Опубликовано: 14.04.2010 Автор: Admin Комментарии: 0

Правительство Курдистана приняло решение объявить

                                 14 апреля 

 

Днём памяти по жертвам                Анфаля

   

      В Курдистане объявлен траур в связи с 22 годовщиной начала операции «Анфаль» против населения Курдистана. 

 

http://www.kurdistan.ru/index.php?m=read&a=4973&PHPSESSID=f48f1cd640bff00154926a5fcb73fad0

     Анфаль (араб. حملة الأنفال ‎‎; курд. Şallawî Enfal) — кодовое название программы по борьбе с курдским населением Северного Ирака, реализовывавшейся в Ираке в 1987—1989 годах. Дано по названию восьмой суры Корана.

  

Жертвы газовой атаки в Халабдже в марте 1988 года

 

Ход Анфаля

     Первой акцией массового геноцида курдов было уничтожение всех мужчин (с 15-летнего возраста) курдского племени Барзан, осуществленное еще летом 1983 года. Иракские солдаты оцепили лагеря, в которых содержались депортированные барзанцы, погрузили всех мужчин и вывезли в неизвестном направлении. По той же схеме, но гораздо более масштабно действовали иракские власти во время собственно «операции Анфаль», которая проводилась армией с 29 марта 1987 по 23 апреля 1989 под общим руководством генерального секретаря Северного Бюро партии Баас, двоюродного брата Саддама Хусейна Али Хасана аль-Маджида, получивший прозвище «Химический Али» (из-за использования им химического оружия). Всего в результате геноцида погибли или пропали без вести, по подсчетам организаций Human Rights Watch и Международная амнистия, около 182 000 курдов. Судьба большинства из них оставалась неясной вплоть до свержения Саддама Хусейна, когда по всему Ираку начали находить массовые захоронения казненных.

     Наиболее жестокими составными частями плана стали проводившиеся несколько раз химические бомбардировки курдских населенных пунктов иракской авиацией. Особую известность приобрела газовая атака в Халабдже в марте 1988 года, однако первые случаи употребления химического оружия против гражданского курдского населения имели место годом раньше, когда в апреле 1987 года двадцать четыре деревни в долине Балисан (провинции Эрбиль), в районе Карадаг (на юге Сулеймании) и Яхсомер в Иракском Курдистане дважды за менее чем 48 часов подверглись химической бомбардировке из-за открытой оппозиции их населения режиму Багдада.

     В рамках плана «Анфаль» широко практиковалось уничтожение курдских деревень, жители которых выселялись или угонялись. В то же время на территорию иракского Курдистана, особенно в город Киркук, целенаправленно переселялось бедное арабское население из южных районов страны, чтобы изменить этнический состав региона. Многие курдские районы были полностью опустошены, находившиеся в них селения и городки (до 4000) снесены с лица земли, а население переселено в «образцовые поселки», напоминающие концлагеря.

 

Свидетельства и документы

 

     Аудиозаписи выступлений Али Хасана аль-Маджида перед партийным и государственным руководством региона во время «Анфаля» были захвачены курдами в Киркуке во время неудачного восстания 1991 года. Подводя итоги операции, Али Хасан говорил:

           

     В апреле 1987 года (…) мы решили депортировать всех сельских жителей, чтобы изолировать подрывные элементы. Мы сделали это в два этапа. первый начался 21 апреля и продолжался до 21 мая. Второй этап проходил с 21 мая по 21 июня. После 22 июня все, кого арестовывали в этих районах, подлежали немедленной казни без всяких разговоров в соответствии с директивой, которая все еще остается в силе      

 

 В других выступлениях Али Хасан аль-Маджид так описывает суть «Анфаля»:

           

      К следующему лету в этом регионе не останется сел, будут одни лагеря… Отныне я не позволю провозить в села муку, сахар, керосин или воду, запрещу прводить электричество. Пусть они приходят сюда и послушают, что я им говорю. Почему я должен позволять им жить там как невежественным ослам? Ради пшеницы? Мне не нужна пшеница. Мы уже 20 лет импортируем пшеницу, давайте увеличим импорт…

