Опубликовано: 21.12.2008 Автор: Admin Комментарии: 0
В 1945–1948 годах Сталин готовился отобрать у Турции армянские земли

     Советская внешняя политика в период с 1945 по 1948 год до сих пор недостаточно исследована историками.
Крепость Карс

     В этот непродолжительный период Сталин рассчитывал сохранить если не союзнические, то, по крайней мере, нейтральные отношения с США и Великобританией, и, как казалось тогда, был готов отказаться от советизации Восточной Европы, где функционировали коалиционные правительства с участием представителей старых политических элит. Резко сократилась поддержка коммунистических движений по всему миру. Показательно, к примеру, что в Китае Сталин долгое время отказывал в помощи Мао Цзэдуну, потерпевшему в 1947 году ряд тяжелых поражений от войск Гоминьдана. Однако подобная позиция вовсе не означала, что СССР собирался распрощаться с амбициозными внешнеполитическими планами. Ставка была сделана на другие проекты, осуществление которых казалось прежде немыслимым для советского государства. Самый известный из них предполагал консолидацию православных христиан Европы и Азии вокруг Московского Патриархата, с последующим приданием ему Вселенского статуса. Другой проект, предполагавший воссоздание «Великой Армении» в ее исторических границах, известен и изучен в значительно меньшей степени.
     Как известно, советское государство на протяжении 1920-х годов было лучшим другом кемалистской Турции и, проводя национальную политику в Закавказье, опиралось в основном на грузин и азербайджанцев. Влияние армянских коммунистов было значительно слабее, и потому Армении пришлось уступить западные районы страны Турции, а Нахичевань и Нагорный Карабах – «братскому» Азербайджану.
     Однако после смерти Кемаля Ататюрка (1938 г.) советско-турецкие отношения ухудшились до такой степени, что уже весной 1940 года Анкара серьезно рассматривала участие турецких войск во вторжении британо-французского корпуса в Закавказье. Эта операция планировалась на февраль-апрель 1940 года, а командовать объединенной группировкой готовился французский генерал Вейган, впоследствии – один из влиятельных капитулянтов «вишистов». В 1940 году он объяснял сослуживцам: «С помощью десантов в Батуми и, возможно, в Баку мы войдем в Россию, как нож в сливочное масло». Германия тогда дала понять Лондону и Парижу, что, в случае британо-турецко-французского нападения на СССР, приостановит военные действия. Главным условием вторжения Англии и Франции в Закавказье было и продолжение советско-финляндской войны, чтобы вынудить СССР воевать на два фронта, однако конфликт закончился быстрее, чем ожидали в Лондоне и Париже.
     С 1941 года турецкая внешняя политика была явно прогерманской. Весь период Великой Отечественной войны Турция рассматривалась Москвой как потенциальный союзник рейха, и на то были свои причины. За четыре дня до нападения Германии на СССР был подписан германо-турецкий договор о дружбе. Некоторые историки утверждают, что к упомянутому договору прилагался сверхсекретный протокол, предусматривающий вступление Турции в войну против СССР на стороне Германии в случае выхода вермахта к стратегической линии Архангельск–Горький–Куйбышев–Астрахань. Позже, в 1942–1943 годах турецкая агрессия предусматривалась в случае захвата фашистскими войсками Сталинграда, Туапсе, Сочи, Грозного, Махачкалы.
     По воспоминаниям Арама Пирузяна, возглавлявшего Совнарком Армении в годы войны, на московском совещании руководителей республик Закавказья в конце июля 1941 года И.В. Сталин заявил: Турция снабжается германским оружием, вдоль ее границы с СССР создаются базы для иностранных войск, резко участились турецкие провокации на границе с нашей страной. Нападения Турции на СССР, с участием германских подразделений в Турции, которые наверняка скоро прибудут, нужно ожидать в ближайшее время. Поэтому, – отметил Сталин, – мы будем усиливать 45-ю армию в Закавказье. Кроме того, советские войска вместе с британскими союзниками вскоре вступят в Иран (это произошло в августе-сентябре 1941 г.), чтобы «закрыть» его от германо-турецкого вторжения. Говорил Сталин и о «турецкой агентуре на Кавказе, в Крыму, Средней Азии, автономиях Урала и Поволжья». По его словам, идея «Великого Турана» в республиканской Турции отвечает интересам Германии.
