Опубликовано: 17.01.2010 Автор: Admin Комментарии: 0

Авдоев Т. В.:  «Историко-теософский аспект Езидизма. Становление и разите.

Гл. 5. Шейх Ади. §3 Аш-Шам в первой половине XII столетия

 *Продолжение                 

С конца XI века по 40-ые гг. XII века обстановка в аш-Шаме[1] была крайне неустойчивая. Ослабление государства Сельджукидов после смерти султана Маликшаха отразилось на решимости христианского мира начать войну против мусульман. Они надеялись, что мусульманам не удастся возродить сильное  централизованное государство, способное противостоять  их экспансии.


[1] Шам – название территории современных Сирии, Ливана, Палестины и Иордании.

Положение мусульман усугублялось и непрекращающимися междоусобицами между их правителями. Более того, фатимидские халифы, опасаясь дальнейшего усиления Сельджукидов, которые были их политическими и  идеологическими противниками, стали обращаться за помощью к христианским правителям Европы.

При вступлении на мусульманские земли ярость христиан еще более возросла. Они уничтожали на своем пути все живое, не щадили даже скот и посевы. Тысячи мирных жителей были зверски убиты. Многие убийства совершались с особой жестокостью, членовредительством, надругательством над женщинами, вспарыванием животов беременным женщинам. Но покоя и мира на захваченных территориях крестоносцам достичь не удалось – отряды ополчения вели непрекращающуюся борьбу, а периодически в сражения с крестоносцами вступали мусульманские правители[1].

В 1126 г. Махмуд II доверил Имад ад-Дин Занги пост  шихна[2] Багдада и всего Ирака. В 1127 г Занги получил от султана тауки (грамоту), согласно которой ему была передана власть над Северной Сирией и Джазирой с Мосулом и Халебом. Вместе с тем Занги стал атабеком (воспитателем) султанского сына Фархан-шаха.

 Политическое положение Сирии в начале правления Занги было очень тяжелым: крестоносцы оккупировали все морское побережье, дамасская область подвергалась постоянным нападениям со стороны Иерусалимского королевства, северной Сирии угрожали крестоносцы Эдессы и Антиохии. 

Но такая ситуация сохранялась недолго, Занги был храбр, самовластен, хитер и лукав, то есть обладал всеми качествами, необходимыми для правителя государства. Мусульманам  удалось объединиться вокруг этого лидера и начать успешные военные действия против захватчиков.

 После воцарения в Мосуле Имад ад-Дин распространил свою власть над  ал-Джазиратом и Нисибином, а потом овладел Синджаром,  Харраном, Хабуром, Эрбилем и Раккой. В июле 1128 г. он перешел через Евфрат и взял Халеб. Освобожденный теперь от дурного управления, этот город стал центром господства Занги в Сирии.

Тогда же к государству Зангидов были присоединены Диярбакр, Мардин, и Курдистан, где он подчинил своей власти  ал-Акр, Шуш и некоторые другие крепости курдов. В результате всех этих завоеваний под властью атабека оказался довольно обширный эмират, охвативший значительную часть Ирака и Сирии.

В 1134 г. иракским султаном стал брат Махмуда II, Масуд, который подтвердил все пожалования Занги, данные ему предыдущими султанами.

В 1138 г. Занги I  занял Хомс, а в 1139 г. предпринял осаду Дамаска. Руководивший обороной атабек Унур призвал на помощь иерусалимского короля, и Занги вынужден был отступить. Однако он сумел завладеть городом Баалбеком, правителем которого назначил одного из своих курдских помощников Наджм ад-дина Аййуба, отца знаменитого Салах ад-дина.  Расширение границ государства продолжалось и в последующие годы.

В  1144 г. мусульмане во главе с атабеком взяли Эдессу, цитадель христиан и важнейший стратегический пункт в регионе. Захват Эдессы стал несомненно самым знаменитым деянием Занги и принес ему в глазах многих мусульман славу "борца за веру". Халиф пожаловал ему титулы "Зайн ал-Ислам" (украшение ислама) и "Насур Амир ал-Мумин" (помощник эмира правоверных).

Имад ад-Дин не прекращал борьбу с христианами вплоть до своей смерти.  Во время осады крепости Калат Джабар 15 сентября 1145 г атабек Занги I  был предательски убит во сне заговорщиками[3].

