Опубликовано: 29.12.2010 Автор: Admin Комментарии: 0

     Среди курдской интеллигенции бытует мнение о том, что Кемаль Ататюрк предоставил было курдам автономию, но вскоре все вернулось к прежнему положению.

Темой ряда курдских конференций стал вопрос: а была ли в действительности обещана курдскому народу автономия?

     Национальный лидер курдского народа Абдулла Оджалан на встрече с адвокатами 4 ноября 2010 года обратил особое внимание на ту часть протокола, подписанного в городе Амасия, которая касается курдов. Из – за принятой в Турции практики рассекречивания материалов государственных архивов только через определенное время истинное положение вещей остается тайной для народа.

     Вопрос о курдской автономии и данные при этом народу обещания полностью погребены под событиями кровавого периода 1920 – 1940 гг. Публикация сегодня ряда документов проливает свет на многие аспекты курдской истории.

Первым документом, касающимся курдской автономии, был протокол в городе Амасия, подписанный 20 – 23 октября 1919 года в результате компромиссного соглашения, заключенного между правительством в Стамбуле и курдскими национальными силами.

Вскоре после Сивасского конгресса произошло падение правительства Османской империи; почта и телеграф прекратили передачу сообщений.

     Для обсуждения проблем, вставших перед страной, а также курдского вопроса, в Амасии встретились: морской министр Салих -паша ( от правительства) и Наджи Элдениз (помощник падишаха), Мустафа Кемаль, Рауф Орбаи и Бекир Сали Кундух (Общество правовой защиты Анатолии и Румели).

     По данным «Речи» (Издательство ТДК, 1965 г. стр. 176 – 181), было подготовлено пять Протоколов, три из которых были зарегистрированы и подписаны, а два даже не рассматривались из – за секретности, и содержание их неизвестно до сих пор. Второй Протокол, подписанный 22 октября 1919 года, касающийся курдского вопроса, был скрыт от общественности до 1960 года.

 

Национальные права

 

     В первой части итогового заявления Сивасского конгресса определены границы Османского государства, включающие в себя земли, населенные турками и курдами. Отмечается также невозможность отделения курдов от османского общества.

Вместе с тем, были предприняты определенные шаги с целью ухудшения национального и социального положения курдов.

     Была отмечена необходимость создания преград иностранцам, деятельность которых, проводимая под видом помощи курдам зачастую фактически становилась причиной волнений в регионе.

     В Протоколе также указывалось, что Мустафа Кемаль и его соратники, говоря о национальных правах, признают иную этническую идентичность курдов.

Тем не менее, после 1924 года началась политика ассимиляции курдского народа, которая была прекращена лишь в 1990 году благодаря борьбе Рабочей партии Курдистана.

Эти материалы обнародовал историк Файк Решит Унат, найдя оригинал документа в Архивах премьер – министра Турции в 1961 году и напечатав в журнале «Документы истории» (№ 18, стр. 359 – 365).

     Однако к этому времени в результате геноцида, осуществленного Стамбулом после курдского восстания, у курдов не осталось ни сил, ни смелости для обсуждения вопроса.

Курдская интеллигенция ставит вопрос: почему так тщательно прятали документы?

 

Измитская пресс – конференция

 

    Несомненным открытием является публикация документов, касающихся признания Мустафой Кемалем необходимости курдской автономии, что относится к встречам известным тогда журналистом, начавшимся 14 января 1923 года и продолжавшимся 35 дней — до 20 февраля того же года.

     Общение проходило во время поездки по Западной Анатолии, когда Исмет – паша и возглавляемая им делегация находилась в Лозанне.

     Журналисты были приглашены во дворец Измит. Среди приглашенных были: Ахмет Эмин Ялман (газета «Вакит»), Велит Эбузия («Тевхид Эфкар»), Супхи Нури Илери («Прогресса»), Исмаил Муштак Маякон («Танина»), Фалих Рифки Атай («Акшама»), Якуб Кадри Караосманогли («Икдама»), Килиизада Исмаил Хакки («Вперед Измит») и председатель Общества Красного полумесяца доктор Аднан Адвар и Халиде Эдип Адвар.

Стенографическая запись пресс – конференции осуществлялась четырьмя секретарями Великого национального меджлиса Турции, давшими клятву о неразглашении. Было принято решение не публиковать материалы пресс – конференции.

     Тем не менее, 20 января 1923 года, с разрешения и под контролем Мустафы Кемаля было принято постановление об их обнародовании.

      Во время обсуждения затрагивалось около шестидесяти тем, однако огласке была предана только часть, касающаяся Халифата.

