Ахмеде Апо, Фахраддин Пашаев
Каждый народ предпринимает попытки привести доказательства древности своей истории. На наш взгляд, если есть народ – есть и его история. Согласно свидетельствам исторических источников, курдский народ образовался в древнейшие времена в районе горы Загрос посредством объединения проживающих здесь различных племен. Уже во II тысячелетии до н.э. курды, известные истории под этнонимами курт или гурт, проживали на указанной территории. Самоназвание народа курмандж, курд (курдский язык относится к северо-западной группе иранских языков, входящих в индоевропейскую семью). Курдский язык имеет несколько диалектов – курманджи, сорани, горани, заза, мукри и др. Ахмеде Апо
На диалектах курманджи и заза говорят курды, в основном проживающие в Турции – Диярбекире, Мардине, Хекари, Бидлисе, Муше, Ване, Эрзеруме, Догу Баязиде, Арзинджане, Хапуроте в Иране – на западе реки Резейи и Хорасане в Ираке – Мосуле, Акри, Захо, Амади, Духоке Сирии, а также на территориях, входящих в бывший Советский Союз.
Проживающие в Азербайджане курды говорят на диалекте курманджи. Диалекты сорани и мукри распространены в некоторых областях Ирана и Ирака. На диалекте горани в основном говорят в Иране – Махабаде, Саггызе, Бокане, и в Ираке – Ревандузе, Эрбиле, Сулеймании, Керкуке.
По поводу формирования курдского народа существует несколько версий. Фирдоуси в своем произведении Шахнаме пишет: У занявшего после Джамшида трон Ирана и Турана пятого шаха Пишдадинов – Зоххака вследствие болезни на плечах образовались змееподобные жилы. Врачи для выздоровления шаха прописали готовить каждый день блюдо из мозга двух юношей. Занятые этим приготовлением визири из человеколюбия при приготовлении пищи шаху добавляли к мозгу одного юноши мозги ягненка. А второго юношу прятали в горах. Эти юноши, обосновавшись в горах, создали свои семьи. Так стал формироваться курдский народ (2).
В дальнейшем ученые приводили это предание в своих произведениях. Один из наиболее известных знатоков истории курдского народа – Шарафхан Бидлиси полностью приводит это предание. Целый ряд книгтакже соотносит историю курдского народа с историей наиболее древних народов Ближнего и Среднего Востока. Первые сведения о курдах приводят греческие ученые Страбон и Птолемей. Греческий историк Ксенофон в написанном в 441 году до н.э. труде Анабасис свидетельствует о воинственности курдов, их необычных способах ведения войны и неподчинении их правителям.
Произведение Шарафнаме жившего в XVI веке известного курдского историка Шарафхана Бидлиси является самой блестящей хроникой средневековой истории курдов. Историк М.И. Шамси пишет об этом ценном произведении – Шарафнаме – наиболее ценное и полезное из всех произведений, в которых приводятся сведения о курдах, Курдистане, а также об Азербайджане, Иране, Турции и других соседних странах вплоть до конца XVI века (2).
Курды, проживающие на своей территории, в течение длительного времени назывались иранскими иарабскими авторами различными именами, которые мы здесь не упоминаем. Однако в середине XII века сельджукский султан Санджар с целью определения границ областей между Луристаном и Азербайджаном, в том числе городов Хамадан, Диневер, Кирманшах, и подчинения их западных частей Кирманшаху, объявил независимость части Курдистана, назвав его именем народа, проживающего на этой территории. Послеэтого в официальных документах государства Сельджуков фиксируется Курдистан и его столица г. Бахар, а двоюродный брат султана Санджара – султан Сулейман в 1159 – 1161 гг. был падишахом Курдистана. Название Курдистан впервые отмечено в написанном в 1339-40 гг. произведении иранского историкаХамдуллаха Газневи (63, 127-129). После Газневи слово Курдистан появляется в трудах других историков. Ш. Бидлиси, определяя географические границы Курдистана, пишет – Страна Курдистан, беря начало с расположенного на берегу Индийского моряХормузда, прямой линией простирается до областей Мараш и Малатья. Она граничит на севере с Фарсом, Ирак Аджемом, Азербайджаном и Арменией, на юге же с Диярбекиром, Мосулом и Арабским Ираком.
