Опубликовано: 31.10.2010 Автор: Admin Комментарии: 0

КАРАМЕ АНКОСИ 

      Дорогие Юрий Набиев и Нодар Мосаки, спасибо Вам за опубликованные статьи, они очень своевременные и актуальные для нашей диаспоры. Я, с большим интересом, внимательно ознакомился с их содержанием. Ваши выводы и предложения являются полезными для уяснения многих сторон современной общественной, гражданской и религиозной жизни последователей Езидской религии. В основном, с Вашими статьями я полностью солидарен и одобряю. В своих публикациях Вы затрагиваете проблемы, которые являются судьбоносными для современного Езидского теократического общества. Научное изучение и анализ указанных вами вопросов, безусловно, надо и в дальнейшем продолжить.

     Представленные на сайте обе статьи известных курдских профессионалов – аналитиков общественной жизни курдов, имеют важную общественную, социологическую, конфессиональную и политическую значимость для нашей общины. От правильного решения поднятых в обеих статьях проблем, во многом зависит и определение будущего этих многострадальных и гонимых людей.

Но, со своей стороны, по существу, хочется коротко поделиться и со своими личными соображениями.

     Изучение и анализ, опубликованных в последнее время материалов о езидах, как псевдонаучных, так и личных мнений отдельных людей, наводит на мысль, что в местах компактного проживания последователей Езидской религии, специально разжигаются страсти вокруг проблемы: «Езиды- курды?» или «Езиды, не курды!». И что самое главное, везде чувствуется одна рука и один почерк! Спорить мы, ни с кем не собираемся. В современных условиях, в цивилизованном обществе, каждый волен сам определиться относительно своей национальности и вероисповедания. И нет нужды в том, чтобы насильно навязывать свое мнение другим. Пусть каждый сам решает за себя, это будет честно. И, не к чему мутить воду.

     Но, говоря об истории народа и религии, в этом совершенно правы наши уважаемые авторы, в первую очередь, надо обосноваться, на научные исследования ученых-специалистов.

     Образованная, граммотная часть езидов должна хорошо осознать, что искусственное приписание Езидскому теократическому обществу статуса этноса (народ, национальность), входит лишь в интересах недоброжелателей езидов.

    После развала Советского Союза, некогда объединенная общими религиозными узами и интересами сильная и сплоченная Езидская религиозная община Южного Кавказа (Армения, Грузия), и так уже разобщена и разбросана по всему свету. Семейные, родственные, племенные, общинные и духовные связи активно рвутся и теряются. Многие, от рождения последователи Езидской религии, переходят в лоно Христианской церкви со своими многочисленными сектантскими направлениями. Указанное движение в езидском обществе, во всех странах их проживания, приняло, к сожалению, массовый интенсивный характер.     Извращены, или забыты национальные и Езидские религиозные традиции, нравы и обряды предков. Целое поколение курдов (езидов) в постсоветском пространстве уже не говорит на своем родном языке, а вторая часть не умеет читать и писать на родном языке. Молодежь и среднее поколение мыслит не на своем родном языке. Языками общения между этими курдами (езидами) стали русский, грузинский, армянский, французский, немецкий и т.д. языки.

     Разве нам не хватает этой национальной и религиозной трагедии, чтобы, дополнительно, постоянно не подбрасывать нам проблему о национальной идентичности (принадлежности) езидов? Думаю, езидам не к чему обострять ситуацию в своем обществе.

Совсем недавно, в течение нескольких десятилетий, подобная проблема среди нашей общины, и в Грузии, и в Армении, не занимала умы наших людей. Издавались книги, учебники, газеты, дети обучались родному курдскому языку, работали национальные театры, народные ансамбли, общественные организации, которые назывались курдскими. Все было спокойно. Претензии не было. Внутри нашего общества, относительно вышеуказанной проблемы, не было подобного противоречия и противостояния. Существовали широкие контакты и близкие общения между двумя религиозными частями единого курдского народа.