 

Я объявлю большие территории закрытыми зонами и запрещу всякое присутствие на них… Давайте посчитаем доходы и убытки от этих областей. Сколько хороших граждан среди тамошнего населения и сколько плохих!…

 

     Мы вышлем их из Мосула безо всякой компенсации. Мы разрушим их дома… Это собаки, и мы их раздавим. Мы прочтем им обязательство: Я, такой-то, понимаю, что должен жить в Автономном районе. В противном случае я готов принять любое наказание, вплоть до смертной казни. Затем положу это обязательство в карман и скажу начальнику службы безопасности отпустить его на все четыре стороны. Через некоторое время спрошу: где он? Мне скажут, вот он. Тогда партийный секретарь должен будет дать справку о местожительстве этих лиц. И я скажу: уничтожте его…

 

     Мы начали показывать по телевидению, как сдаются подрывные элементы. Я что, должен был о них заботиться? Что я должен был делать с ними, с этими козлами?… Нет, я закопаю их бульдозерами… Куда я должен девать такое огромное количество людей ? Я стал распределять их по провинциям. Мне приходилось посылать бульдозеры то туда, то сюда…

 

     Когда я приехал туда [в Киркук], доля арабов и туркмен не превышала 51 % населения Киркука. Несмотря ни на что, я потратил 60 миллионов динаров, чтобы достичь нынешней ситуации. Арабы, которых привезли в Киркук, не могли поднять их долю в населении больше, чем до 60 %. Тогда мы издали директивы. Я запретил курдам работать в Киркуке и окрестностях, за пределами Автономного района.           

 

 Расследование

 

      Геноцид курдов был проигнорирован как СССР и странами советского блока, так и странами Запада и прежде всего США, поддерживавшими Ирак против иранских исламистов. Ответственность за Халабджу ЦРУ возложило на Иран. Один из ведущих экспертов ЦРУ Стивен Пеллетье, во время ирано-иракской войны занимавшийся анализом ситуации в Ираке, утверждает:

           

     Иракская армия действительно применяла химическое оружие в сражении за Халабжу, но использовалось оно отнюдь не против мирного населения города, а против наступавшей иранской армии, и все удары наносились именно по позициям войск неприятеля. Иран, в свою очередь, осуществил ответную химическую атаку, а жители города просто попали под перекрестный огонь и стали очередными случайными жертвами десятилетней войны. Сразу после катастрофы в Халабже ЦРУ провело экспертизу собранных в регионе образцов отравляющих веществ и подготовило засекреченный отчет, в котором однозначно резюмировалось, что причиной массовой гибели курдов стал вовсе не иракский, а иранский газ. По характеру поражения специалисты установили, что жители пострадали от газа из группы цианидов, ранее неоднократно использовавшегося Ираном. В 1988 году в распоряжении армии Саддама Хусейна таких реагентов не было, в битве за город иракская сторона применяла иприт и зарин.

 

     Эти выводы, как подчеркивает Пеллетье, ЦРУ сообщило американской администрации. Они находятся в полном противоречии с курдскими данными, данными международных правозащитных организаций и данным доклада комитета Сената США по иностранным делам, однозначно утверждающими, что Саддам преднамеренно подверг химической бомбардировке чисто гражданские цели с целью «показательного коллективного наказания мирных жителей за оказываемую ими поддержку повстанцев». Согласно собранным правозащитниками показаниям свидетелей, «оставшиеся на улице люди ясно видели, что это иракские, а не иранские самолеты: они летели так низко, что можно было видеть их опознавательные знаки (…) основной удар наносился по северной части города, подальше от военных баз». Организация по запрещению химического оружия, также обвиняя в применении газа Саддама, отмечает, что в Халабдже был применен именно  иприт (горчичный газ), находившийся на вооружении Ирака. О целенаправленном использовании химического оружия против курдов свидетельствуют те же аудиокассеты выступлений Али Хасана аль-Маджида. На встрече с членами Северного бюро Баас 26 мая 1987 года он в частности заявил:

