Опубликовано: 06.02.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

2. Государство Буидов

 

     В 945 г. Багдад был взят буидским эмиром Му`изз ад-Даулой Ахмадом, положившим конец светской власти багдадских халифов. Династия Бундов царствовала в Багдаде до его завоевания Сельджуками в 1055 г. Другие ветви этой династии царствовали в это время в различных областях Ирана — Фарсе, Кирмане, Хамадане, Исфахане и Рее.

      Фарс, древняя Персида, — область Ирана, в которой находилась древняя столица Ирана Персеполис (Тахт-и Джемшид), был старинным центром иранской культуры. Здесь находился Гундишапур — центр доисламской науки Ирана, где работал Симпликий (ум. 549) и другие греческие ученые, спасавшиеся от христианских гонений на языческую науку. Астрономическая обсерватория Гунди-шапура работала и после арабского завоевания, в ней проводил наблюдения Ахмад ан-Нихаванди (ум. ок. 840).

 

     В IX в. проводил астрономические наблюдения в Нишапуре один из интереснейших иранских ученых этого времени Абу-л-`Аббас ал-Ираншахри, философ и естествоиспытатель, высказывания которого по самым разнообразным вопросам цитировал во многих своих трудах ал-Бируни. В "Каноне Мас'уда" ал-Бируни пишет, что ал-Ираншахри наблюдал в Нишапуре в 873 г. кольцеобразное солнечное затмение, возможность которого отрицал Птолемей. "Он — один из тех, кто проверяет вычисления тех, кто их делает. Он указывал, что тело Луны находилось посередине тела Солнца, и поэтому свет оставшейся незатмившейся части Солнца окружал тело Луны" [13, ч. 2, с. 29]. Уроженец Сама; канда Сулейман ибн `Исма ас-Самарканди в 883-888 гг. по сообщению ал-Бируни [2, с. 128–129] производил наблюдения Солнца с помощью стенного квадранта диаметром в 8 локтей.

 

     Астрономические наблюдения и исследования производились во всех государствах, в которых правили буидские султаны. В Багдаде при дворе `Адуд ад-Даулы Фана-Хусрау (978–983) и его преемников работал уроженец Бузгана в Хорасане Абу-л-Вафа Мухаммад ал-Бузджани (940–998), автор "Книги Альмагеста" (Китаб ал-Мад-жисти) — обработки "Альмагеста" Птолемея, содержащую ревизию многих его положений, и "Объемлющего зиджа" (аз-Зидж аш-шамил). В 998 г., незадолго до смерти, он наблюдал лунное затмение в Багдаде одновременно с молодым ал-Бируни, наблюдавшим его в Гургандже, что позволило точно опредедить разность долгот этих городов. Одновременно с Абу-л-Вафой в Багдаде работал Абу Сахл Вайджан ал-Кухи, уроженец Кухистана, основавший в 988 г. по поручению султана Шараф ад-Даулы здесь новую обсерваторию. Ал-Бируни сообщает, что в этой обсерватории имелся инструмент, представлявший собой здание, пол которого — сегмент шара диаметром в 25 локтей, в центре которого в потолке здания находился диоптр, через который проходили лучи Солнца, вычерчивавшие на полу изображения суточных параллелей [2, с. 132].

 

     В Ширазе при дворе того же `Адуд ад-Даулы и его преемников работал уроженец Рея `Абд ар-Рахман ас-Суфи (903–998), автор "Книги созвездий неподвижных звезд" (Китаб сувар ал-кавакиб ас-сабита), представлявшей собой каталог неподвижных звезд, имевшихся в "Альмагесте" Птолемея, с уточнениями их положений в результате наблюдений самого ас-Суфи и красочными изображениями всех 48 созвездий Птолемея — эта книга с репродукциями иллюстраций ас-Суфи по двум рукописям была издана с французским переводом X. Шьеллерупом [14] (изображения созвездий были воспроизведены в ИАИ [15, с. 151–158]), — а также "Книги о действиях с астролябией" (Китаб ал-`амал би-л-астурлаб), состоящей из 1780 глав. Труды ас-Суфи знакомы читателям ИАИ [14а]. Одновременно с ас-Суфи в Ширазе работал уроженец Сиджистана Абу Са'ид Ахмад ас-Сиджизи (ок. 950 — ок. 1025). Ас-Сиджизи был конструктором целого ряда новых астролябий, в частности, комбинированных, составленных из северных и южных астролябий — "барабанообразной", "миртообразной", "ракообразной", "анемонооб-разной", "чашеобразной", "нарциссообразной" и др. аналогичных астролябии, а также "челнообразной", "линейкообразной", "крестообразной" и "спиралеобразной" (эти астролябии знакомы читателям ИАИ [16, с. 185-191]. Ас-Сиджизи был автором "Книги о построении астролябии" (Китаб фи `амал ал-астурлаб), где описаны эти астролябии, а также "Книги о строении небесных сфер" (Китаб таркиб ал-афлак) и "Книги введения в науку приговоров звезд" (Китаб мадхал ила `илм ахкам ан-нуджум) и большого числа астрологических трактатов. Ас-Суфи, ас-Сиджизи и ал-Кухи проводили совместные астрономические наблюдения в 989 г.