Катиб Челеби в своем произведении также приводит границы Курдистана, ссылаясь на Бидлиси. Но Овлия Челеби в написанном в 1646 году произведении ограничивает Курдистан на севере Эрзерумом, отмечая, что на юге Басра и Хелиджи объединены с Фарсом.
Современный иранский географ Али Резмара отмечает, что Курдистан по признаку бытового единства населения представляет собой довольно большую территорию. Он отмечает, что протяженность Курдистана 1000, а ширина 400 км. (93, 4).
До современной эпохи курды компактно проживали на этой территории. Ложные мнения в истории были всегда. Особенно в последнее время некоторые, так сказать, исследователи пытаются доказать, что у курдов никогда не было ни истории, ни единой территории, ни государства. История же свидетельствует об обратном. Об этом свидетельствуют бесчисленные источники и факты. Мы же ограничимся, приведя лишь некоторые факты. Согласно источникам, на территории Курдистана вплоть до 1514 года существовало около 50 независимых и полузависимых эмиратов. Однако конфликты между эмиратами и племенами не позволили создать курдам центральную власть. В результате этих конфликтов и ирано-турецкой войны, завершившейся в 1514 году победой Османской Турции, Курдистан был расчленен на две части.
Однако географическое положение Курдистана, особенно охват им пересечения основных торговых путей, продолжало приносить беды курдскому народу. В дальнейшем, в первой половине XVII века Курдистан был расчленен на четыре части между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.
Если перечислить находившиеся у власти на Ближнем и Среднем Востоке курдские династии, то можно в целом оценить их роль в истории.
Курдские мусульманские династии
История знает многие мусульманские династии. Как и арабские, тюркские, азербайджанские, персидские и другие мусульманские династии, схожие курдские династии оставили в истории свой неизгладимый след. Представляем краткую историю некоторых курдских династий.
Хасанвейхиды (Курдистан)
Хамадан – столица Мидии Династия Хасанвейхлидов в 348-406 гг. хиджры (959-1015 гг.), объединив на основных регионах Курдистана города Динавар, Хамедан, Хахавенд, крепость Сармадж и некоторые другие территории, образовала собственный султанат. Во времена правления сына Хасанвейхли Бадра слава этой династии возросла еще более, расширились подвластные ей территории. Бадр получил высокие титулы, дарованные ему халифатом.
Правители Хасанвейхлиды
1. Хасанвейх Хусейн – 348/959 г.
2. Хаджми Бадр Хасанвейх – 369/979 г.
3. Захир Хилал Бадр – 405-406/1014-1015 гг.
Мерваниды
Курдская мусульманская династия Мерванидов в 372-478 гг. хиджры (983-1085 гг.) правила в Диярбекире. Основатель этой курдской династии Баз вначале захватил несколько важных крепостей, потом Диярбекир, в дальнейшем некоторое время правил в Мосуле, постоянно угрожая Багдаду. Наконец, последний правитель Мерванидов Мансур был побежден, и эмират Диярбекир перешел под контроль династии туркманов.
Представители династии Мерванидов
1. Баз… 372/983 г.
2. Хасаи ибн Мерван – 387/997 г.
3. Маммед Саид – 387/997 г.
4. Ахмед ибн Мерван – 401/1011 г.
5. Низамеддин Насир – 453/1061 г.
6. Саид Мансур – 472-478/1079-1085 гг.
Шаддадиды
Происходившие из курдского племени Раввади Шаддадины, правившие, в основном, в Гяндже и Дивине, достигли большой известности. Эта знаменитая династия примерно в 340-571 гг. хиджры (951-1174 гг.) были прославленными эмирами Гянджи и Дивина.Эта династия состояла из следующих правителей.
