Опубликовано: 11.04.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
11 апреля Хева Азиз, «Альшарк аль-Асват» 
      На протяжении своей долгой истории, многочисленный, насчитывающий ныне сорок миллионов курдский народ оставался без собственного независимого государства. После   падения Мидийской державы, курды остались в подчинении у других государств  или, в лучшем   случае, им удавалось создавать разделенные княжества в качестве частей более крупных империй, господствовавших в регионе, таких, как Арабский халифат и Османская империя. 
 
 
Курдская конница (слева) во время боя, гравюра, 1840 г.

     Курды создали княжества Бабан в Сулеймании, Ардалан и Ботан, и другие, столицами которых были Киркук, Мосул и другие города. Идея создания независимого курдского государства не являлась приоритетом для курдов, и не была вызвана необходимостью. Это объясняется тем, что концепция современного государства стала проникать в регион только в конце девятнадцатого века, когда началось формирование государств в соответствии с современной системой. 
     В то время, несмотря на свой потенциал, курдские лидеры были озабочены незначительными вопросами, которые отвлекали их внимание от реализации мечты о создании независимого курдского государства, мечты, против которой совместно боролись Персия и Османская империя, а ныне Иран и Турция. 
     После Первой Мировой войны, для курдов возникла возможность наметить черты своего независимого государства в рамках международных договоров и международных и региональных объединений, которые господствовали в этот период. Тем не менее, курдский лидер шейх Махмуд аль Хафид создал свое маленькое королевство в Сулеймании. Королевство вскоре пало вследствие кровавой войны с британскими оккупационными силами, которые уничтожили Османскую империю, а вместе с ней и королевство аль Хафида. Он не смог в тот момент использовать курдское чувство относительно права на создание своей родины. 
     Шейх Махмуд аль Хафид не знал, что новая эпоха требует нового видения и поведения, и, в результате этого, турки создали свое собственное государство, а курды были разделены между четырьмя странами региона: Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. 
      С тех пор прошло почти сто лет. За этим опытом последовали другие попытки создания курдского государства, такие как Мехабадская Республика Кази Мухаммеда в иранском Курдистане в 1946 году. Эта попытка просуществовала недолго и была уничтожена армией режима Пехлеви. Мечту о создании независимого курдского государства еще предстоит реализовать. Но главный вопрос заключается в следующем: может ли эта мечта когда-либо осуществиться? 
     Многие курдские политики, интеллектуалы и лица, принимающие решения согласны с тем, что эту мечту можно реализовать при подходящей региональной и международной политической обстановке. Другие придерживались мнения, что это является недостижимой мечтой по геополитическим причинам, в то время как другие утверждают, что в ближайшее время в четырех частях Курдистана появится более чем одно автономное или полуавтономное государство, в свете последних событий и потенциальных политических сдвигов на новом Ближнем Востоке в течение следующих двух десятилетий. 
     Фарид Асасард, ведущая фигура в Патриотическом союзе Курдистана [ПСК] и руководитель Центра стратегических исследований Курдистана в Сулеймании, считает, что идея создания или основания независимого Курдистана в составе Большого Курдистана, включающего все четыре региона – гипотетический вопрос. 
     "Основные компоненты, необходимые для создания какого-либо государства по-прежнему недоступны [для курдов] в настоящее время, и я считаю, что они не будут наличествовать и в долгосрочной перспективе по ряду причин. Наиболее важной из них является то, что мир станет свидетелем в предстоящие десятилетия перехода к геоэкономике вместо геополитики, как это обстоит в настоящее время, "сказал Асасард. 
     Асасард, который провел множество исследований по этому вопросу, подчеркивает, что идея создания крупного независимого государства несколько раз терпела неудачу. Например, турки не сумели создать Великую тюркскую империю от Китая до Средиземного моря для обеспечения существования тюркской расы во всем мире. Асасард добавляет: "В середине 1990-х годов, я представил исследование о геополитике Курдистана, в котором я четко указал, что создание независимого курдского государства в иракском Курдистане будет очень сложно, поскольку она требует изменений на карте значительной части этого мира. Кроме того, даже если это государство будет создано, оно будет оставаться в изоляции от мира, так как не будет иметь морских портов ". 
