Опубликовано: 09.11.2008 Автор: Admin Комментарии: 0
К.И. Мирзоев, академик Международной Академии наук высшей школы,
доктор филологических наук, профессор  

     Религиозную общину "ахли-хакк", или "али-илахи" ("люди истины", или Али), В. Ф. Минорский называл преимущественно курдской [132]. Он считал, что эта религиозная секта была распространена главным образом в Западном Иране. Однако сегодня известно, что последова­тели этого о вероучения живут не только в Иране, но и в Турции, Афгани­стане и Ираке.

     Преследования, которым подвергались "люди истины" со стороны мусульманских властей и духовенства в странах Ближнего и Среднего Востока, придали их организации тайный, замкнутый характер. По той же причине сектанты вели пропаганду своего учения тайно, в весьма ограниченных масштабах. Правящие круги Османской империи и Ира­на, считая ахли-хакк еретиками, скрывали их, запрещали иностранцам путешествовать по территории, населенной "людьми истины". Поэтому вероучение ахли-хакк по сравнению с другими мало известно и сведе­ния о численности его приверженцев, нравах и обычаях очень скудны и разноречивы. Первые упоминания об ахли-хакк в Западной Персии мы встречаем в "Географических записках о Персидской империи" (1813) Дж. Макдональда Киннейра и в "Рассказах о себе во время путеше­ствия из Индии в Англию" (1817) Дж. Каппела [126]. Некоторые сведе­ния о "людях истины" сообщает Роулинсон в своих "Записках о перехо­де из Зохаба в Хузестан" [126].

      Роулинсон значительное время командовал полком персидской армии, набранной в основном из племени горан, принадлежащих этой общи­не. Однако, несмотря на всю его заинтересованность и большие возмож­ности, Роулинсону так и не удалось добраться до существа вероучения.

      Подробнее всех об этой тайной секте рассказывает французский ученый А. Гобино в книге "Три года в Азии", изданной в Париже в 1859 г.

       По словам В. Ф. Минорского [132], книга эта занимает особенное поло­жение среди литературы XIX в. об али-илахи. Она сохранила свое зна­чение до наших дней. Упоминания о секте али-илахи встречаются и в трудах многих последующих путешественников и ученых. Из них наи­больший интерес вызывают статьи В. А. Жуковского ("Секта людей ис­тины" и В. Ф.. Минорского, в частности две статьи последнего, опубли­кованные в "Энциклопедии ислама" – "Ахли-Хакк" и "Султан Исхак") [126]. Кроме того, нужно отметить исследование С. Эдмондса "Какаи", состав­ляющее отдельную главу в его книге "Курды, турки и арабы", и работу француза Гренара [84].

Данные Минорского, как и почти все данные, до сих пор опублико­ванные в Европе, были собраны в Иране. Что касается сведений С. Эдмондса, то они получены в основном об иракских али-илахи и лишь немногие – о жителях приграничных персидских деревень. Материалы и выводы Эдмондса во многом подтверждают высказывания Минорс­кого и проливают свет на многие вопросы, которые до сих пор остава­лись неясными.

Выводы В. Ф. Минорского [132] основываются на анализе священ­ной книги ахли-хакк "Саранджам" (книга "исполнения", "совершения"), а также личных бесед и наблюдений. Ученый рассматривает географи­ческое распространение вероучения, содержание теологии и нравствен­ного учения этой секты.

     Как указывает Минорский, речь идет не о простом обожествлении четвертого халифа Али.

      По мнению али-илахи, из семи воплощений бога одним был Али. Всякий раз божество сопровождали четыре ангела, каждый из которых представляет одно из качеств бога. Таким ангелом был и пророк Му­хаммед в эпоху Али. Полное "раскрытие тайны" произошло, однако, не во времена Али, а при позднейших воплощениях – при Баба Хошине и султане Исхаке. Божество само поставило себя в подчиненное положе­ние по отношению к главнейшему из своих спутников. "Люди истины" верят в метапсихоз. Они заключают между собой нечто вроде мисти­ческих договоров, иногда даже между представителями разного пола.

     По мнению Минорского [132], изучение исторических и географи­ческих условий формирования секты позволяет сделать ряд важных выводов, в частности, что учение "ахли-хакк" отражает истинную исто­рию религиозной жизни этой общины. Так, при "третьем воплощении" ряд событий происходил в Лурестане, и несколько географических пунк­тов удалось идентифицировать.