Гянджа
340/951 г. Мухаммед ибн Шаддад
360/971 г. Али Лешкери ибн Мухаммед
368/978 г. Марузбан ибн Мухаммед
375/985 г. Фадл I ибн Мухаммед
422/1031 г. Абдул Фетх Муса
425/1034 г. Али II Лешкери
440/1049 г. Ануширван ибн Лешкери
441/1050 г. Абдул Асвар I Шавур ибн Фадл
459/1067 г. Фадл II ибн Шавур
466-468/1073-1075 гг. Фадл III (Фадлун) ибн Фадл
Ани (Дивин):
465/1072 г. Манучехр ибн Шавур
512/1118 г. Абдул-Асвар II Шавур ? Махмуд 525/1131 г. Хушчихр ? Шаддад
550/1155 г. Фадл V
559-571/1164-1174 гг. Шахин шах
Не случайно великий азербайджанский поэт Гатран Тебризи посвятил курдским правителям Шаддади около 150 мадхийе, гите и других видов стихов. Из этих мадхийе становится ясно, что Шаддадиды в свое время вели большие созидательные работы, проявили большую смелость и отвагу.
В книге Гянджа говорится -… После того, как основатель династии Шаддадидов Мухаммед ибн Шаддад покорил государство Саларидов, его сын Али I Лешкери, прибыв в Гянджу, в 971 году взял власть в свои руки и заложил основу Гянджинского эмирата. С этого времени Гянджа становится столицей государства Шаддадидов. Это государство включало в себя территории Аррана,Нахчывана, Суника и Кафана. По историческим сведениям, в этот период в городе было построено много дворцов, крепостей, мостов и караван-сараев, возведен Худаферинский мост через реку Араз. В Гяндже Шаддадины чеканили собственные деньги.
В период правления Шаддадидов – Фадла I (973-1031 гг.) и Шавура (1048 – 1067 гг.) – Гянджа стремительно развивалась. Гатран Тебризи, проживавший в 40-е годы XI века в Гяндже, отмечая красоту города, писал- Гянджа теперь превращена в райский сад. Шавур после нашествия в 1063 году аланов на Арран возвел вокруг Гянджи знаменитые крепостные стены с мощными воротами. Вся окрестность крепости была опоясана глубокими рвами, заполненными водой. По сравнению с X веком Гянджа выросла в два раза. К этому периоду Гянджа состояла из Внутреннего города – Нарынгала, Внешнего города – Шахристана и поселения мастеров и ремесленников – Рабада. Наиболее ценным сохранившимся памятником того времени являются известные железные ворота, изготовленные в 1063 году сыном кузнеца Османа – Ибрагимом, о чем свидетельствует куфическая надпись на воротах. В настоящее время одна половина ворот находится в Хелатском монастыре Грузии, а вторая – восстановлена на своем прежнем месте в Гяндже.
Эйюбиды
Оставившая большой след в истории , мусульманская династия Эйюбидов в течение длительного периода правила в Египте, Сирии, Халебе, Диярбекире и Йемене. Руководители этой династии происходили из курдского племени Хозбани. В армии династии Эйюбидов некоторое время служили и турки. Немного спустя после завоевания Египта в 564/1169 г. братом Эйюба Ширкухом государством управлял Салахаддин Эйюби. Из-за своих выдающихся военных и государственных способностей именно Салахаддин Эйюби считается основателем династии Эйюбидов. В его время особое развитие приобрел суннизм. Именно благодаря военному таланту и личному участию Салахаддина Эйюби потерпел поражение крестовый поход христиан на Восток. О Салахаддине Эйюби существует литература на многих языках мира, подтверждающая гений и мощь личности этого воителя.
Правители Египта династии Эйюбидов
1. Салахаддин Эйюби – 564/1169 г.
2. Азиз Имамеддин – 594/1199 г.
3. Мансур Насир – 595/1199 г.
4. Адил Сейфеддин – 596/1200 г.
5. Камил Насреддин – 615/1218 г.
6. Адил Сейфеддин – 635/1238 г.
7. Салих Наджим Эйюб – 637/1240 г.
