Опубликовано: 07.11.2009 Автор: Admin Комментарии: 0

Самоназвание — курд, курмандж. Народ в Юго-Западной Азии. Частично живут в Закавказье, Средней Азии и Казахстане. Язык — курдский иранской группы индоевропейской семьи. Верующие — в основном мусульмане-сунниты.

 

Курды в Узбекистане:                                                                          

 1926 г. — 15 000

1979 г. — 982

1989 г. — 1 839                                                                                                                 Мовзолей Саманидов

    Хотя курды — один из древнейших народов Востока, но, в силу сложных геополитических условий, своей государственности они не имели. С основной территории расселения с древности мигрировали на Кавказ и в Среднюю Азию. О времени первого появления курдов в пределах Средней Азии точных сведений нет.

      В 1381 г. при завоевании Амиром Темуром Хорасана присоединяются и земли курдов, а их ученых направляют на родину Темура — в Шахрисабз.

      В XVII—XVIII вв. иранские шахи переселяли курдов в Хорасан, Гилян, Белуджистан, и стремились этим обеспечить охрану восточных границ Ирана от нападений туркмен и узбеков. Пехота в Хивинском ханстве XVIII—XIX вв. частью состояла из невольников-курдов.

    Именно с этого времени курды начинают переселяться в Туркмению и Узбекистан. По материалам курдоведа К.И. Мирзаева, наиболее компактно расселяются в Марыйской области.

     В 1937 г., когда началась депортация курдов с территории Армении и Азербайджана, их распределили по 14 областям и по 110 районам Средней Азии и Казахстана. На каждый поселок приходилось 20—25 семей. Отмечался низкий уровень грамотности среди курдского населения.

     Но наиболее массовое расселение высланных курдов здесь происходило в годы второй мировой войны. В середине декабря 1944 г. в Узбекистан прибыло 29 эшелонов спецпереселенцев из Грузии. Все курды были распределены по 7 областям и 43 районам республики, в частности в Ташкентской, Самаркандской, Ферганской и Бухарской областях.

     В апреле 1956 г. со спецпереселенцев были сняты ограничения в правах. Некоторые курды остались жить в Узбекистане, занимались сельским хозяйством.

     Отсутствие возможности получить образование на родном языке и условий для развития национальной культуры привели к утрате самобытности курдов.

     Данные о численности курдов в Узбекистане в переписях населения 1959, 1970, 1979 гг. не приводятся. В 1989 г. в республике проживало 1839 курдов (в Ташкенте — 77 чел.), из них 52,6% — мужчины; 84% считают родным язык своей национальности, 5,4% — русский; 53,5% свободно владеют вторым языком (русским).

     С 1989 по 1990 г. в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе в Узбекистан эмигрировало 685 курдов.

   Традиционные занятия курдов: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). Развито ковроделие, производство шерстяных изделий, металлической посуды, чеканка по металлу, резьба по дереву.

     Традиционная одежда мужчин имеет несколько вариантов. Общие элементы — широкие шерстяные шаровары, бязевая рубаха с разрезом на груди и длинными рукавами, к которым пришиты куски материи (факиа-на), пояс (пэштэн), шерстяной жилет, а в холодное время — шерстяная куртка или длинная войлочная накидка, головной убор (колав), сверху обмотанный большим платком, обычно с кистями. Обувь (клаш) надевают на шерстяные вязаные ковровые носки. Те же элементы и в женской народной одежде: матерчатые шаровары, длинная рубаха, платье-рубаха с факиана, жилет, пояс-пэштэн. Фольклор — песни, танцы, в т. ч. хороводные с предводителем и др.

     В национальной кухне курдов преобладает мясо-молочная пища. В земледельческих районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы. За годы проживания в Узбекистане кухня стала разнообразнее: появились различные мучные и кондитерские изделия, фруктовые десерты.

 

Литература

 

Али-хан Аман. Миграция населения Узбекистана (1989—1998). Ташкент, 2000. С. 82—83.

Аристова Т. Ф. Курды Закавказья. М., 1966.

