Опубликовано: 22.06.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
Энциклопедия Кольера 
 
АРХЕОЛОГИЯ: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯБ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ СТАДИИ
К статье АРХЕОЛОГИЯ: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
 
     Археология с определенностью утверждает, что поросшие травой склоны холмов "Плодородного полумесяца" (предгорья Ливанско-Таврско-Загросской горной цепи) включали в себя зону, где совершались первые попытки производства продуктов питания и первые шаги по освоению оседло-земледельческого образа жизни. 

     Эту географичсескую и растительную зону характеризует уникальная концентрация всех важнейших пригодных для культивирования растений (прежде всего пшеницы и ячменя) и одомашнивания животных (особенно овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и ослов), составивших основу рациона питания в той хозяйственной модели, которой было суждено стать культурной традицией Запада.
     Известно, что эта холмистая зона была издавна населена собирателями эпохи плейстоцена. Последовательный ряд ее обитателей в древнем каменном веке отражен в археологических материалах из пещер Сирийско-Палестинской области и Иракского Курдистана и завершается различными кремневыми индустриями, освоившими производство орудий из пластин и микролитов. Из них к числу наиболее полно исследованных индустрий позднего палеолита принадлежат кебарская в Северной Палестине и зарзийская в Курдистане.
     Установлено, что люди, изготовлявшие орудия зарзийского типа, селились как на открытых стоянках, так и в пещерах. При этом точно известно, что культурный комплекс, сменивший в Курдистане зарзийскую традицию, происходит с открытых стоянок, таких, как Карим-Шахир, Малефаат и Зави-Чеми, и указывает примерно на 8700 до н.э. Существенно важно, что эта традиция страше того времени (ок. 8100 до н.э.), которым сейчас принято датировать рубеж между позднеледниковым и послеледниковым периодами в северных областях Европы и в Северной Америке.
      В Северной Палестине и Сирии кебарскую индустрию сменяет (по археологическим данным, т.е., возможно, и не непосредственно) натуфийская культура, свидетельства которой можно найти как в пещерных, так и в открытых памятниках.
    Сегодня принято считать, что каримшахирско-натуфийский комплекс можно соотнести с начальным этапом процессов доместикации и окультуривания животных и растений. Если это верно, то названный комплекс связан с принципиально новым явлением: это не основанное на собирательстве приспособление к послеледниковым природным условиям, которое происходило во всех других регионах, но рывок в новое качество, имевший в дальнейшем значительные культурные последствия. Обнаруженные на памятниках каримшахирского и натуфийского круга кости, по определению зоологов, принадлежат домашним собакам; и хотя остатки культурных растений пока не обнаружены, достаточно характерны находки кремневых вкладышей для серпов и каменных терочников, явно служивших для растирания зерен. Эти памятники каримшахирско-натуфийского круга свидетельствуют о попытках возведения примитивных круглых сооружений на каменном основании, на них найдено также множество изящных мелких изделий из кости и камня.
    Совершенно очевидно, что интерпретация данных о начальной фазе земледелия всегда будет представлять особую трудность для археолога. Появление в связи с возникновением нового – производящего – хозяйства многочисленных новых форм орудий и новых ремесел, как и заведомо домашних видов животных и культурных растений, происходило постепенно.
    Становление и распространение оседлого образа жизни, основанного на выращивании растений, а затем и разведении животных, обнаруживается в поселениях Палестины, Сирии и юго-востока Турции IX-VIII тыс. до н.э. Несколько позже он фиксируется на севере Ирака и в горах Загроса. Постепенно от круглых в плане жилищ переходят к прямоугольным, причем в основаниях иногда сооружаются небольшие помещения, возможно хранилища; жилые помещения располагались над ними. На ряде поселений (Иерихон, Невали-Чори) найдены постройки обрядового назначения. Характерный признак культур раннего неолита – особое обращение с черепами умерших, черты лиц которых "реконструировали" с помощью специальной массы, а также изготовление каменных и глиняных фигур, вероятно мифологизированных предков. VI тыс. до н.э. – время повсеместного распространения в Передней и отчасти Центральной Азии важного индикатора исторических и культурных процессов – керамических сосудов. Уже в неолите производят первые эксперименты по обработке самородной меди и даже ее плавке.
 Яркий памятник неолита Западной Азии – поселение Чатал-Хююк в Турции, где были раскопаны дома с многочисленными и разнообразными многоцветными стенописями и рельефными изображениями животных и мифологических покровителей в виде женских существ, погребения с необычайно для этого времени богатым инвентарем, разнообразные изделия, свидетельствующие об отдаленных обменных связях.