           

     Джалал Талабани просил меня открыть специальный канал связи с ним. В тот вечер я отправился в Сулейманию и атаковал его с применением спецсредств <вероятно, речь идет о химической атаке в апреле 1987г. в долине Джафати – прим. Human Rights Watch> Это был мой ответ. Мы продолжали депортацию. Я предупредил милицейских командиров, которые не хотели никуда уезжать из своих сел, что села все равно будут уничтожены. Против них будут предприняты химические атаки, и они погибнут… Я уничтожу их химическим оружием, и кто мне что скажет? Международное сообщество? Да плевать на него! И на тех, кто к нему прислушивается!        

 

     Комитет Сената США по иностранным делам дал следующую оценку положению в Курдистане на момент его освобождения от власти Саддама осенью 1991 г.:

           

     Курдистан представляет собой разрушенный регион. Иракский режим систематически проводил кампанию по уничтожению курдских поселков: они взрывались и сносились бульдозерами — всего было уничтожено 3900 поселков. В результате более 2 млн человек из четырехмиллионного населения Иракского Курдистана были принудительно выселены в другие районы. На востоке были взорваны города Чварта, Хадж Омран, Саид Садик и Калат Диза. Город Халабджа разрушен более чем наполовину и почти обезлюдел. Десятки тысяч людей, ранее насильственно переселенные в «образцовы поселки», скорее напоминающие концентрационные лагеря, живут на развалинах своих городов.   

 

     Название «Анфаль» стало у иракских крудов таким же нарицательным для обозначения геноцида, как у евреев — «Холокост»; так например существуют понятия «анфалировать», «анфалированные» — в отношении жертв Анфаля.

 

Трибунал

 

     После свержения режима Саддама Хусейна президент и ряд его соратников предстали перед судом по за преступления совершённые в годы правления партии Баас. Среди обвинений фигурировали дело Анфаль и Халабджы. Процесс Анфаль проходил с августа 2006 по июнь 2007 гг. Суд признал ряд бывших чиновников виновными в преступлении против курдского населения Ирака.

 

 

http://www.pukmedia.com/russi/index.php?option=com_content&view=article&id=666;2010-01-13-07-33-09&catid=54;2010-01-07-17-13-44&Itemid=391

 

         

                В Ираке существует 276 массовых захоронений курдов 

 

Как извещает сайт kurdistan.ru, Министерство КРГ по делам мучеников и Анфаля заявляет, что в Ираке обнаружено 276 курдских массовых захоронений по всей стране, в том числе 21 в северном регионе. "По оценкам комитета массовых захоронений министерства, насчитывается более 182.000 жертв в этих могилах," заявил глава комитета доктор Ясин Карим  на пресс-конференции, состоявшейся сегодня в городе Эрбиле. "До сих пор были вскрыты только 10 могил", – отметил он.

 

http://www.pukmedia.com/russi/index.php?option=com_content&view=article&id=952;—276—&catid=54;2010-01-07-17-13-44&Itemid=391

 

 

                             Верховный Суд Ирака признал геноцид курдов

 

     Верховный суд Ирака вынес официальное  решение признать  геноцидом химическую атаку бывшего баасистского режима  против мирного населения города Халабджи.

 

     Это решение было принято Министерством по делам погибших и Анфалья  после повторного расследование  Верховным судом Ирака дела Халабджи и пересмотра прежднего решения.

 

     Сегодня, 1 марта 2010 года, Министерство опубликовало   своё  решение о том, что Верховный суд официально признал геноцидом  химическую атаку  против Халабджи, что само по себе является большим достижением курдского народа и всемирно признанным и известным фактом.

 

http://www.pukmedia.com/russi/index.php?option=com_content&view=article&id=1919;2010-03-01-10-02-23&catid=54;2010-01-07-17-13-44&Itemid=391

 

 

0

Оставить комментарий