Опубликовано: 15.03.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
К 106-летию Мустафы Барзани

     Мустафа Барзани (курд. Mela Mistefa yê Barzanî; 14 марта 1903, Барзан — 1 марта 1979, Вашингтон) — видный курдский военный и политический деятель, лидер национально-освободительного движения в Иракском Курдистане.

Детство и юность

  Барзани родился 14 марта 1903 года в поселке Барзан, в семье лидера одноимённого племени, шейха Мухаммеда. Отец вскоре после этого умер, и Мустафу воспитывали его братья, шейх Абдель-Салям, а после ареста последнего турками (1914) и казни — шейх Ахмед Барзани. Сам Барзани рассказывал, что его первым детским воспоминанием является арест его семьи турками (после очередного восстания) и заключение его с матерью в тюрьму. «Я открыл глаза, чтобы увидеть себя пленником» — говорил он.
   Барзани получил традиционное религиозное образование в медресе в Барзане и Сулеймании, где считался лучшим учеником; за познания в богословии он стал известен под уважительным прозвищем «Молла Мустафа». Он находился под большим влиянием личности своего старшего брата шейха Ахмеда, который, по его признанию, заменил ему отца.
   В боевых действиях Барзани принимал участие начиная с 1919 года, то есть с 16-летнего возраста, когда он был послан братом во главе отряда против англичан для поддержки Махмуда Барзанджи. Вскоре он участвовал в экспедиции, имевшей целью спасение нескольких армянских семейств от турецкой резни. Во время барзанского восстания 1931—1932 годов. Барзани впервые отличился как полководец, разгромив в долине Важи иракскую колонну (два батальона, усиленных тремя кавалерийскими и полицейскими ротами и артиллерийской батареей). После подавления восстания он эмигрировал в Турцию, затем сдался на амнистию, но, вопреки обещаниям, был сослан вместе с шейхом Ахмедом и всей семьёй на юг Ирака, затем в Сулейманию. При этом была предпринята первая попытка убить его (губернатор Мосула пытался отравить его с помощью кофе).
 
Барзани — генерал Мехабадской республики

Восстание 1943—1945 гг. и Мехабадская республика

   В 1943 году Барзани с помощью националистической организации «Хива» («Надежда») бежал из Сулеймании в Иран, собрал там отряд, вторгся в Барзан и поднял новое восстание, разоружив все полицейские посты в области. Под давлением англичан иракское правительство заключило с ним перемирие, пообещав автономию для Барзана. В августе 1945 года боевые действия были возобновлены при помощи английских танков и авиации, и Барзани, после первых успехов, был вынужден покинуть Барзан. Вместе со всем племенем (10 тыс. человек, из них 2 тыс. вооружённых мужчин) Барзани ушёл в советскую зону оккупации в Иране, где вскоре была провозглашена Мехабадская Республика; Барзани был назначен главнокомандующим её силами и получил звание генерала. 16 августа 1946 года Барзани был заочно избран председателем новообразованной Демократической Партии Курдистана.

Поход в СССР

   После падения Мехабадской республики в декабре 1946 года Барзани и барзанцы оказались в сложном положении. В результате весной было принято решение: племени возвращаться в Ирак, тогда как сам Барзани с добровольцами сделает попытку прорваться в СССР. Собрав отряд из 500 человек, Барзани выступил из Барзана через территорию Турции и Ирана и, разбив при Маку иранские войска, вышел к реке Аракс и 17—18 июня 1947 года в районе Нахичевани вступил в СССР.
   В СССР барзанцам некоторое время давали военное обучение в Азербайджане, но затем их сослали в Узбекистан. Немедленно после смерти Сталина Берзани бежал из Ташкента, прилетел в Москву и потребовал встречи с советским руководством. Он был принят лично Хрущёвым, и в результате его люди получили возможность учиться в советских ВУЗах, а сам он был направлен на обучение в Военную Академию им. Фрунзе (под фамилией Мамедов) и получил квартиру в Москве.

