всех сторон и во всех формах западной миссионерской прозелитической деятельностью, стремящейся поскорее использовать все трудности нашего переходного периода от старых к новым формам общественной жизни».
Духовно-нравственное возрождение нации наталкивается на ожесточенное сопротивление. С.Н. Булгаков писал: «Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его в конвульсиях, мучит и калечит». И происходит эта трагедия уже не менее века. В этих условиях наш давний оппонент профессор Гарвардского университета Р. Пайпс категоричен до безобразия: «В сущности, Россия отрекается ныне от своей истории в сегодняшних поисках новых путей… Может ли Россия иметь национальную идею? Мне кажется, что нет».
Но рецидив стремления лишить наше Отечество национальной памяти, отсечь его прошлое, как это пытались сделать радикальные интернационалисты и русофобы 20-х годов XX века, столь же коварно, сколь неосуществимо. Здесь явная попытка американского профессора углубить кризис и ускорить падение русской нации в пропасть. Поскольку именно в возвращении народа к своим корням и истокам — единственный путь к спасению.
Возрождение веры дает надежду на подъем России, серьезный шанс на восстановление ее духовно-этических начал. И этот шанс тем более важен, что многие процессы, идущие в обществе, неоднозначны: плохое и хорошее, доброе и злое, материальное и идеальное пребывают в сложном взаимодействии и противоборстве. Недаром Ф.М. Достоевский отмечал, что в душе русского человека две бездны. По своему нравственному состоянию он может возвыситься до неба, но может и упасть в глубины ада.
Изменения в производственных отношениях, рост многообразия видов собственности, развитие предприимчивости и предпринимательства двояко влияют на нравственность. Появление фермеров, арендаторов способствует восстановлению инициативы, высоких духовных ценностей человека. Это и понятно, ведь крестьянский труд предполагает, как говорится, по определению бережное, честное отношение к родной земле и природе. Возрождению чистоты и порядочности человеческих взаимоотношений способствует и процесс возрождения авторитета православной религии.
Однако обогащение немногих, восстановление чувства хозяина, бурное развитие частнособственнических отношений в условиях падения нравственности, ослабления порядка создают потенциальную серьезную опасность роста эгоизма, стяжательства, безудержного поклонения культу золотого тельца. Об этом свидетельствует серьезный рост количества преступлений. В изобилии появились рэкетиры. Пресса пестрит сообщениями о коррупции, хищениях в особо крупных размерах.
О том, насколько опасны бездуховность, эгоизм, халатность и безответственность, наглядно свидетельствуют заметно участившиеся случаи крушения поездов, катастроф
на шахтах, возрастание количества взрывов и лесных пожаров, загрязнение воздуха и водоемов, другие поучительные уроки. В свое время Остап Бендер, приехавший в город, был обескуражен, узнав, что «кривая проституции» резко пошла на снижение. Ныне этот график стабильно движется вверх.
Не усыпана розами и вожделенная дорога к гражданскому миру и согласию. Недаром говорят, что сытый голодного не разумеет. А последних у нас предостаточно. Не решена проблема безработицы. Многие месяцами не получают зарплату. Страдают пенсионеры, матери и дети. Поэтому самый надежный путь к диалогу и взаимопониманию, дальнейшему умиротворению лежит через практическое внедрение в жизнь русской идеи как доктрины социального христианства, православной справедливости, экономической независимости и возрождения Святой Руси.
Не пора ли нам преисполниться мыслью знаменитого философа России B.C. Соловьева о том, что «великая нация не может спокойно жить и преуспевать, нарушая нравственные требования»? И эта мысль связана с важнейшим обстоятельством: само русское любомудрие сформировалось по существу в контексте православия. Общество нужно строить согласно правде Божьей — таково жизненное требование, вытекающее из самой сокровенной сущности национального идеала.
Вся история Отечества, его культура убедительно показали, что русскому человеку мало прагматизма и рационализма, как бы внешне привлекательны ни были аргументы сторонников этих качеств. Ему недостаточно сугубо доктринальной веры. Не хлебом единым жив человек. Соотечественник не сможет добиться благополучия, душевного равновесия и волевой целеустремленности, утолить свою духовную жажду без веры моральной. Приверженность к православию, несомненно, один из критериев принадлежности к русскому народу. Более того, это путь к воскрешению нации, восстановлению ее соборности. Ведь еще апостол Павел сформулировал мысль: кто не печется о своих, тот хуже неверного.
Еще раз подчеркнем, что возрождать духовность и этические ценности Отечества нельзя без самого внимательного обращения к истокам. В лоне крестьянского, общинного уклада славян сформировались такие черты русского народа, как доброта, взаимопомощь, милосердие, совестливость, любовь к людям.
Среди характеристик русского национального характера обращает на себя внимание и сердцевина русской идеи — любовь к ближнему, уважение к человеку. Морально-этические ценности русской идеи получили широкое отражение уже в древнерусской культуре. Исключительно высоким был духовный потенциал таких произведений, как «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.), «Устав» Нила Сорского (XV в.) и др. Отличительной чертой русской философии были гуманизм, стремление к обоснованию социальных и межнациональных отношений как правило на базе нравственного закона, этических норм добровольности, справедливости и добра.
