Опубликовано: 22.10.2009 Автор: Admin Комментарии: 0

считает кандидат исторических наук, доцент кафедры иранистики ЕГУ

 

  Виктория Аракелова

 …Армения была бы сегодня страной с курдским фактором, что крайне опасно в и без того сложных условиях нашего региона.  

– Г-жа Аракелова, какова роль гуманитарных наук в обеспечении безопасности государства?
 

– Гуманитарные науки – это огромный пласт знаний, охватывающих совершенно разные области, – историю, языкознание, этнографию, религиоведение, социологию и т. д. Не берусь оценивать роль каждой из гуманитарных наук, но если говорить о востоковедении, той области, которой я занимаюсь, то значение этих знаний в обеспечении безопасности такой страны, как Армения, несомненно, огромно. Что касается формирования внешней и внутренней политики государства, его стратегических задач и т. д. , то без академических знаний политическая аналитика абсолютно беспомощна, ее аргументы могут оказаться ошибочными.

 

     Востоковедение возникло в XIXв. как имперская наука. Получение разносторонней информации о восточных народах и странах обеспечивало успешную экспансию на Восток крупных европейских держав. Разумеется, армяне не ставили перед собой экспансионистских задач, но уже в XIXв. армянские исследователи активно включились в процесс изучения Ближне-Восточного региона – первыми стали изучать езидов, курдов, заза. Их труды и сегодня представляют академический и практический интерес. Армения является независимым государством, которое должно успешно развиваться и обеспечивать свою безопасность в одном из самых сложных регионов мира. Гуманитарным исследованиям и конкретно востоковедению должно уделяться повышенное внимание.

 

 – Каково место иранистики в сфере востоковедческих исследований?
 

– Иранистика – базовая область востоковедения. Иранский мир – один из главных цивилизационнообразующих центров мира, ему принадлежит особое место при изучении цивилизационных процессов. Сфера научных интересов иранистики включает в себя огромное географическое пространство, которое когда-либо находилось под культурным влиянием иранских империй, созданных за 3000 лет иранской государственности. Иранские народы проживают на Северном Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и т. д. Особый интерес представляют насчитывающие тысячи лет связи Ирана с Индией и Китаем. Без иранистики ни арабистика, ни тюркология, ни арменоведение не могут развиваться полноценно, т. к. влияние иранской культуры на регион было огромным. Армян с иранским миром связывают тысячи лет отношений, которые в целом развивались позитивно, а периоды осложнений не оставили негативного следа в сознании наших народов, чего нельзя сказать о тюрках, которые с момента своего появления на исторический арене стали агрессивной стихией. Сегодня наши отношения с иранским миром и конкретно с ИРИ традиционно развиваются в позитивном русле, и армянская иранистика играет в этом не последнюю роль.

 

 – Как вы оцениваете состояние иранистики в Армении?
 

– По мнению мирового научного сообщества, кафедра иранистики ЕГУ сегодня  – одна из наиболее авторитетных научных школ в сфере востоковедения. Публикуемые результаты проводимых нашей кафедрой научных исследований неизменно вызывают огромный интерес за рубежом. Причем по ряду направлений наша научная школа занимает совершенно особое место в мировой иранистике и является безусловным авторитетом, хотя формировалась в период молодой государственности, на фоне общего упадка, когда исчезали целые научные направления. Она состоялась во многом вопреки кризисной ситуации, исключительно благодаря научному авторитету, преданности делу и воле отдельных личностей.

 

      Мы выпускаем один из ведущих международных академических журналов Iran and the Caucasus, который занимает особое место в рейтинге востоковедческих научных изданий_и признан в прошлом году наиболее перспективным в своей области. Журнал выходит под редакцией профессора Г. Асатряна в самом старом и респектабельном европейском научном издательстве BRILL в Голландии. Такого журнала нет сегодня ни у одной из стран СНГ и Восточной Европы. Это и отличает интегрированную в мировое академическое пространство науку от провинциальной. Под редакцией проф. Асатряна выходит и журнал "Иран-наме". Оба издания можно найти практически во всех крупных библиотеках и научных центрах мира. В состоявшемся в Ереване международном востоковедческом конгрессе приняли участие более 100 известных зарубежных востоковедов из 22 стран.

 

 – Является ли современная армянская школа иранистики преемницей советских научных традиций?
 

– Во многом – да. Советская востоковедческая школа пользовалась большим авторитетом, но в условиях тоталитарного государства была предельно политизирована, что нередко претило академическим подходам. Особенно это касалось этноконфессиональных меньшинств и малых народов, которых пытались идентифицировать с крупными этносами. Так, советское востоковедение причисляло езидов к курдам всего лишь потому, что и те и другие говорят на языке курманджи. В списке народов СССР езиды не значились, и при проведении переписи населения причислялись к курдам.