      Факты и выводы С. Эдмондса основываются, в частности, на не­большом памфлете (тазкере), записанном специально для него на ту­рецком языке одним образованным членом секты какай, бывшим чи­новником гражданской администрации Османской империи. На основании частных бесед и встреч со знатоками этой религии в дневниках Эдмондса сделано много записей, например, изложено несколько поэм на горанском диалекте.

      Как сообщает С. Эдмондс, ахли-хакк в Иракском Курдистане извес­тны как какай, под этим названием секта вошла в большинство работ, написанных европейскими путешественниками.

      Об истории создания секты какай лучше всего сказано в упомянутом тазкере. Основателем ее является сайид Ишак (впоследствии его ста­ли именовать султан Ишак-Зохаб), который превратил Пирд-и-Вар в свою резиденцию. Султан Ишак объединил три группы (по семи в каж­дой): Хафт тан, Хафтавана и Хафт Халифа, а затем и другие группы, из которых заслуживает упоминания Хафтад-у-Пир.

       Каждый какай должен быть членом рода сейидов (в качестве его пира) или рода далилов.        У пиров и далилов имеются обязанности по отношению к последователям, а также и определенные права; они вы­полняют также и конкретные обрядовые функции. Однако это не обяза­тельно знатоки теологии какай; задача проповедования и обучения до­верена так называемым каламхванам, которые могут быть из любого (из трех)сословия.

Теоретически каждый какай (за исключением, может быть, рода сей­идов) может свободно выбирать своего пира и далила, однако практи­чески он зависит от своего отца, а в случае смерти пира или далила принимает любое условие по завещанию мюрида сыновьям. Браки меж­ду людьми, состоящими в родстве с пиром, далилом или мюридом, не разрешаются.

       Из сообщения С. Эдмондса следует, что название "какай" правиль­но применять только в отношении сейидов, а не всей секты. В Ираке наиболее значительной династией сейидов какай является династия Ибрагимов. Как Минорский, так и Эдмондс не исключают, что ахли-хакк являлась если не официальной, то полуофициальной религией в госу­дарстве Кара-Коюнлу.

      Секта какай, по существу, является дервишским братством. Она не имеет канонического единства, а, скорее, напоминает федерацию объе­диненных общин. Существует 12 основных ханаданс или силсилай – ее ответвлений, но есть и другие.

      Одной из основных догм ахли-хакк является вера в семь воплощений бога, которые олицетворяются с одеяниями, надеваемыми божеством: "стать воплощением" означает "прийти в одеянии". В каждом случае бог является в сопровождении четырех (или пяти) ангелов, с которыми он образует тесную группу. В соответствии с "Саранджам" в предзагроб-ном мире (азал) божество было заключено в жемчужине. Первое его явление в мир было в лице Хавандагара – создателя мира, второе — Али. Начиная с третьего воплощения список их становится совершенно оригинальным, типичным для ахли-хакк. Первые четыре эпохи соответ­ствуют стадиям религиозной науки: шариа, уарика, марифа и хакика. Представителем последней и наивысшей стадии является султан Зо-хак. Различие во мнениях существует относительно преемников султа­на Зохака.

Когда божественное существо вновь появляется в одном из семи "одеяний", ангелы являются воплощениями друг друга, поэтому их име­на взаимозаменяемы. Ангелы являются посланниками божества и со­зданием Хавандагара.

       Вера в перевоплощение находит свою параллель в общей вере в метапсихоз. "Люди! Не бойтесь наказания смерти! Смерть человека по­добна прыжку утки в воду: она погружается в одном месте, чтобы выныр­нуть в другом. Ахли-хакк верят в переселение душ. Согласно их учению, человеческие существа должны пройти цикл из 1001 воплощения, в те­чение которого они будут вознаграждены за свои действия" [124, с.61].

      Обычаи ахли-хакк весьма оригинальны. На общих собраниях (джам-джам) "разрешаются все трудности". Собрания проходят через опреде­ленные промежутки времени и в связи с важными событиями. На них под аккомпанемент музыки читается молитва. В торжественных случа­ях (зикр) дервиши под звуки саза доходят до состояния экстаза, в кото­ром проходят по горящим углям, берут их в руки и т. д.

