Опубликовано: 11.08.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
Среди живописных работ классика русской литературы Михаила Юрьевича Лермонтова имеется рисунок, изображающий Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго; 1816—1856) «в костюме курда». Паспортизационные данные портрета таковы: «1841. Бумага. Акварель. Поясной, 3/4 сантиметрами, вправо. Овал. 13,2×9,4. Внизу подпись голубой краской рукой Лермонтова: «Kurde». Слева чернилами его же рукой, «Лермонтов»*1.

     До первого десятилетия нашего века рисунок находился в руках дальних родственников поэта. Об этом в письме Евгении Акимовны Казьминой*2 от 20 сентября 1916 года в Лермонтовский музей отмечено: «Желая, чтобы каждая вещь, имеющая отношение к. М.Ю. Лермонтову, была сохранена, сообщаю Вам, что у моего племянника Алексея Сергеевича Токарева, нахо¬дящегося в настоящее время в Петрограде, имеется альбом, ранее принадлежавший его бабушке. Надежде Петровне Шан-Гирей*3, урожденной Верзилиной. В этом альбоме имеется собственноручный рисунок М.Ю. Лермонтова, изображающий в виде «куша» портрет Монго-Столыпина»*4 .
     Алексей Аркадьевич Столыпин, двоюродный дядя Лермонтова, с 1835 года служил в лейб-гвардии Гусарском полку, был секундантом на обеих дуэлях Лермонтова. Выйдя в 1839 году в отставку, он «после дуэли Лермонтова с Барантом был вынужден по требованию Николая I вернуться в полк: с 1840 по 1842 тт. служил на Кавказе, как и Лермонтов, участвовал в военных экспедициях А.В. Галафаева…»*5. По мнению современников, он был воплощением чести, благородства и мужественной красоты 6.
     Конкретные данные о месте и обстоятельствах выполнения этой работы не сохранилось. Точно известен только год написания портрета — 1841. По всей вероятности, А.А. Столыпин позировал Лермонтову в Пятигорске, после 20-мая (поэт был убит 15 июля), когда они вместе сняли квартиру плац-майора В. И. Чилаева*7. Но, откуда в Пятигорске «костюм курда»? Не исключено, что уже тогда там проживали или служили в корпусе русской армии на Кавказе российско-подданные курды, с которыми Лермонтов и А. А. Столыпин могли быть знакомы*8. Можно также предполагать, что «курдский костюм» составлял «военную добычу» самого владельца этой квартиры В. И. Чилаева, который был участником турецкои и персидской войн. А в этих войнах принимали участие и курды*9.
  А.А.Столыпин Монго в костюме курда Акварель М.Ю.Лермонтова, 1841
На портрете А.А. Столыпин действительно смотрится как настоящий курд! Тональная экспрессивность рисунка обусловливается не только (и не столько) изощренным выбором курдского верхнего убранства, но и удивительной «курдской внешностью» самого Столыпина. В приятельской компании, наверно, Столыпина также называли «курдом». И не случайно рисунок подписан рукой Лермонтова по-французски — «Kurde» (курд). Этот факт косвенно опять-таки говорит о том, что и сам Лермонтов, и Столыпин, и их приятели, составлявшие «лермонтовский кружок», во всяком случае определенно узнали этнографическую специфику курдского облика.

Сноски: 

*1 — Государственный литературный музей Москва. Инв. i.n. № I9273/1.
*2 — Евгения Акимовна Шан-Гирей (в замужестве Казьмина: 1856 — 1943) — дочь троюродного брата и одного из самых близких друзей Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирей (1819—1983}.
*3 — Надежда Петровна Шан-Гирей (1826—1863) – сестра матери Евгении Акимовны Шан-Гирей.
*4 — Всесоюзная выставка к столетию со дня cмерти М.Ю. Лермонтова (1841 —1941), Москва. 1951, с. 90.
*5 — М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, Москва, 1989, с. 539.
*6 — Монго — прозвище А. А. Столыпина, которое он получил или от имени французского сочинения «Путешествие Монгопарка», или от клички своей собаки (М.Н. Логинов).
*7 — В настоящее время этот домик является центром «мемориального квартала в Музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске». ( М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, с. 610).
*8 — О русско-курдских военных сношениях, см. П И Аверьнноь, Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. Тифлис. 1990.
*9 — См. П.И. Аверьянов, указ. соч.
"10 — Вообще о курдской национальной одежде подробно см. Т.Ф. Аристова, Материальная культура курдов XIX — первой половины XX в. Проблема традиционно-культурном общности. Москва, 1990, с. 115—153.
 

 
Чарказе Раш,
кандидат филологических наук


Журнал КУРДИСТАН РАПОРТ. № 2. 1993. Москва. С. 32.

0

Оставить комментарий