Во главе Сентябрьского восстания

   После Иракской революции 14 июля 1958 года Барзани вернулся в Ирак (6 октября), где его встретили как общеиракского национального героя. Ему тотчас был выделен один из лучших особняков Багдада. Первоначально отношения Барзани и возглавляемой им ДПК с лидером Ирака Абдель-Керимом Касемом складывались наилучшим образом. Но отказ Касема предоставить автономию Курдистану и его поворот в сторону арабского шовинизма вызывает напряженность, приведшую к силовой попытке подавить курдское движение (сентябрь 1961 года) Эта попытка, в свою очередь, положила начало так называемому «Сентябрьскому восстанию», охватившему весь Курдистан.
   Барзани, хотя и не был инициатором восстания (считая его несвоевременным и неподготовленным), активно готовился к возможному столкновению, закупал (на предоставленные СССР средства) оружие и т. д. Восстание застало его в Барзане, где он жил с начала года (после фактического разрыва с Касемом и отъезда из Багдада). Выступив из Барзана с 640 бойцами — в основном старыми соратниками по походу в СССР — он быстро увеличил свою армию, одержал ряд побед над правительственными войсками и овладел горной частью Курдистана, создав фактически независимое государство и затем сформировав его правящие органы. Барзани опирался прежде всего на племена и племенную элиту, с которой был тесно связан в бытовом и психологическом отношении. Это вызвало напряжение между ним и лево-ориентированными интеллектуалами ДПК (во главе с первым секретарем Ибрагимом Ахмедом), которые считали его «отсталым феодалом» и пытались оттеснить от руководства движением. Весной 1964 года между Барзани и Политбюро произошёл открытый конфликт, закончившийся полной победой Барзани и бегством Политбюро и его сторонников в Иран. С этого момента Барзани приобрёл положение абсолютного лидера ДПК, уже никем никогда не оспаривавшееся.
   Основные требования Барзани к Багдаду сводились к предоставлению Курдистану широкой автономии и прекращению дискриминации курдов при назначении на государственные должности и распределении бюджетных средств. Будучи реалистом, целей создания независимого Курдистана он не выдвигал; он отдавал себе отчёт, что такая акция противоречит интересам как всех ближневосточных, так и великих держав, а потому заранее обречена на неудачу и способна только погубить курдское движение. Впрочем, в минуты особого подъёма или раздражения против Багдада у него вырывалсь слова о провозглашении независимости. Барзани стремился ладить с властями Турции, Сирии и Ирана (стран, разделивших Курдистан) и подчеркивал, что курды в каждой стране должны решать свои проблемы самостоятельно. С другой стороны во всех странах, где проживали курды (включая Ливан), были созданы свои «Демократические партии Курдистана», ставившие целью помощь барзанистскому движению; согласно их идеологии, Иракский Курдистан — центр курдского движения, и успех курдов во всех частях «Большого Курдистана» неразрывно связан с успехом или неудачей Барзани в Ираке.
   В смысле международной политики Барзани пытался не связывать курдское движение с каким-то одним блоком, а обеспечить ему максимально широкую поддержку: продолжая получать помощь из Москвы, он обеспечил себе поддержку Ирана и Израиля, благожелательное отношение Египта, в меньшей степени Сирии; сильны были позиции курдов и во Франции. Особенно упорно и настойчиво стремился Барзани заручиться поддержкой США; но это удалось ему только в 1972 году, когда Ирак тесно сблизился с СССР. В интервью западным журналистам он настойчиво подчеркивал, что он — не коммунист, и определял себя как «нейтрала» (то есть сторонника «позитивного нейтралитета» — того, что впоследствии стали называть «неприсоединением»).
   Договор 11 марта 1970 года между Барзани и Саддамом Хусейном, признавший право курдов на автономию, был вершиной политических успехов Барзани. Однако вскоре отношения между Барзани и Багдадом вновь стали портиться. В «мирный» период он пережил целый ряд покушений, организованных спецслужбой «Мухабаррат»: в ночь на 7 декабря в Багдаде была обстреляна машина его сына Идриса; 29 сентября 1971 года в его резиденцию в Хаджи-Омране была заслана делегация арабских шейхов, снабженных взрывчаткой (погибло двое охранников; сам Барзани отделалался царапиной). В июле 1972 года к Барзани был подослан новый убийца (сирийский курд Ибрагим Габари), впрочем с самого начала перевербованный курдской спецслужбой «Парастин», которая и предъявила его журналистам.
   Изданный баасистами Закона об автономии Курдистана (11 марта 1974 года г.) Барзани не признал. Основным пунктом противоречий был вопрос о границах автономии. На совещании курдского руководства, отвергшем правительственный закон, Барзани заявил буквально следующее: «Они (Баас) хотят, чтобы мы уступили Киркук и другие районы. Это невозможно. (…) Я не хочу, чтобы курды пришли к моей могиле и плюнули на неё, говоря: „Зачем ты продал Киркук?!“»
   В этом последнем восстании Барзани пользовался массированной поддержкой Ирана, имевшей жизненно важное значение. Шаху он не доверял, называя его «гадюкой, всегда готовой укусить». Но он полностью доверял гарантиям, данным ему госсекретарём США Киссинджером. Поэтому ирано-иракское соглашение в г. Алжире от 6 марта 1975 года явилось для него неожиданным ударом. 19 марта Барзани, оказавшись в безвыходном положении, отдал приказ о прекращении сопротивления и уходе в Иран; 22 марта он сам покинул иракскую территорию.
 