      На собраниях ахли-хакк обязательны жертвоприношения – надхр ванияз (животных мужского пола: рогатого скота, овец, петухов), а так­же пожертвование – хаир ва хизмат (приготовленной пищи, например, сахара, хлеба и т.д.). Ритуал жертвоприношения строго регламентиро­ван. Мясо отделяется от костей, которые подлежат захоронению. Варе­ное мясо и другие пожертвования распределяются между присутствую­щими, при этом повторяются посвятительные формулы.

       Каждый дервиш должен иметь духовника (муршида). В процессе обряда cap сипурдан персоны, символизирующие пять ангелов, окру­жают ребенка, а священник разбивает мускатный орех (джавзи-бува), который затем носится как амулет вместе с кусочком серебра (хавиза).

      С целью достигнуть морального совершенства заключаются союзы между мужчиной (или несколькими мужчинами) и женщиной, которых называют брат и сестра (шарт и икрар). Зимой строго соблюдается пост, который продолжается всего три дня (как у езидов). Он сменяется праз­дником. Праздник барх боран (рассечение баранов) сопутствует посту. Навруз празднуется с большим воодушевлением.

      По словам Гобино [130], приверженцы ахли-хакк верят, что человек за грехи возрождается к более тяжелой жизни. Души же праведников, дошедшие до ранга пиров, возвращаются в небесное лоно, породив­шее их. Гобино (как и Минорский) отрицает существование у ахли-хакк "пресловутых ночных оргий" (типа хлыстовских).

       Религия ахли-хакк типично синкретическая. Она имеет общие чер­ты с религией нусайритов (алавитов). Однако в отличие от секты алапи-тов у "людей истины" культ Али полностью заслоняется культом сута­на Зохака. Другим характерным элементом ахли-хакк являются обряды дервишей суфи: выборы пиров, распределение пищи, братские союзы и т.д. Здесь же хочется заметить, что приверженцы ахли-хакк – пред­ставители главным образом низших классов: кочевники, сельские жи­тели, городские бедняки, рядовые дервиши и т.д. Вероятно, происходит это от внушаемой ученикам надежды, что в день "страшного суда" сул­таны будут наказаны.

       Существование секты "али-илахи" является одним из ярких приме­ров, характеризующих сложный процесс синкретизации духовного мира курдов, что само по себе знаменательно вообще для всех народов Ближ­него и Среднего Востока.

Литература:

84. Карцев Ю. Заметки о курдах. Тифлис, 1896.

124. Марр Ю. Н. Радение секты «людей истины»: Статьи и сообщения. М.-Л., 1932. Т.2.

126. Махмудов Н.Х. Курдский народ. Ереван, 1959 (на арм. яз.).

130. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963.

132. Минорский В. Ф. Материалы для изучения персидской секты «Люди истины» или али-илахи. // Труды по  востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. М., 1911. Ч.1. Вып.33.

 

 

   Курды. Малая Энциклопедия (Очерки истории и культуры). СС.144-148. Алматы, 2001.                                       
                        
В. Никитин о  Людях истины (ахле-хакк) 

    

     Эта секта, упомянутая Н. Я. Марром, широко рас­пространена в Курдистане. Рассмотрим кратко ее уче­ние, тщательно исследованное известным иранистом проф. Жуковским и в еще большей степени В. Минорским 2. См. Материалы для изучения персидской секты «Люди Истины», или Али-Иллахи», М., 1911, ч. 1—2.

     Речь идет, как указывает Минорский, не о простом обожествлении четвертого халифа. Из семи воплощений бога одним был Али. Всякий раз четыре ангела, каж­дый из которых представляет одно из качеств бога, сопровождали божество. Как и у исмаилитов, божество подчинено главному из своих спутников. «Откровение тайны» тоже не относится к циклу Алия, оно имело ме­сто во времена Баба Хошин и Солтана Сохак.

     Члены секты верят в метампсихоз. Они заключают между собой нечто вроде мистического договора, при­чем стороны могут принадлежать к разному полу. Укажем также на один из обрядов — распределение хлеба и вареного мяса между участниками обряда. Этот обычай не следует рассматривать как пережиток евхаристии; поскольку эта секта не имеет ничего об­щего с христианством, зато он сближает али-иллахов с сектой тавси. Кизылбаши Дерсима входят в эту секту. Ахле-хакки имеют рукописную литературу, в частности на диалекте гуран (см. гл. VII). Минорскому удалось приобрести одну из их рукописей, озаглавленную «Серенджам».