     По данным Наркомвнешторга СССР (1946 г.), объем поставок из Турции разнообразного сырья в Германию за 1941–1944 годы возрос более чем вдвое, в том числе промышленного (металлургического и химического) – втрое; объем же турецко-советской торговли за те же годы сократился вчетверо. Если за тот же период германо-турецкие экономические соглашения и бизнес-контракты не нарушались обеими сторонами, то аналогичные соглашения Турции с СССР и контракты с советскими предприятиями турецкая сторона нарушала в 1941–1944 гг. более чем 30 раз.
     Уже после окончания Великой Отечественной войны документы германского МИДа тех лет, оказавшиеся в распоряжении СССР, позволили установить, что Берлин обещал создать единую северокавказскую автономию и крымско-татарскую автономию (за исключением Севастополя, Феодосии и Керчи), а также автономную «Область Идель-Урал (мусульманские автономии Поволжья-Урала) под совместным протекторатом Германии и Турции. Кроме того, планировалось передать Турции Аджарию (с постоянной дислокацией в Батуми германского и итальянского ВМФ), Нахичеванский регион и Месхетию (юго-западную Грузию).
     В 1944-м, когда исход войны был уже более или менее ясен, Турция позволила германским подводным лодкам, уцелевшим в Черном море, уйти через Босфор и Дарданеллы. Пережив из-за Турции много неприятных минут, Сталин был полон решимости примерно наказать южного соседа. Так родился план воссоздания Армении (естественно, в формате Армянской ССР) в границах, определенных Севрским договором 1919 года. А согласно документу, подготовленному к июлю 1945 года в Министерстве иностранных дел СССР, Турция должна была вернуть Армении и Грузии 26 тысяч кв. километров: 20,5 тыс. кв. км получала Армения, что почти вдвое расширяло ее территорию и 5,5 тыс. кв. км – Грузия. Этот документ Сталин с Молотовым представили Черчиллю и Трумэну в Потсдаме.
     В октябре 1945 года Сталин утвердил будущих руководителей новых советских территорий. А. Кочиняна – в должности первого секретаря Карского обкома компартии Армении, а давнего соратника Сталина М. Цхакая – первым секретарем Тао-Кларджетского райкома компартии Грузии. Активизировались налаженные еще с 1942 года с зарубежными армянскими националистами, прежде всего с организацией «Дашнакцютюн». СССР предлагал им начать в Турции партизанскую войну и привлечь к ней турецких курдов. В ответ армянские националисты потребовали передать Арцах (Нагорный Карабах) и Нахичеванский регион Армении, советская сторона обещала решить все эти вопросы.
     В ноябре 1945 года Политбюро ЦК ВКП(б) разрешило репатриацию зарубежных армян в Армению, и 2 декабря было принято соответствующее решение Совнаркома СССР, опубликованное в советской прессе. К 1949 году численность армян, репатриированных в Армению из-за рубежа, достигла 60 тысяч человек. В 1947–1948 гг. намечалось выселить азербайджанцев из Армении в АзССР, которых охватили панические настроения. 3 мая 1948 года министр внутренних дел Армении генерал-майор Григорян представил Сталину справку №1/3745, в которой докладывал следующее: «Нами были зафиксированы многочисленные факты высказываний азербайджанцев об их нежелании переезжать на новое местожительство. Поступали данные и о том, что вражеский элемент использует эти отрицательные настроения, ведя антисоветскую агитацию среди азербайджанцев в Армянской ССР и толкуя переселение как акт недоверия Советской власти азербайджанцам на случай войны СССР с Турцией».
     При этом проживающих в Армении курдов решено было оставить в покое, так как они рассматривались в качестве потенциальных союзников СССР в его предстоящей войне с Турцией. После 1945 года именно в Армении развивалась культурная автономия курдов, туда разрешалось переселяться курдам из Азербайджана. Отметим, что до этого, в 1930-х и начале 1940-х годов десятки тысяч курдов из всех республик Закавказья было выселено в Среднюю Азию. Лишь позже сталинское руководство осознало роль курдов как потенциального союзника в борьбе с Турцией.
     Однако к концу 1949-го процесс в армянской и курдской репатриации был остановлен в связи с созданием НАТО и с готовностью США и Великобритании придти на помощь Турции в случае конфликта с СССР. Важную роль сыграли и идеологические причины. Началась «холодная война», вынудившая СССР вернуться на привычную для себя позицию «лидера международного коммунистического движения», после чего религиозные и национально-культурные проекты, доставшиеся Москве в наследство от дореволюционной России, были снова сданы в архив.


14.06.2008 
Алексей Балиев

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9766

0

Оставить комментарий