То, что говорилось о курдах, Западной Тракии и турках в России, подверглось цензурировалось с самого начала. Оригинал документа был засекречен и недоступен исследователям.

     Пришлось ждать 64 года, чтобы прочитать процитированную ниже и касающуюся курдов беседу:

    «Ахмед Эмин Бей: Вы затронули курдскую проблему. Что это такое — проблема курдов? Будем рады, если вы проанализируете ее как внутреннюю проблему.

     Мустафа Кемаль: Решение курдской проблемы не принесет пользы нам — туркам. Географическое положение курдов в пределах нашего государства таково, что есть очень мало мест, где они живут компактно.

     В результате исторических перемещений создалось такое положение, что границы проживания курдов, исходящая от Эрзерума, дойдет до Эрзинджана, до Сиваса, до Харпута и даже до пустыни Конии.

     Поэтому вместо того, чтобы выделить курдов в отдельное государство, для них следует создать что – то подобное автономии —чтобы в местах компактного проживания курдов они осуществляли местное самоуправление.

     Что же касается других народов, населяющих Турцию, то им тоже надо предоставить автономию. В противном случае они, как и курды, будут постоянно бороться за самоуправление.

     Сейчас Великий национальный меджлис Турции представляют депутаты — и турки, и курды — и это справедливо.

     Из приведенного выше текста становится ясно, что многие проблемные темы можно решать, создавая автономии. Несмотря на то, что эти права по сравнению с правами на образование и т. д., которые дает Российская Федерация, являются явно недостаточными, для курдского народа они представляются важными.

Что же касается цензуры этого текста, то это было началом длительного периода геноцида курдского народа.

     Запрещение публикации данного текста и даже уничтожение ряда документов связаны со стремлением исказить историю и скрыть истину. Но Анкара не учла, что документы, касающиеся автономии местных органов, были удалены из Закона «Основных организаций», созданного в 1924 году (вторая Конституция Турецкой Республики).

 

Почему скрыли?

 

     С разрешения Мустафы Кемаля полный текст собрания был опубликован депутатом от Сиирта Махмутом Соиданом а газете «Милиет» с 26 ноября по 7 февраля 1930 года, а также в журнале «Гази и революция».

     Бывший министр Исмаил Арар, депутат от Коджали, воспользовавшись этими публикациями, в 1969 году издал книгу «Пресс – конференция Ататюрка в Измите».

В предисловии к своей книге автор указывает на то, что в предыдущих изданиях обсуждают некоторые весьма важные, по его мнению, речи и заявления Ататюрка. Сам же Арар в своем издании полностью проигнорировал те материалы, которые касались курдов.

     Следующее издание «Пресс – конференции Ататюрка в Измите» вышло в свет в 1982 году трудами Общества турецкой истории.

Речи Мустафы Кемаля Ататюрка «Эскишаир – Измит» были изданы в 1923 году отдельной книгой. Дочь Афета, Инана Ари, утверждала, что эта книга не похожа на изданную Исмаилом Араром, т. е. «в издании удалось избежать купюр и ошибок». Однако в дальнейшем выяснилось, что и эта книга далека от совершенства.

     В номере журнала «К 2000 году» за август 1923 года была опубликована статья под заголовком «Скрытый документ», из – за которой это номер был конфискован. Однако, в ноябре того же года турецкий суд со ссылкой на архив Аниткабира (Мавзолей) вынес решение о возможности распространения журнала.

Полный текст пресс – конференции был издан в 1993 году издательством «Хайнак» в виде книги под названием «Мустафа Кемаль Ататюрк. Речи Эскишаир – Измит»; и только тогда стало возможным признание отрицаемых ранее истин.

Иначе Турецкое государство до сих пор утверждало бы, что курдов не существует, а есть только «горные турки».

     Встает вопрос, почему идея курдской автономии, включающей в себя не только самоуправление, до сих пор не реализована?

     Ответов может быть много, но самый логичный и близкий к истине — то, что это происходит из – за проблемы Мосула и отрицания курдского большинства.

      Суть в том, что Мосул, который планировался как центр региональной автономии курдов, не достался Турецкому государству. Выгодна ли была автономия курдов при такой ситуации?

      88 Статья Конституции 1924 года гласит: «Все граждане Турции независимо от религиозных и национальных различий, являются турками». Это означает, что 86 лет спустя курдская проблема вновь достигла своей наивысшей точки.

 

 

http://www.kurdishcenter.ru/content/view/2545/7/lang,ru/

 

0

Оставить комментарий