     По мнению Минорского, анализ исторических и гео­графических условий формирования этой секты позво­ляет сделать ряд важных выводов, в частности что
___________________________________
1Вот несколько работ, посвященных езидам: J.  Campanile, О. P. Storia della regione del Kurdistan e delle sette di religione ive sxistenti, Napoli, 1818; Abbas' Azzaoui, Tarikh-al-Yazidiyya wa aslu   aqidathim, Baghdad, 1935; Ysma'il Beg Col, El-Yaziddya qadiman wahadithan, Beyrouth, 1934.
2См. В. Ф. Минорский, Материалы для изучения персид­ской секты Люди Истины, или Али-Иллахи,  М., 1911, ч. 1—2; его же,  Notes sur la secte des AhleHaqq, Paris, 1921, R. М. М.; соот­ветствующая статья в «Энциклопедии ислама».
345 

    доктрина ахле-хакков отражает истинную историю рели­гиозной жизни этой общины. Так, например, при треть­ем воплощении целый ряд событий происходит в Луристане, и несколько географических пунктов удалось идентифицировать. Среди святых мы встречаем имя Баба Бозорга, чей мавзолей в Бавалине является ме­стом паломничества, и поэта Баба Тахера, писавшего на местном диалекте (см. гл. XII). Баба Ядегар, не упомянутый, правда, среди четырех святых этого цик­ла, является воплощением имама Хосейна и очень по­пулярен в ту же эпоху. Его могила находится в гуранском округе Зохаба.

     Четвертое воплощение протекает на берегах Сирвана к северу от Зохаба. Пятое также связано с Кур­дистаном, однако шестое и седьмое переносятся в Азербайджан. Упоминание династии Кара Коиунлу XV века могло бы определить хронологически события двух последних воплощений.

     Среди курдских племен, принадлежащих к этой секте, можно назвать мениши, относящихся к келхорам, сенджабов и основную часть гуранов. Но ни в окрест­ностях Бердивера, сыгравшего такую роль в ее исто­рии, ни в Иранском Курдистане в Сенне или Мехабаде мы не находим следов ахле-хакков. Минорский объ­ясняет их отсутствие засильем ортодоксального сун­низма и влиянием шейхов накшбенди в Тавиле и Бейяре.

Среди обрядов можно указать на приношения, в том числе и денежные, духовному вождю. Роулинсон, описавший обряд раздачи вареного мяса, указывает: «Пир, руководящий обрядом жертвоприношения, дер­жит в руках миртовые и ивовые ветки». То же мы на­блюдаем у носейритов в Сирии.

     Ритуал инициации, то есть посвящения духовному наставнику, вопреки утверждению имеет место не толь­ко у ахле-хакков, но также и у тавси. Он заключается в делении ореха пополам. Одна половина остается у того, кто посвящает, другая становится амулетом, ко­торый ребенок носит в шапке. Серебряной монете и шелковому платку также отведена определенная роль в этом обряде. Указанный обряд имеет общие черты с другим обрядом, символизирующим мистическое еди­нение и известным под названием «бракосочетание
346 

истины». У секты шахов Сефеви существовал похожий обряд в начале XVII века.

     Люди истины соблюдают пост и отмечают праздни­ки. Один из них — барх боран (barkh boran —- «рассече­ние баранов») сопутствует посту. Навроз празднуется с большим воодушевлением.

     Подобно-суфиям, люди истины собираются вместе для отправления обряда зикр (zikr), во время которого собравшиеся предаются беседам о боге и братской любви, раскачиваясь под музыку и стремясь достиг­нуть экстатического состояния.

     Опустим описание одежды, свадьбы, погребения. Моральные нормы, предписываемые сектой, не совсем ясны. Ее представления о происхождении зла еще не­достаточно изучены. Последователи ахле-хакков подме­няют проблему воссоединения зла с богом идеей метампсихоза.

     По словам Гебино1), согласно догме секты, человек за свои грехи возрождается к жизни в более тяжких условиях. Души праведников, дошедшие до ранга пиров, возвращаются в небесное лоно, породившее их.

    Зенджан, Шехризур и Казвин считаются местами, куда снизойдет бог для страшного суда.