Чтобы приблизить светлое будущее, писатели, ученые воспитывали народ, внушали ему самые благородные моральные ценности. Возвышенная воспитательная миссия русской культуры, ее свободолюбие и гуманизм особенно ярко выражены, в частности, в творчестве А.С. Пушкина: Татьяна Ларина не может, исходя из личного чувства, поступить не по правде, чтобы не нанести вред ближнему. Стремление деятелей отечественной культуры к справедливости несло в себе большой социальный заряд для всей России. Да и не только для нее. Недаром Ф.М. Достоевский считал совесть «определяющей национальной доминантой» России. В его произведениях глубоко обоснованы мысль христианской любви, значение гуманизма в прогрессе народов, всего человечества.
Многие дворяне, купцы, служители церкви вели широкую благотворительную деятельность, содействовали строительству храмов, созданию культурных учреждений, помогали материально нуждающимся художникам, артистам и писателям. Меценаты усматривали в этих деяниях служение Богу. В патриотизме русских правдолюбцев органично переплетались идеи национального и гражданского самосознания. Причем поиск подчас шел в лоне православной традиции.
Последняя предполагает, в частности, понимание русской идеи как интеграции любви к нации и отдельной личности. Не случайно уже в произведениях древнерусской литературы в период господства феодализма не раз обосновывалась мысль о том, что простой пахарь, в сущности, важнее вельможи. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным губить человека, — писал в завещании детям поседевший в боевых походах князь Владимира Мономах, — ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души». А какое внимание к бедам и заботам русского крестьянина проявлено в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»! С какой теплотой и любовью А.С. Пушкин вывел образ станционного смотрителя, Н.В. Гоголь — чиновника Акакия Акакиевича, а Ф.М. Достоевский — Макара Девушкина!
Эту великую линию уважения и сочувствия к маленькому человеку достойно продолжили А.П. Чехов, М.А. Булгаков, а в последние десятилетия — В.И. Белов, В.Г. Распутин и др.
Вспоминается в этом отношении и выдающееся полотно отечественного живописца Ильи Глазунова «Вечная Россия». На самом переднем плане по обеим сторонам от сына Николая II — царевича Алексея — изображены братья князья Борис и Глеб. Думается, что И. Глазунов, понимая как нужна на нынешнем переломном этапе соборность русского народа, выделил этот сюжет, в котором по-своему запечатлен жертвенный подвижнический подвиг двух братьев, направленный против феодальных распрей. А распри сильно ослабили Русь перед лицом внешней угрозы. Обратимся к истории. Святополк Окаянный захватил киевский престол и шел с дружиной, чтобы убить своих братьев. Автор «Сказания о Борисе и Глебе» вложил в уста Бориса следующие рассуждения: «Сердце мое горит, душа мне разум мутит, и не знаю, к кому обратиться и к кому направить горькую эту печаль, к брату ли, что мне был вместо отца. Но думаю, что теперь он предается суете мирской и об убийстве моем помышляет. Если он на убийство мое решится, то мученик я буду Господом, так как я не воспротивлюсь, ибо написано: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать». У апостолов: «Кто говорит: «Бога люблю», а брата своего ненавидит, — лжет». И далее: «Любовь не знает страха, истинная любовь изгоняет страх». Борис — храбрый воин, однако, он гибнет, но не поднимает меч на своего брата. И его имя стало знамением жертвенности во имя идеи России. До таких моральных высот подняться не легко. Сотни лет спустя Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М.А. Шолохова также страдал, что они с братом оказались по разные стороны баррикад. Однако до конца так и не понял суть событий. Оттого так тяжелы были потери казаков, всего русского народа в братоубийственном столкновении, инспирированном заморской теорией. Не сумел подняться до таких высот и бывший Президент России Б.Н. Ельцин, в угоду торжества уже другой, но не менее заморской, идеи, приказавший стрелять из танков по зданию Верховного совета страны в октябре 1993 года… Танки стреляли, бесы потешались, а сатана злорадствовал… Никакой жертвенностью во благо России, которая является сестрой милосердия, здесь и не пахло.
Могучая физическая и духовна сила и вместе с тем милосердие, доброта русского человека выражены в наших народных былинах. Иль Муромец, победив Соловья-разбойника, отпускает его, строго предупредив, чтобы он «не слезил больше отцов-матерей, не вдовил жен». Русские войска, покорив Казань, проявили милосердие к побежденным И это дало потом благодатные плоды. Милосердие к немецким военнослужащим и гражданским лицам многократно проявлялось в годы невиданно тяжелой для Отечества Второй мировой войны. Выдающийся русский философ Иван Ильин отмечал в своей работе «О сопротивлении злу силою», что врага в сражении «должно убить, а частное имущество его семьи оставить неприкосновенным».
Духовность, человечность русского народа всегда производили, да и сейчас производят большое впечатление на людей других национальностей. «Недавно я первый раз был в Южной Корее — на земле моих предков. И там понял, что буду жить только в России, больше нигде, — говорил известный писатель А. Ким, кореец по национальности, — духовное начало, которое я взял в России, ни с чем не может сравниться. Это мне стало ясно, когда я оказался на своей прародине». Иностранные журналисты и ученые не раз отмечали большую духовность русских граждан по сравнению с прагматичностью многих американцев, англичан, их склонностью к накопительству и мещанству.
Духовность, терпимость, милосердие, толерантность, внимательность к точке зрения оппонента как воздух нужны и сейчас в спорах между левыми и правыми, членами различных партий, верующими и неверующими, участниками обостряющихся межнациональных конфликтов. И восстановление незримой связи времен в русской идее поможет утвердить дух справедливости и соборности в обществе наших дней.
Журнал Дружба/Dostanî. Москва. 2003, №22. СС. 47-49.
WWW.KURDIST.RU