Опубликовано: 22.09.2010 Автор: Admin Комментарии: 0
  Курды Узбекистана среди курдских диаспор занимают особое место. Часть Средней Азии некогда входила в Мидийскую (мидийцы – предки современных курдов) империю, позже – Сасанидскую империю. Хорасан – стала вотчиной десятка курдских феодальных государств, среди которых самые известные — Тахириды в Хорасане (820-872 г.г.), Саффариды (династия, создавшая государство в центре Систана, между теперешними Афганистаном и Ираном в период 861—1590), Государство Саманидов в Бухаре (875-1005), Газневидов (962 по 1187, занимало территории Хорасана, Афганистана, Хорезма, Бухары, Гурган, северные провинции Индии, Ирак), Гуридов (с 1100 г. по 1215 г., правившая в Афганистане, Иране и Пакистане, положившие начало Делийскому султанату в Индии). 

 В 1381 г. при завоевании Амиром Темуром Хорасана присоединяются и земли курдов, а их ученых направляют на родину Темура — в Шахрисабз.
  В XVII—XVIII вв. иранские шахи переселяли курдов в Хорасан, Гилян, Белуджистан, и стремились этим обеспечить охрану восточных границ Ирана от нападений туркмен и узбеков. Пехота в Хивинском ханстве XVIII—XIX вв. частью состояла из невольников-курдов.
  Именно с этого времени курды начинают переселяться в Туркмению (наиболее компактно расселяются в Марыйской области) и Узбекистан (по данным переписи 1926 г. в Узбекистане проживало 15 000 курдов). 
  В 1937 г., когда началась депортация курдов с территории Армении и Азербайджана, их распределили по 14 областям и по 110 районам Средней Азии и Казахстана. На каждый поселок приходилось 20—25 семей. Отмечался низкий уровень грамотности среди курдского населения.
  Но наиболее массовое расселение высланных курдов здесь происходило в годы второй мировой войны. В середине декабря 1944 г. в Узбекистан прибыло 29 эшелонов спецпереселенцев из Грузии. Все курды были распределены по 7 областям и 43 районам республики, в частности в Ташкентской, Самаркандской, Ферганской и Бухарской областях. 
  В апреле 1956 г. со спецпереселенцев были сняты ограничения в правах. Некоторые курды остались жить в Узбекистане, занимались сельским хозяйством.
  В XX столетии в областях Узбекистана курды-переселенцы — выходцы из Передней Азии проживали в основном в сельской местности небольшими группами (в Янгиюльском и Аккурганском районах Ташкентской области, Самаркандской области и т. д.). В 50-е гг. их число несколько пополнилось за счет мигрантов из Казахстана и Туркменистана.

  Курды наряду с материальной культурой, внесли огромный вклад и в духовную культуру народов Средней Азии. К примеру, современником Рудаки (ок. 860, с. Панджрудак, ныне Таджикистан — 941) был курдский поэт Лавкари Чангзан, который вопреки утверждениям курдских недоброжелателей в одной из своих газелей ударение делает именно на высокое курдское этническое самосознание: 

Газель 

Красавец курд жемчужноликий, не сыщешь равного ему!
Он с головы до ног прекрасен, хвала кумиру моему!

Жасмином пахнущей кольчуге подобна смоль его кудрей,
Таких ланит луноподобных всевышний не дал никому!

Едва успела повернуться луна к созвездью Близнецов,
Он затянул вкруг стана пояс и привязал пращу к нему,

Он сон прогнал, и прояснился его прямой и смелый взор,
И, загоревшись жаждой странствий, вгляделся он в ночную тьму,

Он завязал решенья узел, бесстрашный, гордый мой кумир,
Он выбрал странствия уделом — и, значит, будет посему!

Не слишком туго и не слабо вокруг прекрасного чела,
Что юным месяцем сияло, красавец закрутил чалму.

Он шел дорогою безлюдной, гористой, дикой стороной
И наконец остановился, придя к высокому холму.

Там, средь камней, желтело диво — звенело, пело на ветру,
И даже вздрогнул он, привыкший не удивляться ничему:

Живое — или не живое? Не попугай, не соловей, —
Оно представилось загадкой героя здравому уму.

Подобье девичьего тела скрывал загадочный покров…
Подумал курд: "Утехой славной я свой досуг теперь займу!"

Срубив под корень, обезглавив, он жертву принялся ласкать,
Ладонями любовно гладил, прижавши к сердцу своему, —

То был тростник сладкоголосый! И курд поднес его к устам,
И стало музыкой дыханье, и умилился он тому.

Откинув локоны небрежно, ласкал он пальцами лады,
Прекрасный, словно луч рассвета, подобный богу самому!

И пела флейта: "Не печалься о шахской службе, Лавкари,
Принадлежит весь мир огромный тебе отныне одному!"

                                                  (Поэты времени Рудаки. http://www.tyurk.ru/file3_71_3.shtm)

    Среди выдающихся представителей курдов Туркмении можно перечислить поэта и философа Джафаркули (XVIII в.), известный лишь курдам Туркмении и Хорасана (уроженец деревни Бимган в районе г. Кучан в Хорсане).

  Уроженец г. Керманшах из Восточной (Иранской части) Курдистана Лахути Абулькасим (4.12.1887, Керманшах, Западный Иран, — 16.3.1957, Москва), видный государственный деятель, классик современной таджикской литературы. Его именем назван Таджикский театр драмы в Душанбе.  

  Из современных выдающихся личностей проживающих в Средней Азии прославилась и курдянка Клара Амановна Гельдыева (1933—1992) — известный деятель кино.  
  Клара Гельдыева родилась в 1933 году в Ашхабаде Туркменской ССР. Окончила факультет журналистики Московского Государственного университета им. Ломоносова в 1959 году. Работала редактором хроникально-документальных фильмов киностудии «Туркменфильм», была членом сценарно-редакционной коллегии киностудии «Таджикфильм». С 1966 года – член сценарно-редакционной коллегии киностудии «Узбекфильм».
  Как редактор, приняла участие в выпуске более двадцати картин: «12 могил Ходжи Насреддина» («Таджикфильм»), «Нежность», "Ташкент – город хлебный" (1967-1968, режиссер Шухрат Аббасов, ассистент режиссера Эсон Каримов, художник по костюмам Нариман Рахимбаев, гример Хусан Абдуллаев, в ролях: староста – Гани Агзамов и др.), «Влюбленные», «Слепой дождь», «Драма любви», «Без страха», "Абу Райхан Беруни" (1974, режиссер Шухрат Аббасов, композитор Румиль Вильданов, художник-постановщик: Эмонуэль Калантаров, второй режиссер Эдуард Хачатуров, оператор-постановщик Хатам Файзиев, ассистент оператора Вадим Бахтеев, оператор-комбинированных съемок Михаил Пономарев, звукооператор Джалал Ахмедов, художники-гримеры: Хусан Абдуллаев, Георгий Заиров, в ролях: Беруни – Пулат Саидкасымов, Сухраб – Бахтияр Ихтияров, Хужанди – Наби Рахимов, ибн Ирак – Раззак Хамраев, Вахаб Абдуллаев и др.), «Одна среди людей», «Повесть о двух солдатах» и других.

  Клара Гельдыева похоронена на Чиланзарском кладбище, недалеко от киностудии в юго-западном районе Ташкента.

По материалам сайт: 

http://www.uzbekkino-ussr.net/klara-geldyeva.html
http://kak-ya.ru/batikot
Этнический атлас Узбекистана.
http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=416&c_id=4479

Подготовил Лятиф Маммад

0

Оставить комментарий