Опубликовано: 09.11.2008 Автор: Admin Комментарии: 0
Валерия Ахметьева 
 
    Есть в Москве место, священное для каждого россиянина, где бы он ни жил. Это Кремль и Красная площадь. "Красный" в старину по-русски, как и по-курдски, озна­чало "красивый". Во все времена главной башней счита­лась Спасская. Вначале на Спасской башне вместо острого шпиля была маленькая выш­ка с колоколом. При торжественных цере­мониях или шествиях в Кремль входили через ворота этой проездной башни. Когда Спасскую башню надстроили, на ней в 1625 году установили часы с циферб­латом небесно-голубого цвета. Стрелка в виде солнечного луча была неподвижной, а сам циферблат вращался. Затем эти часы за­менили другими "с колокольной музыкой".

     При Иване III к Фроловским «воротам башни (теперь они называются Спасскими) прикрепили каменную доску, на которой был изображен всадник с копьем, поражающий шея. Это святой Георгий Победоносец. Этого святого почитали на Руси с давних пор. Георгий Победоносец – в русском фоль­клоре Егорий Храбрый, на Востоке – Джирджис — воин-мученик. Христианская житий­ная литература говорит о Георгии как о со­временнике римского императора Диокле­тиана (284 305 гг.), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредель­ных ливанско-палестинских земель. Он при­надлежал к местной знати и дослужился до высокого военного чина. Во время гонений на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце кон­цов отрубили голову.

     Черты блестящего аристократа сделали Георгия Победоносца образцом сословной чести: в Византии – для военной знати, в славянских землях для князей, в Западной Европе – для рыцарей.

     Совсем иные мотивы были важны для народа, почитавшего Георгия. Георгий выс­тупал как олицетворение животворящей вес­ны, в связи с чем восточные легенды особо подчеркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток. Этот мотив жиз­ни и смерти, символизирующий христианс­кое мученичество, но перекликающийся и с мифологическими образами христианских поверий, звучал и в византийских иконах, изображавших Георгия, стоявшего на мо­литве с собственной отрубленной головой в руках. Этот же мотив стал причиной сме­шения в мусульманских странах Георгия (Джирджиса) с Хадиром (значение этого имени – "зеленый" – сопоставимо с фольк­лорным эпитетом Георгия) и Илйасом. Кур­ды почитают схожий образ кузнеца Кавы, весной 612 г. до н.э. принесшего народу ос­вобождение от поработителей.

      Весенний праздник Георгия   23 апреля отмечался на Руси и на Ближнем Востоке как сезонный рубеж скотоводческого кален­даря: в этот день впервые выгоняли скот на пастбище, закалывали первого весеннего ягненка, пели особые песни. Этот день в Курдистане совпадает с праздником Навроз — праздником весны и свободы, который ежегодно отмечается начиная с VII века до н. э. Славянские народы перенесли на Геор­гия некоторые черты весенних божеств пло­дородия вроде Ярилы (с чем, возможно, свя­заны варианты его имени типа Юрий, Юры, Юр (по-украински), Еры (по-белорусски), русский крестьянин называл Георгия "загон­щиком скота" и даже "скотным богом".

     Легенда приписала Георгию умерщвле­ние чудовища. Повествуется, что возле не­коего языческого города (иногда в Ливане, иногда в Ливии или в других местах) было болото, в котором поселился змей-людоед. Как всегда в таких случаях, ему отдавали на съедение юношей и девиц, пока черед не дошел до дочери правителя города. Когда она в слезах ожидала гибели, Георгий, ко­торый проезжал мимо к воде, чтобы напо­ить коня, узнал, что происходит, и стал ждать змея. А когда тот появился, Георгий бросил­ся на него и убил копьем.

     Точно такая же легенда существует сре­ди курдов. В одном городе появился семи-головый змей, который уселся возле источ­ника и не давал жителям наполнить кувши­ны, пока ему не принесут в жертву моло­дую девушку. Так продолжалось, пока оче­редь не дошла до царской дочери. Змей уже приготовился съесть девицу, но неожидан­но появился молодой охотник Мирза-Мах­муд и принялся с ним бороться. Мирза-Мах­муд отсек змею все семь голов и попытал­ся, неузнанный, уйти. Но царская дочь об­макнула ладонь в змеиную кровь и отпеча­тала ее на спине Мирзы-Махмуда. По этой отметке его нашли. Царь в награду выдал за Мирзу-Махмуда свою дочь.

     Тема борьбы с драконом пользуется ог­ромной популярностью в Европе и практи­чески вытесняет все другие мотивы иконог­рафии Георгия Победоносна. Интересное исключение представляют русские духов­ные стихи о "Егорий Храбром". В них Ге­оргий оказывается сыном Софии Премуд­рой, царствующей "во граде Иерусалиме", "на святой Руси". От "царища Демьяниша". то есть от Диоклетиана он терпит за веру заточение в подземной темнице в продол­жение 30 лет, затем чудесно выходит на свет и идет по русской земле для утверждения на ней христианства. Трех своих сестер, кос­неющих в язычестве, он видит пастушками волчьей стаи, заросшими коростой и воло­сами. От воды крещения короста с них спа­дает, а волки, как и змеи, отходят под власть Георгия. Все кончается поединком Георгия с "царищем Демьянищем" и искоренением на Руси "басурманства".

С XIV века изображение всадника на коне стало эмблемой Москвы (в 1730 году оно официально вошло в герб города Мос­квы, а позже – в состав государственного герба Российской империи). В 1769 г. в Рос­сии был учрежден военный Орден велико­мученика и победоносца Георгия, а в 1913 г. военный Георгиевский крест.

 

Дружба (Dostani). Москва, 1997. №2. С.31. 

0

Оставить комментарий