     К великому огорчению, вот уже пару десятков лет, время от времени, на разных уровнях (наука, образование, общественная жизнь, религия, политика), начинаются бесплодные, ничем не оправданные обсуждения вопроса: «езиды, курды или нет?», играя на невежестве, недостаточной информированности одной части нашего общества истории общины и Езидской религии. Цель подобных действии понятна: помешать процессу консоллидации наших общин, волей судьбы, оказавшихся на территориях разных государств, в единый национальный коллектив, не дать им возможность сохранить и защитить родственные, национальные связи, родной язык, традиции, обычай, религию предков.

     Искусственное разжигание и распространение, среди нашей общины, спора о значении и содержании слова «езид», относить его к категории нации или религии, на удивление многим езидам, искусственно втянутых в этот необоснованный спор, не начат сегодня. Враги нашего национального единства, сея семена сомнения и раздора в нашем обществе, давно стремятся добиться лишь одного – ускорить процессы окончательной потери нашими езидами связей с исторической Родиной, общего родного языка, национальной культуры, традиции и Езидской религии. Ведь нашим близким предкам (моим родителям и родственникам) пришлось, ради спасения и сохранения этих ценностей, потерять Родину, понести многотысячные жертвы и скитаться на чужбине.

К сведению, агрессивно настроенных защитников езидов, как этноса, уважаемый Ю. Набиев совершенно верно напоминает, что в современной цивилизации каждый вправе сам определить к какой нации или религии принадлежит. Насилие в образованном обществе, безусловно, плохое оружие. Свобода личности и свобода совести гарантированы международным сообществом и, наша теократическая община, как часть этого сообщества, должна придерживаться существующих правил, если хотим стать частью цивилизованного общества. Статья Ю. Набиева[1], известного курдского общественного деятеля и публициста, дает немалый повод для размышления, заставляя задуматься о дальнейшей трагической судьбе нашей общины. Данную проблему он затрагивает в широком плане, как в постсоветском пространстве, так и в Курдистанском Регионе, на родине езидов, где расположены Центр и Главный храм Езидской религии – Лалыш.

Но, говоря о современном положении и перспективах Езидского теократического общества, учитывая важность вышеуказанной проблемы, которое волнует многих представителей езидов, по нашему мнению, надо было четко выделить две ее стороны – «этническую» и религиозную.

    В случае, если езидство взять, как за основу этноса, чего требуют некоторые езиды(?), то, безусловно, в местах их компактного проживания, и, в основном, в Ираке, Сирии и Турции, езидов нужно считать национальным меньшинством. Исходя из этого, тогда, подобно другим этническим меньшинствам, безусловно, необходимо и для езидов создать национальную административно-территориальную единицу. В данном случае, Езидская национальная административно-территориальная единица,будет иметь лишь чисто светский, гражданский, политический характер. Руководить и управлять национальной административной территорией, будут политические и гражданские деятели из среды езидов. Езиды могут стать членами и деятелями разных политических партий и гражданских объединений и союзов.

В данном случае, езидское духовенство, в том числе институт Мире Шеха и Духовного Управления, в пределах национальной административной территории ,должны заниматься, сугубо, делами Езидской религии и выступать только лишь как религиозные деятели и духовные наставники. Это, что касается «этнической» стороны вопроса.

     А, если, езидство взять, как конфессию, религию, что является бесспорной истинной, то незачем требовать, создать им отдельную гражданскую автономную административно-территориальную единицу. Езиды в любом государстве своего проживания, являются религиозным меньшинством. Езидское духовенство должно выступать, как религиозные деятели, должно строить езидские церкви и проповедовать основы езидской религии, должно открывать Езидские религиозные учебные заведения и духовно воспитывать своих приверженцев. В этом деле, думаю, им не должно мешать отсутствие Езидского административно-территориальной единицы. И еще. Представителям езидского духовенства незачем выступать по любому национальному или государственному вопросу с политическими заявлениями и требованиями, свидетелями чего, мы становимся сегодня, как в Курдистане, и в Европе, и в постсоветских государствах. У духовенства и так, имеется немало проблем в деле сохранения высокого уровня внутренней церковной организации и воспитания езидского религиозного самосознания. Езиды должны отличаться своей церковной организацией, как последователи Езидской веры, а не как этническая единица.