После гибели Занги I его войско разделилось на два лагеря, мосульцы провозгласили своим эмиром его старшего сына Сайф ад-дина Гази I (1146-1149 гг.), а халебцы – младшего сына Нур ад-Дина (1146-1174 гг.).  К старшему Гази I отошел Северный Ирак с Мосулом до реки Хабур на западе, а младший Нур ад-Дин получил Сирию с Халебом.

 

* * *

 

Чуть ли не с первых дней своего правления Нур ад-Дин вступил в борьбу с крестоносцами[4]. И в дальнейшем священная война оставалась для него первостепенным делом жизни.

Одной из главных целей Второго Крестового похода  было взятие Дамаска, но именно это обстоятельство способствовало единению мусульман и помешало крестоносцам добиться успеха.

Правитель Дамаска Муджир ад-Дин  был противником Зангидов и не желал подчиняться им,  но организованное крестоносцами наступление в 1148 г. вынудило его обратиться за помощью к Нур ад-Дину Занги, и тот вошел в город. Брат Нур ад – Дина Сайф ад  – Дин Гази I[5] тоже прибыл в Дамаск из  Мосула, и их совместные усилия не позволили крестоносцам взять город[6].

В 1154 году Нур ад-дин исполнил неосуществленную мечту отца – присоединил к своим владениям Дамаск, находившийся под властью Буридов[7]. Таким образом, Нур ад-дин захватил всю Сирию и сделал Дамаск своей столицей.

С приобретением этого города его престиж и слава в мусульманском мире неизмеримо возросли. Но еще более известности приобрел он благодаря своей справедливости и неустанной борьбе за дело ислама[8].  Нур ад-дин был очень строг к себе и вел самую простую жизнь. Лично на себя он не тратил почти ничего[9].  Так же известно, что он ежемесячно издерживал до 9 тыс. динаров на благочестивые и благотворительные цели. И в Дамаске и в Халебе Нур ад-Дин всячески способствовал процветанию богословия: создавал религиозные школы, ремонтировал пострадавшие во время войны мечети и опекал суфийские братства.

«И начал Нур ад-дин восстанавливать медресе и рибаты в Халебе и привлек в город людей знания и факихов. И восстановил медресе по названию (квартала кондитеров) – ал-Халавиина в 1148г. И призвал Бурхан ад-дина Абу-л-Хасана Али ибн ал-Хасана ал-Балхи ал-Ханафи и назначил его в нем преподавать. И восстановил медресе ал-Асрунийа шафиитского толка, и назначил в него Шараф ад-дина ибн Абу Асруна, и медресе ан-Нафари, и назначил в него Кутба ан-Нишапури, и мечеть ал-Гадаири, и дал ей вакфы и назначил в нее шейха Шуайба, и она стала известна по его имени» – отмечает историк Камал ад-Дин[10].

Не всем нравилась эта щедрость. Однажды один из приближенных сказал эмиру: "Твое государство обременено таким количеством выдач, пожертвований и вакфов в пользу факихов, бедных, чтецов Корана, суфиев и прочих, что было бы правильнее употребить их на жалование войску". Нур ад-Дин рассердился и сказал: "Клянусь Аллахом, я не надеюсь победить без их молитв, ибо в Коране сказано: "…Это вашим беднякам вы обязаны милостью Бога и вашей победой!" Разве не будет грехом, если я прекращу молитвы за людей, сражающихся за меня, чьи стрелы летят точно в цель, тогда как я сплю на моем ложе? Для этих людей предназначена доля в моей казне, нельзя мне отдать ее кому-то помимо их". Он никогда не позволял себе нарушать данного слова, даже по отношению к неверным[11].

 

* * *

 

Вернувшись на родину в Сирию, Шейх Ади окунулся головой в водоворот событий. Здесь, на священной земле, столкнулись в смертельной борьбе две мировые конфессии – мусульманская и христианская. Битва велась не только на полях сражений, но и за души верующих. Шейх Ади не мог оставаться безучастным статистом в столь судьбоносное для Ислама время. Сохранившаяся рукопись «Kitab manaqib» – книга чудес шейха Ади, демонстрирует ощутимое влияние Крестовых походов на его жизнь[12] и повествует о чудесах шейха (karama[13]). Согласно одной из легенд Шейх Ади таинственным образом спас жизнь двум мусульманским военнопленным в Сирии[14]. Другая легенда  свидетельствует о чуде явленном  в присутствии двух солдат мусульман[15]. За благочестие и карамат Шейх Ади приобретает всеобщее признание и удостаивается титула (лакаба) «Шараф ад-Дин»; создает тарикатский орден с эпонимом Адавийя (al-adawiya), просуществовавший до XVI в. В своем исследовательском труде доктор З. Алояна заключает: «…этот факт подтверждает мнение, что после смерти шейха Ади, его последователи разделились на две группы. Первая группа обосновалась в Египте и Сирии и продолжила исламскую линию тарика, другая – в основном члены семьи Ади и его сподвижники присоединились к курдскому религиозному сообществу  и занимали позиции их духовных лидеров»[16].

