При Иване III к Фроловским «воротам башни (теперь они называются Спасскими) прикрепили каменную доску, на которой был изображен всадник с копьем, поражающий шея. Это святой Георгий Победоносец. Этого святого почитали на Руси с давних пор. Георгий Победоносец – в русском фольклоре Егорий Храбрый, на Востоке – Джирджис — воин-мученик. Христианская житийная литература говорит о Георгии как о современнике римского императора Диоклетиана (284 305 гг.), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско-палестинских земель. Он принадлежал к местной знати и дослужился до высокого военного чина. Во время гонений на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили голову.
Черты блестящего аристократа сделали Георгия Победоносца образцом сословной чести: в Византии – для военной знати, в славянских землях для князей, в Западной Европе – для рыцарей.
Совсем иные мотивы были важны для народа, почитавшего Георгия. Георгий выступал как олицетворение животворящей весны, в связи с чем восточные легенды особо подчеркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток. Этот мотив жизни и смерти, символизирующий христианское мученичество, но перекликающийся и с мифологическими образами христианских поверий, звучал и в византийских иконах, изображавших Георгия, стоявшего на молитве с собственной отрубленной головой в руках. Этот же мотив стал причиной смешения в мусульманских странах Георгия (Джирджиса) с Хадиром (значение этого имени – "зеленый" – сопоставимо с фольклорным эпитетом Георгия) и Илйасом. Курды почитают схожий образ кузнеца Кавы, весной 612 г. до н.э. принесшего народу освобождение от поработителей.
Весенний праздник Георгия 23 апреля отмечался на Руси и на Ближнем Востоке как сезонный рубеж скотоводческого календаря: в этот день впервые выгоняли скот на пастбище, закалывали первого весеннего ягненка, пели особые песни. Этот день в Курдистане совпадает с праздником Навроз — праздником весны и свободы, который ежегодно отмечается начиная с VII века до н. э. Славянские народы перенесли на Георгия некоторые черты весенних божеств плодородия вроде Ярилы (с чем, возможно, связаны варианты его имени типа Юрий, Юры, Юр (по-украински), Еры (по-белорусски), русский крестьянин называл Георгия "загонщиком скота" и даже "скотным богом".
Легенда приписала Георгию умерщвление чудовища. Повествуется, что возле некоего языческого города (иногда в Ливане, иногда в Ливии или в других местах) было болото, в котором поселился змей-людоед. Как всегда в таких случаях, ему отдавали на съедение юношей и девиц, пока черед не дошел до дочери правителя города. Когда она в слезах ожидала гибели, Георгий, который проезжал мимо к воде, чтобы напоить коня, узнал, что происходит, и стал ждать змея. А когда тот появился, Георгий бросился на него и убил копьем.
Точно такая же легенда существует среди курдов. В одном городе появился семи-головый змей, который уселся возле источника и не давал жителям наполнить кувшины, пока ему не принесут в жертву молодую девушку. Так продолжалось, пока очередь не дошла до царской дочери. Змей уже приготовился съесть девицу, но неожиданно появился молодой охотник Мирза-Махмуд и принялся с ним бороться. Мирза-Махмуд отсек змею все семь голов и попытался, неузнанный, уйти. Но царская дочь обмакнула ладонь в змеиную кровь и отпечатала ее на спине Мирзы-Махмуда. По этой отметке его нашли. Царь в награду выдал за Мирзу-Махмуда свою дочь.
Тема борьбы с драконом пользуется огромной популярностью в Европе и практически вытесняет все другие мотивы иконографии Георгия Победоносна. Интересное исключение представляют русские духовные стихи о "Егорий Храбром". В них Георгий оказывается сыном Софии Премудрой, царствующей "во граде Иерусалиме", "на святой Руси". От "царища Демьяниша". то есть от Диоклетиана он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет, затем чудесно выходит на свет и идет по русской земле для утверждения на ней христианства. Трех своих сестер, коснеющих в язычестве, он видит пастушками волчьей стаи, заросшими коростой и волосами. От воды крещения короста с них спадает, а волки, как и змеи, отходят под власть Георгия. Все кончается поединком Георгия с "царищем Демьянищем" и искоренением на Руси "басурманства".
С XIV века изображение всадника на коне стало эмблемой Москвы (в 1730 году оно официально вошло в герб города Москвы, а позже – в состав государственного герба Российской империи). В 1769 г. в России был учрежден военный Орден великомученика и победоносца Георгия, а в 1913 г. военный Георгиевский крест.
Дружба (Dostani). Москва, 1997. №2. С.31.