Опубликовано: 12.01.2010 Автор: Admin Комментарии: 0
      Курдский средневековый историк Ахмед ибн Мухаммед родился в 608г.х.(23.IX.1211) в Эрбиле (ныне столица Курдской автономии в Ираке), учился в Халебе и Дамаске. Этот великий учёный-правовед принадлежал к роду Бармеки*, и придерживался шафиитского убеждения. Кроме религиозных наук, он в совершенстве знал литературу.  Ибн Халликан имел 12 имён (насаб): Абу-л-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Абу Бакр ибн Халликан ибн Бавак ибн Шакал ибн ал-Хуссайн ибн Малин ибн Джафар ибн Йахйа ибн Халид ибн Бармак по прозвищу Шамс-ал-Дин. Целью подобной генеалогической линии было проследить своё происхождение от знаменитой фамилии Бармекидов.  

      Ибн Халликан десять лет занимал должности главной кади (судьи) в Дамаске, потом главной кади (судьи) и преподавателя духовных училищ в Каире. Он прославился благодаря написанию обширного биографического словаря «Вафайат аль-а'йан ва-анба' абна' аз-заман» (وفيات الأعيان وأنباء أبناء الزمان) – «Некрологи знатных лиц и заметки о сыновьях своего времени». Его труд, завершенный в 672 г.х./1274 г. и основанный большей частью на не дошедших до нас источниках, содержит важный материал по экономической, политической и культурной жизни Ближнего Востока

     Во введении к этой книге Ибн Халликан говорит: «Здесь я не писал про халифов, ибо о них солидных книг много. Я же написал про других знаменитых людей, о которых повседневно возникают вопросы», – и затем начинает осуществлять свой замысел.

 Ибн Халликан описывает жизнь и деятельность ученых – знатоков литературы, поэтов и писателей, комментаторов и монахов-отшельников, царей и эмиров, историков и певцов-сказателей, острословов и импровизаторов, врачей и философов. Есть около десяти биографий женщин. Книга состоит из 948 страниц и включает биографию 846 человек.

     Автор для составления своего биографического словаря располагал громадным материалом. В списке его источников находится около 170 названий, в числе которых 47 летописей (та'рихов), не считая других сочинений по истории, озаглавленных иначе. Некоторые из них были весьма объемисты (например, истории ат-Табария, Ибн-ал-Асира, ал-Мас'удия; Сахих  aл-Бyxapия, Табакаты Ибн-Са'да, Китаб-ал-Агани и т. д.) и далеко не все дошли до нас.

      В XIX веке этот словарь пользовался таким интересом у западных ориенталистов, что ирландский востоковед Уильям Мак-Гакин де Слэн сделал его полный перевод на английский язык и частично на французский в четырех томах под названием «Ibn Khallikan's Biographical Dictionary» (1843-1871). 

     В предисловии к английскому переводу Де Слэн приводит мнение об этом сочинении выдающегося британского филолога, востоковеда и основателя Бенгальского Азиатского общества сэра Уильяма Джонса: «Исторический труд образованнейшего писателя Ибн Халликана отличается как словесным изяществом и содержательностью, так и стихами блистательных поэтов, которыми он изобилует. Возможно, он даже заслуживает того, чтобы быть поставленным впереди трудов всех когда-либо живших писателей. Он, несомненно, красноречивее Непота[1], изящнее Плутарха и привлекательней Лаэрта[2], и, разумеется, по достоинству эта книга переводится на все языки Европы»[3]. К сожалению, сам автор перевода умер, не успев закончить и половины той работы, которая предназначалась для опубликования в RHC. В этом издании помещён французский перевод всего лишь двух статей из словаря Ибн Халликана: «Заметка о Баха ад-Дине Абу-ль-Мухасине ибн Шаддаде» – «Notice sur Beha Ed-Din Abou'l Mehacen ibn Cheddad» (t. III, pp. 379-393) и «Фрагменты из жизни султана Салах-ад-Дина» – «Extraits de la vie du sultan Salah Ed-Din» (t. III, pp. 399-430). Первая статья содержит ряд интересных сведений о главном биографе Салах ад-Дина, но к истории крестовых походов она имеет лишь косвенное отношение. Гораздо более ценной в этом плане является статья, посвященная описанию жизни великого мусульманского владыки. Изложение является в основном компилятивным: либо Ибн Халликан сразу заявляет, что по поводу очередного факта жизни Салах ад-Дина все историки имеют одинаковое мнение, либо, если имеются разночтения, начинает с того, что писал по этому поводу «наш учитель Ибн аль-Асир» или «наш учитель Ибн Шаддад», а затем приводит высказывания всех прочих авторов. Как водится, оценка истинности события предоставляется читателю, что должно, видимо, крайне благотворно влиять на развитие его критического мышления.

         

Ибн-Халликан умер в 681 г.х.(21.Х.1281/2) и похоронен в Дамаске.