http://www.slovopedia.com/14/192/1010438.html

Барадостская культура (36 тыс. лет назад) — археологическая культура раннего верхнего палеолита в регионе гор Загрос на границе Ирана и Ирака[1]. Сменяет местный вариант мустьерской культуры. По данным радиоуглеродного анализа, ее возраст — около 36 тыс. лет. Отношения барадостской культуры с соседними культурами остаются неясными. Считается ранним вариантом ориньякской культуры[2]. Была заменена зарзийской культурой, возможно, в связи с похолоданием во время последней фазы ледникового периода.
Примечания
1. Benco et al. Asia, Western. From Encyclopedia of Human Evolution and Prehistory, 2nd ed; E. Delson, I. Tattersall, J. A.Van Couvering and A. S. Brooks, eds. Garland: New York, 2000.
2. S. E. Churchill and F. H. Smith. Makers of the early Aurignacian of Europe. American Journal of Physical Anthropology. Vol.113(S31): 61 — 115.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Барадостская_культура

Справка www.kurdist.ru:
Барадость – область в Восточной (Иранской части) Курдистана и свой этноним получил от названия мощного курдского племенного союза Барадость. В средние века существовало курдское феодальное княжества Брадость.

Зарзийская культура (18 — 8 тыс. лет назад) — археологическая культура верхнего палеолита и мезолита в Иране, Ираке и Средней Азии. Существовала 18 — 8 тыс. лет назад. Сменяет барадостскую культуру из которой, возможно, эволюционировала. Название получила по месту находок в пещере Зарзи, иракский Курдистан. Известна также стоянка в пещере Шанидар.
     До 20 % находок составляют изделия из микролитов, которые имеют форму коротких асимметричных осколков кремня в виде треугольников и трапеций с дырочками для крепления. Культура имеет много общего с соседней кебарской в Леванте и в позднем периоде своего существования соседствует с натуфийской, но не идентична ей. Хотя стоянки разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, они очень редки, и плотность населения, по-видимому, была низкой. Носители придерживались образа жизни охотников и собирателей. Объекты охоты: олень, дикий осел и козы[1]. На стоянках найдены останки домашней собаки, а также луки и стрелы. Предположительно является предшественником более поздних культур восточной части Ирана[2].

1. Burns Andy "Epipaleolithic [1]
2. Mellart, James (1976) «The Neolithic of the Near East» (MacMillan)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Зарзийская_культура

Справка www.kurdist.ru:

Зарза — курдское племя, проживающее в Ушну по течению р. Гадыр, говорит на мукринском диалекте. Шараф Хан Бидлиси под Лахиджан имел ввиду вилайет (феодальное княжество) племени зарза. Зарза (= заза) — курдское племя, проживающее в Ушну по течению р. Гадыр, говорит на мукринском диалекте. Резиденцией династии был г. Сутуни в районе Харки в Шамдинане (см. EI, t. II, р. 1209). 

Шанидар — пещера на севере Ирака, в которой были обнаружены останки неандертальцев. Примерный возраст находок 50-70 тыс. лет. Отличительной особенностью шанидарских черепов было то, что надбровный валик не сростался в одну линию, а образовывал нечто наподобие бровей[1].

В верхнем палеолите здесь же появилась стоянка людей современного типа зарзийской культуры.

На территории Курдистана обнаружены следы древнейшей цивилизации, носители которых «учредили в 12–9 тыс. до н.э. первые протомиста (Зарзи, Заве, Чени, Шанидар) и принесли в будущие центры цивилизации культуру воспроизводящего сельского хозяйства и хлебопашескую терминологию. Это четко фиксируется по технологии «геометрических микролитов», которой владели исключительно европеоиди-протоиндоевропейци. Территория их обитания точно совпадает с распространением микролитов и развитием земледелия и оседлого скотоводства (Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., Просвещение, 1996, сс. 79, 146–147).

 http://slovoor.ru/SO24/St24Nab.htm

0

Оставить комментарий