       Асасард рассчитывает на то, что в долгосрочной перспективе будет создано несколько мелких курдских образований в других частях Курдистана, и в качестве первого шага в этом направлении уже были сделаны в том смысле, что политические и административные структуры иракского Курдистана вполне независимы. Вместе с тем он подчеркнул, что связь между этими курдских образованиями на уровне экономического развития в будущем будет очень слаба, и что эти образования будут по-прежнему связаны с центральными системами в Тегеране, Турции и Багдад. 
     Асасард заявил, что он считает, что в предстоящие десятилетия международная политика будет определяться в соответствии с логикой и властью экономики. Таким образом, курдские образования, если они возникнут будут экономически слабы, и это будет их самая большая проблема, не говоря уже об их неудачном положении, которое всегда будет наклонять чашу весов в пользу их соседей, делая их подчиненными этими соседними странами. Таким образом, идея создания независимого курдского государства является недостижимой мечтой. 
     С другой стороны, однако, д-р Джаза Туфи Талеб, профессор геополитики Университета Сулеймании, считает, что все основные составляющие для независимого курдского государства уже существуют на курдских землях, такие, как географические границы, нация, экономика и морские порты . Тем не менее, политическая атмосфера совершенно непригодна для того, чтобы теперь обрисовывать особенности курдского государства, тем более что заинтересованные страны продолжают отвергать даже минимальную автономию для курдов. Д-р Талеб пояснил, что даже некоторые независимые государства мира, такие как например Косово, не обладают потенциалом, которым пользуется иракский Курдистан. 
     "Я считаю, что если умеренные реформисты в Иране и в Турции получать власть на предстоящих выборах, а также при геополитических изменениях в Сирии, мог бы произойти рост политических органов в Курдистане, особенно в Турции, которая хочет вступить в ЕС, однако непременным условием является признание прав всех меньшинств. В Иране есть признаки таких органов, возникающие в условиях господства реформистов. Эти органы будут представлять собой первый шаг на пути к созданию курдского государства в долгосрочной перспективе. Турция будет отправной точкой для достижения этой цели. Однако геополитически, мечта о создании большого курдского государство по-прежнему остается трудноосуществимой", пояснил д-р Талеб. 
     Но Хусейн Яздан Бана, вице-президент Партии свободы Курдистана, возглавляемой Али Кази Мухаммедом, сыном основателя Курдской Махабадской Республики в иранском Курдистане, подчеркнул, что курдский народ имеет право на создание независимого государства на своей земле в соответствии с международным правом. Он подчеркнул, что Курдистан имеет все возможности, необходимые для создания независимого государства, как и другие страны мира. "Заговоры и международные интересы по-прежнему являются основными препятствиями на пути создания курдского государства. Это подтверждается тем, что произошло с королевством шейха Махмуда аль Хафида и Курдистанской Республикой [Махабадаской], основанной Кази Мохаммедом ". 
     Яздан Бана подчеркнул, что самым важным условием для создания какого-либо государства является воля и решимость нации и благоприятные внешние факторы и обстоятельства, которых до сих пор курды не имели. 
     "Если бы англичане не присутствовали и державы не имели своих собственных интересов, курдские княжества Бабан, Ботан и Ардалан могли бы создать Большой Курдистан. Кроме того, у курдов на протяжении их истории было очень мало возможностей, особенно после Второй мировой войны, и они не были использованы также курдскими политиками для создания этого государства ". 
     Яздан Бана подтвердил, что международная политика в нынешнюю эпоху глобализации, не является чем-то однозначным в отношении устремлений народов, которые стремятся к созданию своих собственных независимых государств. Эти условия могут быть использованы, чтобы курдская мечта реализовалась при условии, что существует единая политическая воля среди курдов. 