8. Мюаззам Туран шах – 647/1249 г.
9. Ашраф II Музаффар – 648-650/1250-1252 гг.
***
Никакие злодеяния и преступления не смогли сломить дух свободы народа. Народ вел непрекращающуюся борьбу за свою свободу, организовывал оставившие след в истории восстания: Абдулрахман паши (1806), Билбашей (1818), Бадирхан бея (1842-1848), Езданшира (1853-1855), шейха Обейдуллаха (1880), шейха Махмуда Барзанджи (1919), Исмаила Ага Сымко (после первой мировой войны), шейха Саида (1925).
Эти и многие другие восстания и движения за свободу осуществлялись ценой бесчисленных жертв курдского народа. После второй мировой войны начавшееся в Иране восстание под руководством Мухаммеда Гази завершилось созданием Демократической Республики Курдистан. 22 января 1946 года была объявлена Курдистанская Республика со столицей Махабад. Мухаммед Гази стал главой республиканского правительства, а Мустафа Барзани – министром обороны. Между Азербайджанской Демократической Республикой, созданной под руководством Сейид Джафара Пишевари, и Курдистанской Республикой был заключен договор, состоящий из 7 статей –
Статья 1 – В предусмотренных местах взаимообразно создать представительства между двумя национальными государствами.
Статья 2 – В Азербайджане, в местах, где определенную часть населения составляют курды, к управлению государственными делами привлекаются курды, и в Курдистане, в местах, где определенную часть населения составляют азербайджанцы, к управлению государственными делами привлекаются азербайджанцы.
Статья 3 – Для разрешения общих экономических проблем оба национальных государства создают общую экономическую комиссию, решения которой осуществляются усилиями глав двух национальных государств.
Статья 4 – Между Азербайджанским и Курдистанским Национальными Государствами устанавливается военное сотрудничество, в случае необходимости военные силы обоих государств должны оказывать друг другу необходимую помощь.
Статья 5 – В случае необходимости любых обсуждений с правительством Тегерана, как Азербайджанское, так и Курдистанское Национальные Государства проводят их с позиций взаимного союзничества.
Статья 6 – Азербайджанское Национальное Государство в возможной мере создает для проживающих в Азербайджане курдов необходимые условия для развития национального языка и культуры.
Соответственно Курдистанское Национальное Государство в возможной мере создает для проживающих в Курдистане азербайджанцев необходимые условия для развития национального языка и культуры.
Статья 7 – Лицо, стремящееся нарушить или очернить историческую дружбу и национально-демократическое братство азербайджанского и курдского народа, наказывается совместными действиями двух сторон.
При подписании Договора 23 апреля 1946 года в Тегеране в помещении Азербайджанского Милли Меджлиса (Парламента), кроме парламентариев, в зале присутствовали члены Центральных Комитетов Азербайджанской и Курдской Демократической партии, государственные деятели и некоторые главы курдских племен. Дружба между Мухаммедом Гази и Сейид Джафаром Пишевари сыграла огромную роль в деле установления благоприятных отношений между двумя образованными республиками. Не случайно шах Ирана, требовавший у Мухаммеда Гази беспрепятственный путь для войск, направляемых в Азербайджан через Курдистан, получил ответ- Вы сможете пройти лишь по трупам курдов. К сожалению, Махабадская Курдистанская Республика просуществовала всего 11 месяцев, но курдское национально-освободительное движение никогда не прерывалось. В 30-е гг. XX столетия в Ираке началось восстание под руководством Ахмеда Барзани. После Ахмеда Барзани, бывшего военного министра Махабадской Курдистанской Республики, непрекращающееся восстание возглавил его младший брат Мустафа Барзани, под руководством которого восстание приобрело еще большую силу. Военное вмешательство вооруженных самых современным оружием внешних империалистических сил в некоторые периоды ослабило движение, однако полностью подавить восстание оказалось не способным. Таким образом, после смерти Барзани его дети продолжили священное дело своего отца. И, наконец, справедливость восторжествовала. Кровавый баасистский режим был уничтожен. Палач Саддам был повешен, а иракский народ, в том числе курды, освободились из-под тирании. По новой Конституции Ирака курдский язык наряду с арабским приобрел статус государственного языка.