 

     В Рее (ныне пригород Тегерана) родился и работал выдающийся ученый-энциклопедист Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865-925), знаменитый врач, алхимик и философ, ученик ал-Ираншахри, оказавший большое влияние на ал-Бируни, написавшего "Список книг ар-Рази" (Фихрист кутуб ар-Рази), к которому он добавил список всех своих сочинений. Ар-Рази был автором астрономической "Книги о форме мира" (Китаб хай`а ал-алам). Здесь же работал уроженец Хорасана, сабий по происхождению, Абу Джа`фар Мухаммад ал-Хазин ал-Хурасани (ум. ок. 965), автор "Зиджа тимпанов [астролябий?]" (Зидж ас-сафаих), "Комментариев к Альмагесту" (Шарх ал-Маджисти), "Книги об удивительных наблюдательных инструментах" (Китаб ал-алат ал-`аджиба ар-расадиййа) и "Введения в науку о звездах (Мадхал `илм ан-нуджум). Ал-Хазин дал оригинальную трактовку излагавшимся ал-Фаргани идеям о движении планет с помощью массивных эфирных сфер. При буидском султане Фахр ад-Дауле (977-997) в Рее работал Абу Махмуд Хамид ал-Худжанди (ум. ок. 1000), уроженец Ходжента (ныне Ле-нинабад). Ал-Бируни, лично с ним знакомый, говорил о нем, что "Абу Махмуд — исключительное явление своей эпохи в деле изготовления астролябий и других астрономических инструментов" [2, с. 136]. Ал-Худжанди построил огромный секстант, названный) им в честь султана "Фахриевым секстантом". Ал-Бируни посвятил описанию этого секстанта специальный трактат "Сообщение об инструменте, называемом Фахриевым секстантом" (Хикайа ал-ала ал-мусамма ас-суде ал-Фахри), с которым читатели ИАИ знакомы [17]. Ал-Худжанди был также автором нескольких трактатов о построении астролябий и других инструментов, из которых отметим "Книгу о всеохватывающем астрономическом инструменте" (Китаб ал-ала аш-шамила фи-л-фа-лак), "Трактат об универсальном тимпане [для всех] горизонтов" (Рисала ас-сафиха ал-афакиййа ал-джами`а) и "Книгу о действиях с [астролябией] заркала" (Китаб ал-`амал би-з-заркала). Последние два трактата, от которых сохранились только названия, по-видимому, были посвящены построению и применению астролябии заркала, впоследствии получившей значительное распространение в связи с деятельностью испанского астронома аз-Заркали, получившего имя по этой астролябии. С этой астролябией, в отличие от обычной) астролябии, пригодной для всех широт ("для всех горизонтов"), читатели ИАИ знакомы [16, с. 193-198]. Слово "заркала" — не арабское, возможно, что название этого инструмента, изображающего небесный свод "как зеркало", происходит от русского слова "зеркало" и попало к ал-Худжанди от какого-нибудь выходца из Руси. Вазиром Фахр ад-Даулы и его сына Маджд ад-Даулы (997-1029) был работавший в Рее и Исфахане крупный математик Абу Бакр Мухаммад ал-Караджи (ум. ок. 1030), уроженец Кереджа, автор "Введения в науку о звездах" (ал-Мадхал фи `илм ан-нуджум). В Рее при Маджд ад-Дауле работали также уроженец Гиляна Кушйар ибн Лабба'н ал-Джили , (ок. 970 — ок. 1030), автор "Универсального зиджа" (аз-Зидж ал-джами`), "Зрелого зиджа" (Зидж балиг), весьма популярного "Введения в искусство приговоров звезд" (ал-Мадхал фи сина`а ах-кам ан-нуджум) и "Познания астролябии". (Ма'рифа аластурлаб) и его ученик, уроженец Иесы (вблизи нынешнего Ашхабада) Абу-л-Хасан `Али ан-Насави (ок. 970 — ок. 1070), автор "Трактата о познании календаря и астролябии" (Рисала фи ма`рифа ат-таквим ва-л-астурлаб) и "Гордого зиджа" (аз-Зидж ал-фахир). Позже ан-Насави работал при дворе султана Махмуда Газпеви в Газне и при дворе сельджукского султана Тогрул-бека в Исфахане.