Последние годы и смерть

   Шах предоставил ему дом в Кередже (пригород Тегерана). Однако крушение восстания оказалось для него и физическим ударом: уже в апреле его здоровье резко ухудшилось, летом он уехал на лечение в США, где ему поставили диагноз: рак. Весть об этом Барзани воспринял стоически: его сын Масуд, приехавший в США через несколько дней после постановки диагноза, вспоминает, что Барзани казался единственным весёлым человеком среди курдов, всячески пытаясь развеять мрачное настроение окружающих. «Смерть — это путь всех людей, — сказал он при встрече сыну. — Это — судьба, с которой невозможно бороться».
   Барзани продолжал, насколько мог, прилагать усилия для курдского национального дела. Он активно добивался встреч с американскими политиками, настаивал на встрече с новоизбранным президентом Картером, пытаясь заставить США изменить свою позицию в курдском вопросе. Весть о свержении шаха в Иране внушила ему новые надежды. Но в этот момент его здоровье окончательно ухудшается.

   1 марта 1979 года Барзани скончался в Вашингтоне. Его тело было похоронено в Шно, близ ирано-иракской границы; в 1993 году прах был перенесени в Барзан.

   После смерти Моллы Мустафы ДПК и курдское движение в Ираке возглавил его сын Масуд.

Характеристика и историческая роль

   Все, знавшие Барзани, в равной степени отдают должное как его талантам политика и воина, так и его высоким моральным качествам. Его личная непритязательность и аскетизм, преданность своим соратникам и своему делу, справедливость и гуманность, в сочетании с выдающимися интеллектуальными способностями, сделали его предметом всеобщего поклонения в Курдистане. Кази Мухаммед на суде отзывался о нём в следующих выражениях: «Я могу сказать, что Молле Мустафе Барзани свойственны человечность, смелость, прямота, бесстрашие — все эти черты, которые присущи великим людям (…). Также он имеет все качества, присущие мусульманским святым — любовь к Богу, религии и беднякам». Нейтральные наблюдатели (Эрик Руло, Дана Адамс Шмидт и др.) также чрезвычайно высоко ставят моральные и человеческие качества Барзани.
   О Барзани как о полководце лучше всего свидетельствуют его враги. После прорыва Барзани с 500 соратниками боевых порядков иранской армии при Маку (9 июня 1947 года) начальник иранского генштаба Размара отдал приказ провести расследование: каким образом стало возможным подобное, «несмотря на то, что у армии было в 10 раз больше бойцов, чем у барзанистов, и, кроме того, она располагала такими средствами как автомобили и т. д.» В том же приказе названы потери иранцев: 31 убитый и 35 раненых (в их числе и старшие офицеры). Барзанцы, по бесспорным данным (есть поименный список участников похода) — потеряли убитыми двух человек, из них одного уже после прорыва.
   Насколько Барзани был щепетилен в моральном отношении, красноречиво свидетельствует случай, рассказанный в воспоминаниях Масуда Барзани. Сын, в качестве начальника спецслужбы «Парастин», предложил ему план убийства Хайраллаха Тульфаха (родственник и ближайший сподвижник Саддама Хусейна). У курдов была гарантированная возможность подложить в дом Хайраллаха мощную бомбу. Выслушав доклад, Барзани спросил, не пострадают ли члены семьи Хайраллаха — женщины и дети? И узнав, что здесь никакой гарантии быть не может, категорически запретил сыну ныне и впредь «даже и помышлять о подобных вещах».
   Будучи деятелем национально-освободительного движения и глубоко верующим мусульманином, Барзани был решительно чужд всякой национальной или религиозной нетерпимости. В его отрядах наряду с курдами и мусульманами сражались арабы и христиане (халдеи и ассирийцы); он постоянно наставлял пешмарга, что война идет не с арабским народом, а с иракским режимом. Гуманное обращение с пленными также было одним из его постоянных требований.
   Хотя восстание, поднятое Барзани, в конце концов потрепело крах, ему удалось заложить фундамент курдских политических структур, которые при более благоприятном обороте событий в 1991—2003 годах привели к созданию формально федерального, а фактически полунезависимого Иракского Курдистана.