Справедливости ради, надо отметить, что представители курдской интеллигенции и политические деятели, которые исповедуют Ислам, давним давно отмечали и сейчас говорят о том, что первоначальной религией курдского народа был Езидизм(читай Зороастризм): “Dînê k’urdaye e’slî Êzdîtiye», а не “E’slê kúrda êzdîne», как это кое-кому кажется, или хотят желаемое выдать за действительность. Этим людям можем посоветовать, что, как минимум, в первую очередь, надо хорошо знать родной курдский язык.

     В науке давно решен вопрос о национальной идентичности последователей Езидской религии как курдов. А, если кто – то не хочет прислушаться и учесть мнение ученных-специалистов, то это, уже, его личная проблема.

     О том, что ситуация становится не простой, относительно вопроса – кто мы по национальности: езиды или курды и, что, дискуссия по этому поводу ни к чему доброму не приведет, ни в религиозном, ни в общественно- гражданском плане, прекрасно показано в интересном научном исследовании талантливого ученого-курдоведа Нодара Мосаки[2]. В публикации, верно отмечается, что немалое число бывших верующих в Езидскую религию (езидов), в наше время приняли христианство и мусульманство, но продолжают, как не удивительно, себя называть езидами.

     С нашей стороны можем добавить, что отход от Езидской религии и появление новых общественно – религиозных групп в нашей среде, уже реальная действительность, факт, которого невозможно скрыть, чтобы там не говорили.

Отошедших от веры предков-Езидства – среди нас не так уж мало. В нашем обществе, как ни огорчительно, уже твердо существуют многочисленные новые социально-общественные, религиозные группы, которые именуют себя не иначе, как езиды-христьяне (езиды-православные, прихожане русской и грузинской церквей, езиды-католики, езиды-евангелисты, езиды-иеговисты, езиды-кришнайты, езиды-баптисты, езиды-пятидесятники, езиды-лютераны, езиды – прыгуны и т.д.), езиды-мусульмане (кто принял Ислам) и, наконец, езиды-езиды (езиды Езидского вероисповедании). Странно и то, что перешедших в другие религии бывших езидов, все равно хоронят по обрядам и канонам Езидской религии.

Кроме того, среди езидов не редки случаи межрелигиозных браков, смешение кровы также становится обычным явлением для езидов, как внутри самого езидского теократического общества, так и с представителями других народов и религий.

В конце, хочется напомнить, что история курдского народа и, в целом, Среднего Востока, свидетельствуют о том, что до появления Мусульманской религии (Ислама) на арабском полуострове, основная масса курдов исповедывала, господствующую в то время ,религию Зороастризм, параллельно с местными верованиями. После появления арабских завоевателей под флагом Ислама, курды вынуждены были постепенно принять мусульманство. В 10-11 веках, с приходом Шейха Ади и его учеников к курдам и с реформированием древней курдской веровании, началась эпоха курдской Езидской религии. Езидизм – чисто курдское явление и его исповедуют лишь только курды. Среди других народов она не распространена. И факт этот, – говорит о многом.


 
[1]Юра Набиев. Езиды: проблемы и перспективы. http://kurdistan.ru/index.php?m=read&a=4916&PHPSESSID=c318c8edf2155169263dad9ef1d3db29
[2]Нодар Мосаки. Идентичность «курдов-езидов» Грузии. http://kurd.ge/2010/10/18/курдский-ученный-–-курдовед-о-проблем/

 

http://kurd.ge/2010/10/30/несколько-слов-по-поводу-статьей-ю-наб/
0

Оставить комментарий