Судьба езидского народа складывалась непросто. На своей исторической родине, в Северном Ираке, езиды по сей день испытывают притеснения со стороны курдов. В Османской империи они подвергались уничтожению. Национальное самосознание езидов формировалось в противопоставлении себя курдам и исламскому миру. Благодаря усилиям езидской интеллигенции Армении и поддержке армянских ученых этот народ получил признание в качестве отдельной этноконфессиональной общности сначала в Армении, а затем в международных кругах. 
 
– Как воспринимается курдскими политическими кругами выделение езидов в отдельную этноконфессиональную общность?
 

– Этот факт и сегодня вызывает крайне негативную реакцию курдских националистических кругов, которые часто обвиняют Армению во враждебном отношении к курдам, хотя до недавнего времени Армения была единственной в мире страной, где действовали курдская радиостанция, газета, отделение курдологии в Академии наук и Союзе писателей. Интересы курдов никогда не ущемлялись в Армении, и именно здесь была сформирована курдская интеллигенция, многие представители которой, работая сегодня в европейских курдских СМИ, заняли антиармянскую позицию.

 

 – А почему курдские политические круги так беспокоит езидский фактор в Армении?
 

– Обеспокоены этим не столько сами курды, сколько политические силы, использующие курдский фактор для дестабилизации региона и навязывания собственной политики. Что касается национальной безопасности, то несколько лет назад эмиссары Курдской рабочей партии безуспешно пытались наводнить езидонаселенные регионы Армении "учебниками родного языка" с националистическими текстами об Оджалане… Но сотрудники нашей кафедры помогли езидской интеллигенции подготовить прекрасные учебники для езидских школьников. Если бы езиды продолжали считаться курдами, то Армения была бы сегодня страной с курдским фактором, что крайне опасно в и без того сложных условиях нашего региона. Кстати, один из наших парламентариев в интервью курдской газете заявила, что никаких езидов у нас нет, а существует только курдская община! Академическую неосведомленность еще можно простить, но недопустимо делать заявления, которые будут использоваться против нашей страны.

     Езиды разделяли судьбу армян последние 200 лет, самоотверженно сражались за Армению, в том числе и в Карабахской войне. Уже этого достаточно, чтобы огульно не отождествлять их с курдами, которые 500 лет были агрессивным фактором для армян и исполнителями Геноцида.
 
    Это объективная аргументация, которую необходимо использовать для адекватного политического анализа и принятия решений при выработке национальной стратегии.
 
     Что касается курдов, то в Армении они никогда не притеснялись. Армян всегда отличало дружелюбие к живущим рядом народам. Некомпетентные высказывания угрожают и армяно-езидским и армяно-курдским отношениям, а Армения много сделала для обоих народов.

 

 – Какие исследования, проводимые вашей кафедрой, представляют особый научный и практический интерес?
 

– Любые иранистические исследования имеют научную и практическую ценность. Мы живем в очень сложном регионе, и только глубокое изучение всех факторов, исчерпывающее знание соседних народов может обеспечить нашу национальную безопасность. В числе других направлений наша кафедра занимается изучением малых иранских народов. Особый интерес представляют заза и талыши. Изучение неизменно дружественного армянам народа заза входит в область наших политических интересов. Эмигрировав с территории Южного Каспия в XI в. , заза поселились в Высокой Армении. Интересно, что, будучи крайними шиитами, они заимствовали у армян массу религиозных представлений, обрядов, традиций, особенностей мировоззрения и т.д. Этот проживающий в центре Турции почти 5-миллионный иранский народ представляет не только научный, но и политический интерес. Это один из важнейших этнополитических факторов в регионе и факторов нашей национальной безопасности. Мы ведем активные исследования по народу заза.

     Большое внимание уделяется и изучению талышей – другого иранского народа, значительная часть которого проживает на территории Азербайджанской Республики. Организованная нами международная талышеведческая конференции в Цахкадзоре вызвала совершенно неадекватную реакцию в соседней республике, которая продолжается по сей день. 

Армянская иранистика в состоянии играть серьезную роль в обеспечении наших национальных интересов. У нас есть профессиональные кадры, научные разработки, осознание важности своего дела. Необходима лишь политическая воля, что позволит эффективно использовать результаты наших исследований.

 

 Гаянэ САРМАКЕШЯН     Thursday, 04 September 2008
0

Оставить комментарий