Опубликовано: 10.01.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

САМВЕЛ КОЧОИ, Академик Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), доктор юридических наук, Директор Кировского института Московской государственной юридической академии, главный редактор журнала «Право и практика», член Совета Кировской региональной организации Ассоциации юристов России и Международной полицейской ассоциации.

 

     Один из моих знакомых недавно спросил меня о том, с какого времени начались разброд и шатания в умах курдов, имея в виду процесс самоидентификации частью езидами себя как отдельного от курдов этноса. Я не курдовед, не специалист по религии или истории, поэтому дать прямой ответ на вопрос не смог. Однако я знаю, что в прошлом веке, по крайней мере, в двух современных государствах, такая самоидентификация поддерживалась решениями органов власти. Речь о баасистском Ираке и советской Армении. В настоящей статье хочу рассказать о моей попытке двадцатилетней давности разобраться в правовых актах органов судебной власти Армении по вопросу об этнической принадлежности проживавших там езидов.

 

     В 1989 году в бывшем СССР была проведена последняя перепись населения. 23 июня 1990 г. издаваемая в Ереване курдская газета "Рйа Таза" опубликовала статью, в которой, в частности, сообщалось, что в Армении, согласно итогам переписи, проживает 50-60 тысяч курдов. В связи с этой публикацией, в Спандарянский районный суд г. Еревана поступил иск к газете "Рйа Таза" от зарегистрированного в начале 1990 г. Езидского комитета (шейха Хасана Хасаняна, Азиза Тамояна и др.) о признании вышеупомянутого сообщения газеты ложным, не соответствующим действительности . По утверждению Езидского комитета , в Армении проживали 50-60 тысяч езидов, а не курдов. 5 июля 1990 г. решением районного суда данный иск был удовлетворен. Жалоба Ря таза на данное решение районного суда в Верховный Суд Армении не была удовлетворена. Определением Верховного Суда республики решение районного суда г.Еревана, таким образом, было признано законным.

 

      После этих решений ко мне обратился ныне покойный главный редактор газеты Рйя таза Титале Афо с просьбой помочь разрешить спор между редакцией газеты и Езидским комитетом в Москве. Мной были подготовлены письма в разные инстанции бывшего СССР: Генеральную прокуратуру, МВД, Верховный Совет, Госкомитет по телевидению и радиовещанию, Госкомитет по статистике. Параллельно я переписывался с Прокуратурой и Госкомстатом Армянской ССР. Во всех своих письмах (копии которых до сих пор находятся у меня) я пытался найти ответы на вопросы, которые судебными властями Армении были просто проигнорированы. Например, одним из оснований для решения районного суда г. Еревана в пользу Езидского комитета были опубликованные 6 мая 1990 г. в армянских газетах итоги переписи населения в Армянской ССР. Однако в московских (центральных) изданиях Госкомстат СССР первоначально опубликовал итоги переписи населения в СССР, в том числе в Армении, где езиды были названы курдами (или объединены с ними). У меня тогда на руках был ответ начальника Управления статистики населения Госкомстата СССР, который писал, что согласно установленной этим органом программе, езиды объединяются с курдами[1]. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: в Москве езидов не отделили от курдов, а в Ереване – отделили.

 

     Еще одним основанием для принятия судом г. Еревана решения была запись езид в графе национальность в паспортах жителей сел ряда районов Армении (Арагацского, Талинского и др.). Однако поговорив с представителями жителей этих же районов, я выяснил, что проводившие перепись населения счетчики их национальность не выясняли, всех поголовно записывали езидами[2].

 

      Наконец, в попытках обратить внимание союзных органов власти на решение армянских судов я сослался на комичность ситуации с языком езидов. Дело в том, что в графе распределение населения по языку (в итоговой таблице переписи населения) напротив национальности езид стоял … прочерк. Оказывается, у всех проживавших в Армении народов был свой родной язык, а у езидов – нет. На мой вопрос, означает ли это, что в природе не существует езидского языка , а есть курдский язык, Госкомстат Армении сообщил следующее: Данные по родному языку езидов будут опубликованы дополнительно после их разработки[3].

Постепенно у меня складывалось впечатление о том, что решения судебных органов Армении были приняты под давлением неформальных националистических организаций, готовившихся получить власть от коммунистов после распада СССР. Не исключено, что на тот момент ставилась задача превращения Армении в республику, в которой не должно было быть места не только для азербайджанцев, но и курдов. Поэтому езидам был предложен выбор: или вы курды, или не курды. Однако я был далек от мысли тогда (да и сейчас) обвинять армян в нагнетании напряжения между двумя лагерями езидов. То, что у лидеров Армянского общенационального движения и других националистических организаций нашлись единомышленники среди езидов, не удивляло.

 

     В конце концов, даже у Саддама Хусейна были единомышленники среди езидов (которых власти считали арабами, а не курдами)[4]. Удивляло то, с какой легкостью, оказывается, можно манипулировать езидами, которых до этого на протяжении десятилетий в Армении без тени сомнений считали курдами.

… В итоге мне удалось убедить союзные органы власти в необходимости вмешательства в спор между газетой “Рйа Таза” и Езидским комитетом. Летом 1991 года я получил от одного из заместителей Генерального прокурора СССР письмо о том, что Генеральная прокуратура СССР будет опротестовывать незаконное определение Верховного Суда АрмССР[5]. Но этому, к сожалению, не было суждено сбываться. Через пару недель в Москве произошла попытка отстранения Горбачева от власти. После этого для бывших советских республик ни Генеральная прокуратура СССР, ни даже ЦК КПСС уже ничего не значили…

 

 

http://www.kurd.ge/2011/01/10/ezidskiy-vopros-v-resheniyah-sudov-armyanskoy-ssr-avtor-akademik-prezident-kluba-kurdskih-yuristov-samvel-kochoi/

 


[1]Из этого письма я узнал, что во время переписи населения в 1926 году езиды учитывались отдельно, так как задачей той переписи было показать этнографический, а не национальный состав населения СССР.

[2]Что касается самой записи езид в паспортах граждан СССР, то еще в июле 1989 года популярный советский еженедельник Собеседник опубликовал мою статью о спорном характере такой записи.

[3]Интересно, что поиски родного языка для езидов в Армении продолжались после этого на протяжении еще нескольких лет.

[4]Кстати, один из таких единомышленников Саддама – мир Муави – приезжал как раз в те годы в Армению, естественно, к лидерам Езидского комитета.

[5]Такой протест и последующее судебное решение могли бы иметь прецедентный характер, учитывая то обстоятельство, что в ходе последующих переписей населения, в том числе в России, езидов все – таки разделили: на курдов и на езидов.

 

 

0

Оставить комментарий