Опубликовано: 16.10.2009 Автор: Admin Комментарии: 0

Туркоманы – тюркский народ, проживающий на севере Ирака, – стал со времени первой войны в Персидском заливе (1991 г.) объектом особых забот Анкары.

     Для Турции отторжение от неё в 20-х годах ХХ века Мосульского вилайета и присоединение его к Ираку, особенно нефтеносных районов Мосула и Киркука, было весьма ощутимым ударом. Тем не менее на протяжении периода с середины 20-х годов ХХ века и до войны 1991 года Анкара «мирилась» с потерей этих районов, не выражая стремления «вернуть потерянные территории».

     Однако война 1991 года, после которой началось восстание иракских курдов, установивших на несколько дней контроль над территорией всего этногеографического Иракского Курдистана, в том числе над Киркуком, и последующее создание на части Иракского Курдистана (без Киркука, Ханекина и некоторых других районов) «зоны безопасности» заставили Турцию «вспомнить» о своих притязаниях на нефтяные районы Киркука и Мосула.

      С 1991 года Анкара регулярно заявляет о своих притязаниях на эти территории, связывая возможный раздел Ирака с перспективой создания курдского государства. В то же время в начале 1990-х годов турецкое руководство предпочитало не заострять туркоманский вопрос, помогая туркоманам, главным образом, оказанием давления на Демократическую партию Курдистана (ДПК) с целью создания протурецких туркоманских структур на контролируемой ДПК территории.  

     С конца 90-х годов туркоманский фактор стал главным «козырем» Анкары в ее антикурдской политике.

      Турецкая сторона заявляет о наличии двух-трех и более миллионов туркоман на севере Ирака, однако курдские, а также независимые источники единодушно опровергают эти заявления. Некоторое завышение числа туркоман вызвано тем, что в начале 1990-х годов при распределении турками «гуманитарной» помощи в Иракском Курдистане по этническому принципу (только туркоманам), многие курды регистрировались турецкими «благотворительными» организациями как туркоманы. В 2004 году для искусственного увеличения численности туркоман в Ираке Турция пыталась финансировать смену этнической идентичности киркукских арабов на туркоманскую.

     Выборы в Ираке в 2005 году показали, что никаких 2-3 миллионов туркоман в Ираке нет, а поддерживаемый Анкарой Иракский туркоманский фронт (ИТФ) потерпел на выборах полное фиаско.      

     Подавляющее большинство иракских туркоман на территории, контролируемой курдскими властями, проживает в Эрбиле; они составляют не более 5% населения этой провинции. Ещё меньше туркоман в Захо и Дохуке, а в Сулеймании их нет почти совсем (в этом культурном центре Курдистана курды традиционно составляли 100% населения). Из 4 – 4,5 миллионов населения, проживающего в административных границах Курдистана, туркоманы составляют, по оценкам, около 100 тысяч человек.      

     Поэтому говорить о том, что «ареал проживания [туркоман] на севере Ирака практически совпадает с территорией так называемого «Свободного Курдистана», фактически неверно («Свободный Курдистан» появился на территории Курдского автономного района, созданного в 1974 г. в результате национально-освободительной войны курдов, а после принятия иракской конституции официальное название этого административного образования – «Регион Курдистан»).       За Анкарой никогда не числилось заслуг в борьбе за права туркоман, проживающих в Киркуке, Мосуле, Телафаре и других районах, где сосредоточено туркоманское население Ирака. Мир не слышал голоса турецких властей, когда Саддам Хусейн вместе с курдами выселял из Киркука и туркоман. Лишь после свержения Саддама и возвращения в родные места изгнанных из Киркука курдов Анкара «вспомнила» о туркоманах в Киркуке, чтобы использовать их в борьбе с курдами.      

      Между тем на территории Региона Курдистан действуют многочисленные туркоманские организации, лояльные властям. Представители этих организаций регулярно отмечают: «На протяжении десятилетий ни одно правительство Турецкой Республики никогда не помогало нам. Турецкие власти продали нас за нефтепровод Киркук – Юмурталык. Турция никогда не спрашивала Саддама о туркоманах».      

      Туркоманы представлены в парламенте и правительстве Курдистана, они имеют несколько организаций, газеты, школы, свои телеканалы и радиостанции, программы которых передаются также по государственному радио и спутниковому телеканалу. Курдистанские власти предоставили туркоманам гораздо больше прав, нежели имеют курды Турции.      

     Иракские туркоманы долго были париями иракской политической системы, угнетаемые баасистскими властями. После создания на части территории Иракского Курдистана «зоны безопасности» несколько десятков тысяч туркоман получили от новой курдистанской администрации права, которых прежде у них никогда не было. Большинство туркоман осталось при этом под властью баасистов. Тогда-то туркоманы и «заинтересовали» Анкару в качестве антикурдского козыря.

     Туркам удалось создать марионеточную организацию – Иракский туркоманский фронт с претензией на всетуркоманский масштаб. Используя ИТФ на «курдском направлении», Анкара сумела внести раскол в туркоманскую среду.     

     Ввиду своей малочисленности и слабой политической организованности туркоманы не могут стать самостоятельной силой в иракском масштабе, к чему после провала ИТФ пыталась подтолкнуть их Анкара. Реальным путём для иракских туркоман является союз с курдами и участие в курдистанских проектах. В то же время, хотя курды и создали несколько лояльных туркоманских организаций, раскол в туркоманской среде оставляет для Анкары возможность использования части туркоман против курдов.      

     В главном цели иракских курдов и туркоман совпадают: именно курдский политический элемент исторически является препятствием для арабизации населения Ирака. Без помощи курдов туркоманам не вернуться в Киркук, откуда они были изгнаны при Саддаме. Получить национально-культурные и политические права туркоманы могут рассчитывать также лишь в союзе с курдами, без давления которых центральное иракское правительство в Багдаде всегда будет стремиться к построению арабского государства.  

 

Мосаки Н.З.,  старший научный сотрудник ИВ РАН.

 Институт Ближнего Востока. 

 

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1693

 

0

Оставить комментарий