Литература

Барзани, Масуд. Мустафа Барзани и курдское освободительное движение, 1931—1961 гг. / перевод с курдского А. Ш. Хаурами; под ред. М. С. Лазарева и Е. И. Васильевой. СПб: «Наука», 1995.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Барзани_Мустафа

 
Справка сайта: Племя Барзан  

   Барзан – племя в Иракском Курдистане, сыгравшее большую роль в истории курдского национально-освободительного движения. Занимает одноименный район под г. Амадие, на северо-восточном берегу р. Большой Заб с центром в поселке Барзан (посёлок в Иракском Курдистане, под г. Амадие, на берегу р. Большой Заб; центр одноименного округа — каза Мерга-Сур, провинция Эрбиль). Собственно, "Барзан" – это название группы курдских племен, объединившейся в ХIХ веке под духовной и светской властью шейхов суфийского ордена Накшбанди. Кроме мусульман, членами этого союза являются несколько селений христиан-ассирийцев; до начала 1950-х гг. в Барзане проживало также много евреев.
   Институт накшбандийских шейхов появился в Барзане в начале XIX, но объединение окрестных племен вокруг Барзана произошло во второй половине этого века при шейхе Абдель-Саляме I. Внук последнего шейх Абдель-Салям II (ум. 1914 или 1916), провел в Барзане ряд реформ и в частности разделил общинные земли поровну между всеми членами племени, при чем себе шейх взял надел, полагавшийся рядовому общиннику. Введенная им система, основанная на принципах строгой справедливости, равенства и взаимопомощи, настолько сплотила племя и подняла его боевой дух, что соседи за исключительную храбрость и преданность своему шейху прозвали барзанцев "диванна" – "безумными". Абдель-Салям был связан с курдскими освободительными организациями (такими как "Лига Курдистана") и поднял несколько восстаний против Турции, после поражения последнего (1914 г.) бежал в Россию, затем вернулся в Иранский Курдистан, был там схвачен в результате измены, выдан туркам и повешен в Мосуле.
   Линию религиозно-нравственных реформ продолжил брат Абдель-Саляма II шейх Ахмед Барзани. Он, в частности, запрещал без нужды поднимать руку на все живое: убивать диких животных, рубить живые деревья (только сушняк) и т.д.; он запретил также обычай калыма и насильственные браки. Шейх с пренебрежением относился к формальным требованиям и обрядам религии, полагая спасение в добродетельной жизни. Это привело в частности к тому, что его последователями, оставаясь христианами, стали (и доныне считают себя) барзанские ассирийцы. Вообще шейх Ахмед отличался абсолютной веротерпимостью.
   Шейх Ахмед и особенно его младший брат Мустафа Барзани внесли большой вклад в национально-освободительное движение иракских курдов. В 1919 г. шейх Ахмед впервые поднимает восстание против английских колонизаторов; барзанцы убивают английского комиссара в регионе и совместно с соседними племенами захватывают г. Амадие. В отместку англичане сожгли Барзан. На протяжении всех 20-х годов барзанцы продолжали волноваться, в 1931-32 гг. вспыхнуло новое восстание, вызванное попыткой правительства установить в области полицейские посты. Восстание было подавлено с помощью английской авиации; барзанцы бежали в Турцию, но затем вернулись под амнистию. Вопреки амнистии шейх Ахмед и вся семья Барзани были сосланы, а против барзанцев начались репрессии, ставшие причиной восстания Халила Хошави (1934-36 гг.) Это восстание было подавлено с помощью турок, Хошави убит. В 1943-45 гг. в Барзане произошло крупное восстание под руководством Мустафы Барзани, при подавлении которого все племя (10 тыс. человек, из них 2 тыс. вооруженных мужчин) выселилось в Иранский Курдистан, где приняло активное участие в защите Мехабадской республики После разгрома Мехабадской республики, весной 1947 г. племя вернулось в Ирак и было сослано. В 1952 г. рядовым членам племени было разрешено вернуться в Барзан, тогда как шейх Ахмед, приговоренный к смертной казни и отказавшийся просить о помиловании, оставался в заключении. Он вернулся в Барзан только после революции 1958 г.Во время Сентябрьского восстания 1961-75 г. шейх Ахмед провозгласил Барзан нейтральным, чтобы уберечь от карательных акций со стороны правительственных войск. После смерти шейха Ахмеда (1969) институт шейхов потерял всякое значение.
   В 1978 г. племя было выселено из Барзана в концлагеря, а сам Барзан полностью разрушен. В 1983 г. все мужчины – члены племени от 16 лет и старше (ок. 8 тысяч человек) были вывезены в неизвестном направлении и по всей видимости казнены. После освобождения Иракского Курдистана в 1991 г. в ходе операции "Час Севера" барзанцы получили возможность вернуться на родину и восстановить свои селения.
   Отличительным признаком барзанцев является красно-белый головной платок. Ранее у них было принято наголо брить головы, теперь этот обычай оставлен.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Барзан

 

0

Оставить комментарий