12 июля 2005 года Масуд Барзани был избран президентом новообразованной Курдистанской Федеративной Республики. Таким образом, продолжавшаяся около одного века борьба достигла своего логического конца. Считаем, что охваченный духом свободы народ не может быть покорен никакой силой. Желательно, чтобы эту истину приняли бы и наделенные полномочиями властители. Пусть они сделают выводы из слов прославленного сына азербайджанского народа, великого поэта тюркского мира Халила Рзы – Этот многомиллионный народ, несмотря на проживание с древнейших времен на территории своих предков, до сих пор не смог достичь полной независимости.
Востоковед, академик Шакрое Мгой отмечает – С этой точки зрения курдская национальная проблема на Ближнем и Среднем Востоке весьма показательна. Эта проблема одна из сложнейших и актуальных не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и во всем мире. Своеобразие внутренних и внешних обстоятельств, обусловливающих запутанный и хронический характер проблемы, до настоящего времени тормозит ее справедливое и демократическое решение.
За многие столетия, начиная с древнейших времен в Курдистане, расположенном в центре Ближнего Востока, а в дальнейшем волей истории расчлененном между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, население создало богатейшую художественную литературу Баба Тахир (X век), Али Термуки (X век), Факи Тейран (XII век), Молла Джизири (XIV век), Ахмед Хани (XVII век), представители XX века- Бекас, Осман Сабри, Джийархун, Абдулла Горан, Хаджар, Шамиль Аскеров, Гадир Моти, Жандост, Гюнди и другие видные курдские поэты наряду с арабским, фарси и азербайджанским писали и творили также на своем родном – курдском языке.
Известно, что на Востоке поэзия древнее и богаче прозы. Однако новые общественно-исторические условия дали толчок развитию прозы на Востоке, который привел к появлению монументальных произведений прозы на национальных языках. Курды также приняли участие в этом процессе. Так, начиная с середины XIX века в курдской письменной литературе начал развиваться жанр прозы. В современный период этот жанр продолжает с успехом развиваться. Хасан Гызылчи, Мустафа Салех Керим, Маруф Бергинчи, Мухаммед Узун, Шахине Соракли, Пиремерд Арабе Шамо, Везире Надири, Нодо Махмудов, Алийе Абдулрахман, Хаджийе Джинди, Ахмеде Хапо, Эмирике Сардар, Везире Эшо и многие другие подарили собственному народу ценные произведения прозы.
Обогащенные источниками народного творчества, многие из писателей на основе мотивов этой литературы создали бессмертные произведения. Знаменитая эпопея гениального курдского поэта Ахмеда Хани Мем и Зин, общественная лирика Факийе Тейрана, романы Арабе Шамо – Дымдым, Алийе Абдулрахмана – Хате ханым написаны под благотворным влиянием фольклора. К месту будет отметить, что большую часть мировой сокровищницы слова составляют неувядаемые образцы фольклора. В этой сокровищнице достойная часть принадлежит курдскому народу. За длительное историческое время они создали памятники устного творчества своеобразной формы. Разнообразие этого фольклора, его наполненность присущим курдам колоритом, этнографическими особенностями и национальным духом настолько богато, что он занимает свое особое место в фольклоре народов мира.
Самым значительным источником, сохранившим на протяжении веков в себе самые интересные устные памятники курдского фольклора, исторические факты из жизни этого народа, несомненно, являются дастаны. Дастаны зарождались на основе истории и борьбы народа за свободу и формировались в течение длительного времени. Известно и то, что народ создает дастан на основе реальных событий из жизни героя, сыгравшего положительную роль в борьбе за установление счастливой жизни народа, вводя в него свои чаяния и желания, приписывая герою различные качества. И этим народ ищет пути для счастливой жизни в будущем. В этом контексте весьма ценны дастаны Хассе и Сиабенд, Гар и Колик, Зембилсатан (Продавец корзин), Мем и Айша), Али Дайиоглу, Дим-дим, Мем и Зин и некоторые другие.