 

 


 

  *Члены знатной семьи Бармекидов, происходивших из числа потомственных курдских жрецов — выходцев из Хорасана (некоторые источники указывают Балх) больше полстолетия занимали ключевые посты в правительстве арабского халифата и были наследственными советниками халифов в качестве великих визиров.   

       Ал-Фадл ибн Яхья ибн Халид ибн Бармек (756—808) был один из наиболее крупных представителей знаменитой фамилии Бармекидов, находившейся на службе у первых аббасидских халифов в качестве визира. Одновременно он был правителем Персии и Джурдана. Пользуясь практически неограниченной властью и заслуженной любовью народа, он по сути являлся настоящим повелителем всей исламской империи[4]. Его двое сыновей — Ал-Фадл, молочный брат самого Халифа Харун ар-Рашид («Праведный», 786—809) был не заменим в управлении государственными делами, а Джа'фар стал признанным фаворитом Харуна в любимейшим его сотоварищем во всех увеселениях, но также отличившийся навыками государственного правления. Ему было доверено опекать юного Аль-Мамуна — наследственного сына Харуна ар-Рашид. Достигнув возраста 37 лет, Джафар удостоился высокого звания великого визира и исполнял ее в течение семнадцати лет. Харуну всегда доставляло удовольствие видеть свою сестру Аббасу участницей своих забав (возможно, он к ней испытывал преступную любовь, что подтвердилось последующими трагическими событиями), но исламский этикет не позволял ей открыто присутствовать в его компании. Поэтому Аббасы была выдана замуж за Джафара и с точки зрения халифа церемония носила чисто формальный характер. Но Аббасы не придержалась запрета и ей удалось тайком выносить ребенка от Джафара и отослать родившееся дитя Мекку. Но, повздорившая с ней служанка раскрыла тайну и вернувшись из паломничества Харун в 187 г.х. (803 г.) умертвил Джафара, а его отца и брата бросили в темницу и вся имущества членов этой семьи был конфискован. Отец и сын — Яхья ибн-Халид и Аль-Фадл умерли в заключении незадолго до смерти самого Харуна.   

      Опрометчивое истребление Харуном Бармекидов, умевших сплачивать иранский элемент с арабским, привело к разладу между арабами и иранцами и при аббасидах национальное самосознание иранских народов ожило. А при халифе Аль-Мамуне сильный политический сепаратизм иранцев выразился в основании курдской династии Тахиридов в Хорасане (821—873), которое оказалось первым симптомом наступающего отпадения Ирана.

  

 

[1]Корнелий Непот – римский историк, автор 16-томного сочинения «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»).

[2]Диоген Лаэртский – автор сочинения «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

[3]«Scriptoris politissimi Ebni Khallican opus historicum non magis verborum elegantia et ubertate commendatur quam illustriorum poetarum versibus quibus conspergitur. Ac nescio an hic omnibus vitarum scriptoribus (non) sit anteponendus. Est certe copiosior Nepote, elegantior Plutarcho, Laertio jucundior: et dignus est profecto liber, qui in omnes Europae linguas conversus prodeat» («Ibn Khallikan's Biographical Dictionary» (1843-1871), t.1, pp. III-IV).

[4]Уильям Мюир. Халифат. Его расцвет, упадок и конец. По оригинальным источникам. С. 441. Эдинбург, 1924.

http://www.muhammadanism.org/Russian/books/caliphate/caliphate_muir_russian.pdf

  

 

 Сочинения:

 

Vitae illustrium virorum, ed. F. Wüstenfeld, вып. 13, Gött., 1835-50;

Kitab wafayat al-aiyan, Vies des hommes illustres de l'islamisme en arabe par Ibn Khallikan, publ… par Mac Guckin de Slane, t. 1, P., 1838-42;

Biographical dictionary, transl. from the Arabic by Mac Guckin de Slane, v. 1-4, P., 1842-71.

 

С арабским текстом биографического словаря Ибн Халликана в формате PDF можно ознакомиться по адресу

 http://www.waqfeya.net/book.php?bid=1539,

 а с его электронным текстом по адресу

http://islamport.com/w/trj/Web/1000/1.htm.

Уже упомянутый перевод на английский язык Де Слэна доступен в формате PDF и в виде электронного текста на странице

http://books.google.de/books?id=yuItAAAAIAAJ&client=firefox-a&hl=ru.

 

____________________________________________________________________________

 

По материалам сайт

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Ibn_Challikan/text1.phtml?id=793

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/Mednikov/Tom_III/I/18.phtml?id=5154

http://www.islam.az/modules/day/index.php?d_id=223

http://findmapplaces.com/6699704_Эрбиль

 http://www.muhammadanism.org/Russian/books/caliphate/caliphate_muir_russian.pdf

Уильям Мюир. Халифат. Его расцвет, упадок и конец. По оригинальным источникам. С. 440-441. Эдинбург, 1924. 

 

Лятиф Маммад

0

Оставить комментарий