«В 1128 г. Жослин  вторгся в область Амида и рассеял тюрок и курдов горы Ашумы» – повествует Михаил сириец[17]. В «Kitab manaqib» так же приводится факт, что многие курды воевали против "неверных франков". Достоверно, что соратниками Имад ад-Дина и  позже его сына Нура ад-Дина в  джихаде против христиан были Тикритские правители, курды по происхождению Наджм ад-Дин Аййуби и Асаб ад-Дин Ширкух. Легендарный победитель крестоносцев и основатель династии Аййубидов курд Салах ад- Дин начинал свой путь к славе как полководец Нур ад-Дина. Общаясь с такими людьми, шейх Ади проникся большим уважением к курдскому народу.

Сегодня  трудно восстановить жизненный путь шейха Ади в аш-Шаме, но с уверенностью можем отметить, что судьба шейха Ади тесно переплелась с династией  эмиров Занги. Знакомство с Имад ад-Дином могло состояться в Багдаде в 1126-1127 гг. или позднее, возможно при осаде Дамаска в 1139 г.,  с его престолонаследниками Сайф ад-Дином Гази I, Нур ад-Дином Махмудом и Кутб ад-Дином  Маудудом – позднее. Но, только, благодаря их покровительству и материальной поддержке Ади ибн Мусафир смог  развернуть свою проповедническую деятельность в Хаккиари. Тот факт, что шех Ади получил в распоряжение ассиро-несторианский монастырь Лалиш[18], земли для поселения в местечке Айн-Сифни[19], и открыто распространял свое учение, яркое тому подтверждение. И не столь принципиально, когда именно Ади обосновался в Лалише: при Имад ад Дине после покорения Курдистана, или в 1148 г., прибыв вместе с Сайф ад-Дином (после разгрома крестоносцев под Дамаском). Важно понять, что в чуждой, изначально враждебно настроенной  среде курдов, без покровителей, в одиночку, он не смог бы реализовать возложенную на него миссию.

 


 

[1] Иван Кривушин КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/KRESTOVIE_POHODI.html

[2] Арабское слово машхун происходит от корня шахн, означающего «[2] загрузить», но иногда может использоваться в смысле «оснащать».

[3] Существуют две версии его смерти. По одному источнику, после ночного пира слуги выпили оставшееся в шатре вино, что было замечено Занги, и он пригрозил им. Когда атабек заснул, один из слуг убил его во сне, боясь исполнения угрозы. По другой версии, Занги сидел поздно вечером в своем шатре, наклонившись, и рассматривал драгоценный кубок, принесенный ему золотых дел мастером. В это время один из оруженосцев, раб, ударил его сзади мечом и отсек голову. Кто направлял руку раба, так и осталось неизвестным.

(К. В.  Рыжов Справочник. Все монархи мира. ЗАНГИДЫ Издательство «Вече», 2004 г. http://slovari.yandex.ru/dict/muslim1/article/mus/mus-0607.htm)

[4] Унаследовав власть над Халебом и Северной Сирией в 1146 г., Нур ад-дину почти сразу же пришлось усмирять восставших христиан в Эдессе. Прежний ее правитель граф Жослен II вошел в сношение с армянским населением города и с его помощью вновь завладел городом. Нур ад-дин поспешил к Эдессе и окружил ее тесным кольцом. Жослен принял бой, но потерпел полное поражение и едва смог пробиться сквозь ряды осаждавших. После этого Нур ад-дин жестоко покарал непокорных жителей – большая часть их была перебита или обращена в рабство.

[5] Сайф ад-дин правил три года. В 1149 г., после его смерти, визирь Джамал ад-дин и наместник Али Кучук провозгласили эмиром Мосула его младшего брата Кутб ад-Дин Маудуда, правившего до 1159 г. В том же году под власть Мосула перешел Синджар. Во все годы своего правления Маудуд оставался верным союзником Нур ад-дина, который был в те годы самым могущественным мусульманским государем Ближнего Востока.