Она же. Отражение этнических процессов в традиционно-бытовой культуре курдов Азербайджана и Туркмении // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980.

Бартольд В. Историко-географический обзор Ирана. СПб., 1903. С. 62. 

Бугай Н. Ф., Броев Т. М., Броев Р. М. Советские курды: время перемен. М., 1993. С. 192.

Вильчевский О. Курды. М.; Л., 1961. Библиография по курдоведению / Сост. Ж. С. Мусаэлян. М., 1963.

Карпов Г. И. Национальные меньшинства ТССР//Туркменоведение. (Ашхабад). 1931. № 3—4. С. 65.

Курдские пословицы и поговорки / Сост. Ордихане Джалил, Джалиле Джалил. М., 1972.

Маджид Ариф. Одежда и украшения курдов Ирака // Полевые исследования Института этнографии АН СССР. 1975. М., 1977.

Ментешашвили А. М. Курды. Очерк общественно-экономических отношений культуры и быта. М., 1984.

Мирзаев К. И. Курды. Малая энциклопедия. Алматы, 2001.

Народы Средней Азии и Казахстана / Под ред. С. П. Толстова. М., 1963. Т. 2. С. 649—661.

Никитин В. Курды / Пер. с франц. М., 1964.

Садыков У. А. Курды: Депортация в Казахстан // Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. Алматы, 1998. С. 180—181, 186.

  

 А. Рахманкулова

 

      В составе многоликой ташкентской интеллигенции лиц курдской национальности всегда были единицы. Туркменская курдка Клара Гельдыева (1933—1992) — выпускница Московского государственного университета им.Ломоносова, вначале работала редактором документальных фильмов на киностудиях "Туркменфильм" и "Таджикфильм". С 1966 г. — член сценарно-редакционной коллегии киностудии "Узбекфильм". Как редактор приняла участие в выпуске нескольких десятков картин и зарекомендовала себя высококлассным специалистом. Один из старейших преподавателей Восточного института Республики Узбекистан Салих Ахмед Бахши поселился в Ташкенте более полувека назад. Родился он в 1922 г. в одной из северных провинций Ирака.

      После падения Мехабадской курдской республики, не просуществовавшей и года (с 22 января 1946 г. — по 17 ноября 1949 г.), один из ее лидеров — военачальник Мустафа Барзани вместе с пятьюстами воинами (представителями племен Баружи, Музуийми, Феруан, Дулямари, Барвори), среди них и Салих Ахмед Бахши, спасаясь от расправы нового иранского режима, после долгих скитаний попали на территорию Нахичевани. Через два месяца курдский отряд передислоцировался в Бакинский район Азербайджанской республики. И, наконец, в августе 1948 г. его перебросили в Узбекистан и разместили под Ташкентом. В 1949 г. членов отряда трудоустроили небольшими группами в Ташкентской, Самаркандской, Наманганской, Андижанской и Ферганской областях, где они занимались сельским хозяйством. Салих Ахмед Бахши работал в одной из кибрайских садоводческих организаций.

     В 1952 г. иракские курды вновь были объединены в лагере в местности Алмазар Ташкентской области. Мустафа Барзани некоторое время учился в Москве. Многие мужчины обзавелись здесь семьями и имели по двое-трое детей. Женились в основном на женщинах русской и татарской национальностей. 27 курдов за десятилетний период пребывания в Узбекистане умерло.

    14 июля 1958 г. в Ираке был свергнут монархический режим и провозглашена республика. У курдской эмиграции во главе с Мустафой Барзани появилась возможность вернуться домой. В марте 1959 г. курдский отряд организованно переправили в Одессу, а затем морским путем в город Басру (Ирак).

     В 1961 г. Салих Ахмед Бахши по семейным обстоятельствам вернулся в Ташкент. В настоящее время преподает арабский язык на восточном факультете ТашГУ (ныне Восточный институт). Женат на русской.

 


Л. И. Жукова

 

Этнический атлас Узбекистана

К – М

http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=416&c_id=4479

 

 

0

Оставить комментарий