     По словам Яздана Бана, "создание курдского государства – цель, ради достижения которой должны действовать курды и их политические силы, и мы можем делать это при условии наличия единой и твердой политической воли. В настоящее время создание этого государства не представляется возможным по нескольким причинам, но после того, как курдские политики оставят свои личные мечты и амбиции, борьбу за власть и влияние, тогда сорок миллионов человек будут иметь возможность создать свое собственное государство ". 
     Юсеф Абдель Баки, член Политбюро курдской партии «Екити» в Сирии, подчеркнул, что создание независимого государства является правом курдского народа и это не несбыточная мечта. Однако, пояснил он, это зависит от будущих политических событий в регионе, которые определят в общих чертах отношения между курдами на Ближнем Востоке и приведут к установлению связей между всеми частями Курдистана. 
     "Государства не создаются на основе эмоций и желаний, но основных факторов, таких, как география, экономика и других факторов, которые все в наличии в Курдистане. Я считаю, что будущие события, в конечном счете, позволят обеспечить создание ряда курдских образований в регионе, и это приведет к созданию независимого Большого Курдистана". 
     По-другому смотрит на вопрос Рабочая партия Курдистана [РПК] в Турции, которая призывала к созданию Большого Курдистана, когда она начала вооруженную борьбу в 1984 году. Партия сократила свои требования до создания конфедерации, которая обеспечивает систему национальных и культурных прав курдов, население которых превышает десять миллионов в одном только Турецком Курдистане. 
     Ахмед Дениз, ответственный за внешние вопросы в РПК, считает, что муниципальные выборы, которые состоялись в последнее время в Турции, были многообещающими, так как они указали путь к справедливому и демократическому политическому решению курдского вопроса в Турции. 
     Дениз рассказала «Асшарк аль-Авсат», что курдский народ, чья земля была разделена между четырьмя странами после Лозаннского договора, подписанного после Первой мировой войны, по-прежнему является единственной нацией в регионе, не являющейся независимым государством, несмотря на то, что его численность превышает 40 млн. человек. 
     "Мы в РПК, считаем, что конфедеративная система на основе свободы и прав курдского народа лучше всего подходит для курдского вопроса не только в Турции, но и во всем регионе Курдистана, как это имеет место в ряде передовых европейских стран. Вместе с тем, РПК по-прежнему верит в права курдского народа на создание независимого государства. Но политическая стратегия РПК в настоящее время не направлена на создание независимого государства, для чего требуется особая атмосфера, которой нам не хватает в настоящее время, тем более, что независимое государство не обязательно означает свободу для наций. Более важным для нас является то, чтобы курды получили свободу, пользуясь реальной демократией и правами человека. Только тогда курды смогут сами определять характер своей политической идентичности, как они пожелают", говорит Дениз. 
     Со своей стороны, известный курдско-сирийский писатель Нури Бримо заявил, что "[создание] курдского государства не мечта, а политический курс и число его сторонников возрастает благодаря жертвам народа. В любом случае, курды смогли доказать всей своей историей, что они всегда были рациональными в своих политических дискуссиях и представлениях, и что они всегда уважали своих соседей ". 
     Но Сами Давуд, известный исследователь в сирийском культурном институте Сардам, заявил, что создание курдского государства связано в первую очередь с географическими факторами. Иными словами, этот вопрос требует освобождения географического Курдистанского региона прежде, чем может быть построена собственная идентичность. 
     Из-за географического характера курдских районов в Сирии, в них не может быть какой-либо вооруженной борьбы, в отличие от районов проживания курдов в Ираке, Турции и Иране, не считая плотности населения в каждом из четырех регионов. Таким образом, считает Давуд, любая попытка со стороны курдов создать свое собственное государство встретится с сильной оппозицией со стороны региональных государств, и даже не потому, чтобы они хотели силой держать курдов в пределах своих стран, а потому, что большинство воды и энергетические ресурсов во всех четырех странах находятся в курдских районах.

http://kurdistan.ru/content/view/6608/

0

Оставить комментарий