[6] Хроника мусульманских государств  (I-VII веков хиджры). А. Али-заде. М., 2004.

[7] В 1093 г.  султан Тадж ад-Даула Тутуш (1078-1095) назначил в Дамаск Захир ад-Дина Тугтегина (ум. 1128) тюрка  по происхождению, атабеком своего малолетнего сына Дукака и даже женил его на матери Дукака, с которой развелся и выделил в качестве икта Хомс. После гибели Тутуша, Тугтегин продолжал фактически править при его наследниках как атабек до 1115 г., выказывая лояльность султану. В 1115 г. он женил своего сына Бури на Зумуррунд, сестре Дукака, положив тем самым начало династии Буридов (1115-1155) и узурпировал власть в Дамаске.

[8] Историк Камал ад-дин пишет, что благодаря хорошему управлению при Нур ад-дине не оставалось необработанных земель ни в горах, ни в долинах, а Халеб вновь сделался обширным и многолюдным городом. Эмир повсюду строил караван-сараи для путешественников, больницы для больных и раненых, школы и другие учебные заведения, заботился о вдовах и сиротах павших воинов, отменил многие тягостные налоги и неизменно становился на защиту слабейших от злоупотреблений знати. Высшим, даже единственным, законом его жизни было следование заповедям Аллаха, которыми он старался с каждым днем все больше проникнуться, усердно изучая Коран и сунну. (К. В.  Рыжов Справочник. Все монархи мира. ЗАНГИДЫ Издательство «Вече», 2004 г. http://slovari.yandex.ru/dict/muslim1/article/mus/mus-0607.htm)

[9] Другой историк  Ибн ал-Асир писал о Нур ад-дине: "Хотя я изучил жизнь многих государей прошлого, но со времени правоверных халифов? я не нахожу ему равного по чистоте образа жизни и заботам о правосудии".

[10] КАМАЛ АД-ДИН ИБН АЛ-АДИМ «СЛИВКИ ИСТОРИИ ХАЛЕБА. Из истории средневековой Сирии». М. 1990 http://www.vashaktiv.ru/texts/k/kamal6.php

[11]  К. В.  Рыжов НУР АД-ДИН Махмуд Справочник. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII-XV вв. Династия   эмиров, правившая в 1128-1183 гг. в Халебе, а в 1154-1174 гг.- в Дамаске (Сирия и Ирак).© Издательство «Вече», 2004 г. http://slovari.yandex.ru/dict/muslim1/article/mus/mus-1388.htm

[12] Frank, R. "Scheikh 'Adi, der grosse Heilige der Jezîdîs".

[13] Карама, мн. ч. карамат – милосердие, чудотворный дар; чудо, совершаемое святым с Божьего соизволения.

[14] Frank, R. "Scheikh 'Adi, der grosse Heilige der Jezîdîs". стр 69-77

[15]  Там же стр 77.

[16] Nikitine, B. Les Kurdes. Étude sociologique et historique. Paris: Imprimerie Nationale – Librairie C. Klincksieck, 1956. р.226.

[17] МИХАИЛ СИРИЕЦ  ХРОНИКА Книга шестнадцатая  http://www.drevlit.ru/texts/m/mihail_sir_16.php

[18] Территория Мосульского вилайета помимо мусульман и езидов  заселена христианами и иудеями. Здесь соседствуют мусульманские мечети и христианские храмы. Исторически эта земля принадлежала Ассирии. Асирийцы-несториане и поныне проживают в горах Хаккари, в районе Мосула и Бидлиса, между Джуламергом и Имадией. Учитывая, что ассирийцы приняли христианство  и строили церкви и монастыри, а в езидской  культовой традиции Лалеш – единственное храмовое сооружение, то вполне вероятно, что шейх Ади со своим тарикатом расположился в одном из разоренных ассирийских монастырей, в частности в Лалеше.

[19] Айн-Сафни (север Ирака, губернаторство Дохук, район Шейхан) – поселение у подножия горы Маклуб, где и поныне живет духовный глава езидов – мир.

 

*Продолжение книги Авдоев Т.В.: «Историко-теософский аспект Езидизма. Становление и развитие».

 

Начало см.

 

 Часть I. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=336&Itemid=1

Часть II. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=338&Itemid=1

Часть III. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=348&Itemid=1

 

Продолжение следует…

0

Оставить комментарий