 

     В Хамадане при буидском султане Шамс ад-Дауле (997–1021), одно время вазиром, и в Исфахане при какуидском султане `Ала' ад-Дауле работал знаменитый ученый, энциклопедист, крупнейший философ и врач, автор классического "Канона медицины" Абу 'Али ал-Хусейн Ибн Сина (980–1037), известный в Западной Европе как Авиценна. Ибн Сина родился в Маверанпахре (междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) около Бухары, учился в Бухаре и вначале работал здесь при дворе самапидского эмира Нуха ибн Мансура (976–997), после завоевания Мавераннахра кочевниками-караханидами — в Гургане при дворе Шамс ал-Ма`али Кабуса (978–1012), в Гур-гандже при дворе хорезмшаха Ма'муна II (1009–1017), а после завоевания Хорезма Махмудом Газневи он жил в государствах Бундов и Какуидов. Мы уже упоминали его  энциклопедическую "Книгу исцеления" (Китаб аш-ышфа`), содержащую астрономическую часть: такая же часть имелась в сокращенном варианте этого труда — "Книге знания, посвященной `Ала' ад-Дауле" (Данишнама-йи `Ала'иййа). Находясь в Гургане, Ибн Сина посвятил дочери Кабуса Заррин Гис трактат об определении долготы этого города, сохранившийся в изложении ал-Бируни [2, с. 202–203]. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и ее сравнении с ее высотой в Багдаде с помощью вычислений по правилам сферической тригонометрии. В "Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента" (Макала фи-т-тарик ал-лази асараху `.ала саир ат-турук фи иттихаз ал-ала ар-расадиййа), изданной с немецким переводом Э. Видема-ном и Т. В. Йёйнболлом [18], Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный! инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; интересно, что в этом инструменте для уточгения измерений впервые применялся принцип нониуса. Отметим также принадлежащие Ибн Сине "Трактат о пользе мнения, заимствованного у древних, о веществе небесных тел и доказательство их расплавленности" (Рисала ал-фаваид фи-р-ра'й ал-мухассал мин ал-акдамин фи джаухар ал-аджрам ас-самавиййа ва байан ал-мазабихим), "Трактат о небесных телах" (Рисала ал-аджсам ас-самавиййа) и направленный против астрологии "Трактат об опровержении приговоров звезд" (Рисала фи ибта ахкам ан-нуджум).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

13. Беруни Абурайхан. Канон Мас`уда; перев. П. Г. Булгакова, Б. А. Розенфельда, А. Ахмедова, М. М. Рожанской и др.– Избранные произведения. т.5, ч. 1.– Ташкент, 1973; ч. 2.– Ташкент, 1976.

14. Al-Sufi Abd-al-Rahman. Description des etoiles fixes; Trad. H. C. F. C. Schjellerup.– St.-Petersbourg, 1874.

14a. Матвиевская Г. П. Абд ар-Рахман ас-Суфи и его роль в истории астрономии.– ИАИ, 1983, вып. XVI, с. 93–136.

15. Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайяма и ат-Туси; перев. Б. А. Розенфельда, С. А. Красновой и М. М. Рожанской.– ИАИ, 1962, вып. VIII, с. 83–192.

16. Таги-заде 4. К., Вахабов С. А. Астролябии средневекового Востока.–ИАИ, 1975, вып. XII, с. 169-225.

17. Булгаков П. Г. Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри.– ИЛИ, 1972, вып. XI, с. 211–219.

18. Wiedemann E., Juynboll Th. W. Avicennas Sclirift iiber em von ihm ersonnenes Beobachtungsinstrument.– Acta Orientalia, 1927, Bd. 5, S. 81-167.

 

 

 

Из статьи Б. А. Розенфельд. АСТРОНОМИЯ СТРАН ИСЛАМА.  

(Историко-астрономические исследования, вып. XVII, вып.1984).

 

http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/arabastr.htm

 

О курдском государстве Бувейхидов подробно можно ознакомиться здесь:
 
Курдское государство Бувейхиды.

 http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=173

0

Оставить комментарий