Как и большинство народов Ближнего и Среднего Востока, курды в основном пользовались арабской графикой. Однако в 1932 году Дж. Бедирхан бей на основе латинской графики создал алфавит курдского языка, и он был принят как основной алфавит курдов. В бывшем СССР курды использовали кириллицу. Большинство курдов – мусульмане. Однако незначительная часть сохранила древнюю религию курдов – йезидизм. При этом язык, обычаи и обряды, быт и психология народа едина.
Курды отличаются даже от ближайших соседей рядом особенностей. Курдские мужчины и женщины выделяются своеобразием одежды. Мужчины в основном отличаются шальварами и одеваемым на голову колосом. Одежда курдских женщин – целое искусство. Платье с широкими подолами дополняется одетым на голову кофи (схож с кокошником). Кофи изготавливается для невест стороной жениха, которая доставляет его в дом девушки. Считающееся короной это головное покрытие женщины является символом ее пожизненной чести и достоинства. Незамужние девушки не имеют права покрывать голову кофи.
Жена погибшего на войне или безвременно умершего мужа должна одевать кофи черного цвета или же вовсе обходиться без этого головного убора. В курдском фольклоре приведены бесчисленные примеры почтенного отношения к кофи. Кофи – символ авторитета, нравственности, мира и почета.
Под именем Кофи даже существует танец. Каждый танец курдов сопровождается хоровой пляской. Танец Кофи исполняют только мужчины, и в знак уважения к кофи они танцуют со склоненными головами. Курдская женщина отличалась не только одеждой, но и рядом других особенностей, что всегда привлекало внимание исследователей. Знаток курдского фольклора, писатель Ахмеде Хапо в статье Живущие в дастанах (Жур. Азербайджан, февраль 1976, № 2) пишет- Бесчисленные образы курдских женщин, начинающих танец на свадьбах, причитающих на поминках, сидящих на почетных местах меджлисов (собраний), дающих советы в тяжелое время, напоминающих амазонок в боях, запечатлены мастерами искусств народа с любовью и глубоким уважением. Несмотря на исламский обычай ношения чадры, курдская женщина всегда ходила с открытым лицом. Исследователи курдской этнографии всегда с гордостью писали о столь относительно свободном положении женщин, об их свободном участии без чадры в меджлисах наравне с мужчинами.
Исторически курды известны как борющийся за справедливость, сражающийся, свободолюбивый народ. Четыре вещи считаются священными для курда: родина, честь, оружие и конь. Родина и очаг курда – неприкосновенны. Отдать жизнь за торжество этих ценностей считается честью и славой. В Курдистане нельзя покушаться на честь даже врага. Право убить самую свободную женщину Ближнего и Среднего Востока – курдянку – дается только в случае утраты ею чести. Оружие курда, как и его одежда, снимается только во время сна. Этнограф М. М. Бейазиди справедливо отмечает, что – Конь и оружие в представлении курда одинаково символизируют славу. Никогда курд не заложит коня и оружие даже брату.
Особое место в курдском фольклоре занимают песни всадников. Эти древние народные песни могут считаться фундаментом героических дастанов. Восхваление героя, его коня, подобно льву, появляющемуся из огня, одежда сражающегося героя, снаряжение коня, величие боя – все это с большой любовью, естественностью и реализмом передано в дастанах. Известный исследователь курдов О. Бильчевский пишет – Кони ни в коем случае не используются как поставщики молока и мяса. Для передвижения и перевозки грузов в Курдистане используются также волы, ослы и даже верблюды, хотя и реже.
Курды всегда гордились своим гостеприимством, открытостью и щедростью. До сегодняшнего дня такие выражения, как запасы дл гостя, постель для гостя, комната гостя – находятся в повседневном употреблении. Для гостя курд не пожалеет и последнего теленка кормящей коровы. Для него прежде всего – сохранить лицо перед своим гостем. Жадность к благам материального мира вызывает чувство стыда у курдов, они предпочитают думать не о богатстве, а о чести своего имени.