     Что касается пресловутых ночных оргий, существо­вание которых отрицал уже Гебино, то разве не обви­няют в них также и езпдов, кизылбашей и носейритов? Даже манихейцев, первых христиан, не миновала эта клевета. Минорский категорически утверждает, что россказни о них бездоказательны2.

     В статье о книге Минорского3 Ф. Кюмон говорит, что у ахле-хакков, а также у носейритов и кизылбашей «сохранились очень древние языческие ритуалы». Бо­гатство и разнообразие религиозной жизни курдов пред­ставляет обширное поле деятельности для исследова­телей. Приведем пример.

     Опубликованный в России очерк, посвященный од­ному из эпизодов первой мировой войны на турецко-иранской границе, рассказывает о том, как отряд каза­ков попал в расположение кочевников курдов. Автор
___________________________________
1Gebineau,   Trois ans en Asie,  1859, p. 338—370.
2См. у Греияра о кнзылбашах, J. Л., 1904Syria», 1922, p. 262—263.
347 
книги, командовавший этим отрядом, обратил внима­ние на шатер курдов. В нем он увидел треножник, а на нем котел и ржавую цепь, один конец которой свеши­вался с рогов горного козла, а другой спускался под треножник1. Камни очага были испещрены рисунками, знаками и буквами. Сопровождающий казаков армя­нин-переводчик объяснил, что этот очаг — нечто вроде алтаря или места для жертвоприношений. По его сло­вам курды, официально исповедующие ислам, на самом деле не порвали с язычеством и «приносят жертвы не­ведомым богам». И действительно, между камнями ва­лялись полуобгорелые бараньи рога. В этом шатре никто не живет, он содержится всем племенем. Туда собира­ются в торжественные дни, и старейшины рода на этих камнях приносят в жертву животных2. 1Эту «цепь очага»  можно  найти  и у оссетов   (rakhis),  как сообщил мне историк Г. Вернадский.2См. Hadji Mougouiev, Vers les rivages du Tigres, p. 113.  
В. Никитин.   Курды.   СС. 345-348. Москва 1964                               
                        
В. Ф. Минорский о Людях истины (ахле-хакк)    
    
     Гораздо менее изучена другая, преимущественно курдская, религия,  так называемое «али – аллaxийство»5).  Непосвященные полагают обычно, что все дело в обожествлении четвертого халифа Али и повторяют мусульманские россказни о существующих, будто бы, у ceктантов ритуальных оргиях, вроде хлыстовских.  Последний факт опровергается, однако, даже мусульманскими авторитетами6). Что касается характерных черт исповедания, то вот оно. Божество 7 раз являлось  в мир во плоти,  причем одним из воплощений был действительно и Али.  Каждый раз Божество сопровождали четыре ангела,  являющеся ипостасями отдельных свойства, Бога.  Таким ангелом был и пророк Мухаммед в эпоху Али. Полное «раскрытие тайны»   произошло,  однако,  не  во времена  Али,  а  при  позд-_________________5)»Али-аллахи», сами себя называющие «люди истины», имеются  и у нас в России, в Елизаветиопольской губ. и Карсской области. На Кавказе, однако, они в большинстве не курдскаго происхождения.  В качестве особой религии, они показаны и на официальных картах, см. Зап. Кав. Отд. Геогр. Общ. 1897, кн. XIX и Кавказ. Календарь 1907 г.6) Ср., напр. «Бостан-ес-сияхеть, стр. 371.25 

нейших халифах и последователей по отношению главнейшего из своих спутников1).

       Сектанты верят в переселение душ, говоря, что смерть это-подобие того, как «утка ныряет в воду»: в одном месте погрузится, а въ другом покажется внов. Интересен их обычай побратимства. Среди обрядов важную роль играет распределение между присут­ствующими особого хлеба и особенным образом сваренного мяса, что даже дало повод к предположениям, будто сектанты древние христиане, сохранившие память о причастии. Это, конечно, неверно, так как секта по всему своему направлению ничего общего с христианством не имеет. С мусульманами али-аллахи живут во вражде.26 

 

 

 

В.Ф. Минорский.  КУРДЫ. 

З а м е т к и     и     в п е ч а т л е н и я                                                        

(с приложением карты). С.25-26.  Петроград, 1915. 

                       

    

0

Оставить комментарий