Опубликовано: 22.06.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
Проблема самоидентификации народов
 
     Одной из важнейших проблем народов, проходящих через трудный исторический период и имеющих сложную историю, является проблема самоидентификации. Не случайно в последние годы на одном из российских телеканалов запущен проект “Кто мы?”, в котором ответ на этот вопрос ищется в перипетиях российской истории.

     Для курдов этот вопрос гораздо более труден, поскольку они разбросаны по территориям различных государств Ближнего Востока и множество курдов живет в условиях диаспоры в иных странах.
     С учетом не до конца сформировавшегося курдского этноса, существования множества племен и различной религиозной принадлежности все это становится еще более сложным. Поэтому на первый план в смысле идентификации у курдов выходит следующая мысль: “Мы – один из крупнейших этносов Ближнего Востока, при этом мы не имеем собственного государства и нас угнетают иные народы”. Таким образом, самоидентификация этноса носит негативный оттенок. Однако данная проблема сопряжена и с оценкой этноса иными народами. 
     В мире представление о курдах связано с вооруженной борьбой, поскольку средства массовой информации уделяют большее внимание именно этому. В результате возникают ассоциации с терроризмом, и в мировом сознании образ курдов тоже имеет отчасти негативный оттенок, хотя и иной, чем в самом курдском восприятии.
Истинный ответ на вопрос самоидентификации можно найти только в истории. Неслучайно на многих страницах книги Абдуллы Оджалана “От шумерского государства жрецов к демократической цивилизации” мы находим постоянное обращение к проблемам истории. 
     Данный подход направлен не только на изменение самоидентификации самих курдов, но и на изменение представлений о курдах и Курдистане в мире. Основная идея национального самосознания и создания представления о курдах у иных народов выступает следующим образом: “Мы – древнейшая нация Ближнего Востока, Курдистан является прародиной всех иных индоевропейцев, отсюда пошло распространение цивилизации в Европу, и Европа обязана об этом помнить”. Эти идеи достойны глубокой научной проработки. Суть научной проблематики сводится к следующему:
 
Проблема происхождения индоевропейцев и цивилизации
 
     Одной из важнейших проблем древней истории является проблема происхождения народов, говорящих на индоевропейских языках. В настоящее время эти народы населяют значительную часть земного шара. Большинство исследователей полагает, что прародина индоевропейских народов находится на юге Восточной Европы. Однако известные лингвисты Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов показали, что родиной индоевропейцев является Ближний Восток. 
Археологическое подтверждение эта теория нашла в работах автора данной статьи, который показал, что индоевропейцы жили на территории Курдистана еще в эпоху раннего неолита. Именно здесь возникают основы цивилизации: земледелие и скотоводство, металлургия, гончарное дело, зарождается государственность. Вместе с миграциями индоевропейцев из этого региона достижения цивилизации распространяются по другим частям света. В настоящее время на Ближнем Востоке сохранились лишь два индоевропейских народа – курды и армяне.
     Было показано также происхождение отдельных индоевропейских групп с территории Ближнего Востока. Однако эта теория требует значительной работы по уточнению конкретных районов происхождения определенных народов. С наибольшей достоверностью удалось выяснить, что прародиной иранских народов является территория Турецкого Курдистана, районы Диярбакыра. Именно оттуда происходят такие известные археологические комплексы Северной Евразии, как Аркаим. Это знаменитое городище с кольцевой структурой часто используют для доказательства того, что именно Южный Урал был прародиной индо-иранцев и что здесь возник зороастризм. Но в действительности все черты материальной культуры Аркаима имеют более ранние параллели на Ближнем Востоке, в особенности в Курдистане (см. рисунки), поэтому главной задачей является поиск аналогичных памятников в указанном районе. Помимо общих задач поиска прародины индоевропейцев, эта работа чрезвычайно важна и для понимания истоков самого курдского этноса, поскольку курды относятся именно к иранской языковой группе.
Таким образом, данное направление является не только значимым для мировой науки и понимания древнейшей истории всего человечества и его корней, но и чрезвычайно важно для самоидентификации курдов и позиционирования их в мире как народа, сохранившегося на индоевропейской прародине, в районе, откуда распространялась цивилизация.
     В настоящее время многие районы Турецкого Курдистана сравнительно неплохо изучены местными археологами, как и иные районы Северной Евразии, куда индоевропейцы мигрировали. Однако археологи России или Украины не знакомы с материалами Курдистана, как и курдские археологи, не имеющие представления о материалах северных территорий. Это не дает возможности сопоставить материалы Северной Евразии с материалами Курдистана и показать, например, что определенный народ действительно мигрировал оттуда.
     Приступить к решению проблемы можно за счет организации поездки небольшой группы российских специалистов в Турецкий Курдистан, что позволит познакомиться с материалами, обсудить эти проблемы с курдскими специалистами и разработать программу дальнейших совместных работ.
    Это, безусловно, длительная и трудоемкая работа, но без проведения этих исследований в Курдистане множество вопросов мировой истории так и останется без ответа.
 
Станислав ГРИГОРЬЕВ, кандидат исторических наук, археолог. Челябинск.
 
Газета  «Свободный Курдистан». Май, 2009. Г. Москва.

0

Оставить комментарий