Статистика численности народов, длительное время лишенных государственности, всегда бывает относительной. Но по сведению современных исследователей, численность курдов, разделенных на четыре части, превышает 40 миллионов. О численности курдов в Азербайджане существует несколько различающихся сведений. На наш взгляд, следует обратить внимание на следующий факт. В переписи населения 1929 года указана численность курдов – 41 тысяча человек. За это время численность населения Азербайджана выросла в 3-4 раза, естественно, в такой же пропорции выросло и число курдов.
После установления Советской власти в Азербайджане в 1923 году один из образованных уездов назывался Курдистанским уездом. При Шушинском Педагогическом техникуме действовал факультет курдского языка. В Лачине издавалась газета Советский Курдистан. На курдском языке издавались учебники и художественная литература. В 1929 году уезды были упразднены, в том числе и Курдистанский уезд. Впоследствии было изменено и название газеты Советский Курдистан.
После обретения независимости Азербайджаном стали восстанавливаться права национальных меньшинств, в том числе и курдов. В 1991 году был создан Курдский культурный Центр Ронахи, стала издаваться газета "Денге Курд (Голос курда"), являющаяся органом культурного Центра. С 1993 года Азербайджанским
Госкомитетом по телерадиовещанию осуществляется радиовещание на курдском языке два раза в неделю. В то же время опубликовано много литературы на курдском языке. Изданы книги Шамиля Аскерова "Курдско-азербайджанский, азербайджано-курдский словарь и словарь курдской рифмы", Байрама Апиева "Курдско-азербайджанский разговорник" и "Азбука".
Сегодня права десятков миллионов курдов, проживающих в Турции, Иране и Сирии, не признаются. Основное требование курдского народа – жить под своим собственным именем, добиться культурной автономии. До достижения этой цели сражающийся веками курдский народ обречен на борьбу до победы.
Из-за армянской оккупации территорий Азербайджана, на которых исторически проживали курды, они вынужденно рассеяны по всей республике. Это оказывает негативное воздействие на сохранение курдами своего языка, обычаев и традиций. Великая мечта и справедливое требование курдов Азербайджана – скорейшее восстановление территориальной целостности республики и возвращение народа в места, где он проживал в течение веков.
Использованные материалы:
1. Ксенофон. Анабасис. Изд. АН СССР, М-Л.,1951, с. 119.
2. Semsi M.I. Sherefxan Bitlisinin Serefname eseri kurd xalqinin tarixi menbeyi kimi. Elm nesriyyati,Baki, 1972, s. 46.
3. Мгои Ш.Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. Издательство Наука, Москва, 1991.
4. Мела Махмуд Баязиди. Нравы и обычаи Курдов.Изд. Восточной Литературы, Москва, 1963.
5. Абдулла Г.И. Курдистан. Население и административно-территориальное деление» Стокгольм 1996
6. Мирзоев К.И. Курды. Малая энциклопедия (очерки истории и культуры), Алматы, 2001.
7. Национальные процессы в странах Ближнего и Среднего Востока. Академия Наук СССР. Институт
Этнографии Имени Н.Н. Миклухо-Маклая Изд. Наука, Москва, 1970.
8. Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране. Изд. Наука, Москва, 1988.
9. Васильева Е.И. Юго-Восточный Курдистан в XVII -начале XIX вв. Изд. Наука, Москва, 1991.
10. Джалиле Джалил. Восстание курдов 1880 года. Изд. Наука, Москва, 1966.
11.Apiyev Ehmed. Dastanlarda yashayanlar. Azerbaycan jurnali, № 2, 1976, s.189
12. Hevilov E.A. Dunya xalqlari etnoqrafiyasi, Altay nesriyyati, Baki, 1999.
Азербайджан и Азербайджанцы в Мире. № II. Народы Азербайджана. Центр исследований современных социальных процессов AREAT. Центр социокультурных исследований AН Азербайджан. 2009.
http://www.ethnoglobus.com/?page=full&id=621