По свидетельству Ч.Х. Бакаева, одна из работ которого посвящена описанию языка курдов Туркмении, курды названного региона проживают « в г. Ашхабаде, в деревне Багир, городке Фирузе, поселке Ванновское, а также в аулах и местечках Ямбаше, Чули, Куши, Геок-Тепе, Корезаке, Гармаве, Ялькыме, Куртли, Первомайске, Нухуре, Кызыл-Арваде, Кипчаке, Ак-Мейдане… Кроме того, курды живут в ауле Маныш Кахкинского района, в городе Байрам-Али и его окрестностях, в Тедженском районе, а также в г. Мары и его окрестностях». Общая численность курдов Туркмениив 60-70 годах прошлого века совтавляла 20 тысяч человек. Как следует из источников, хорасанские курды не ассимилируются с местным населением и продолжают хранить свой язык, традиции и устное народное творчество.
Изучение языка хорасанских курдов, представляющего собой разновидность северокурдского наречия курманджи, было начато еще в середине XIX века известными русскими ориенталистами И.Н.Березиным и В.А. Ивановым. Языку курдов Туркмении (выходцев из Хорасана) посвящены труды вышеназванного Ч.Х. Бакаева, представляющие собой результаты поездок автора в Туркмению в 1954, 1957 и 1959 гг., а также известного ученого-курдоведа И. И.Цукермана.
Если работа Ч.Х. Бакаева по описанию говора курдов Туркмении основана на фольклорных текстах, записанных им во время пребывания в Туркмении, то главным объектом исследования И.И.Цукермана был курдский язык школьных учебников, изданных в первой половине 30-х годов XX столетия в Ашхабаде и являющихся на сегодняшний день библиографической редкостью. Ценность этих учебников, составленных на основе латинской графики, как справедливо заметил автор исследования, заключается прежде всего в том, что «это единственная печатно зафиксированная попытка литературной обработки хорасанского курманджи». Особую ценность в работах указанных авторов представляют записи текстов, свидетельствующих о богатом и разнообразном фольклоре курдов Хорасана и Туркмении. Здесь уместно вспомнить имя замечательного курдского поэта Джафарку-ли, стихи которого до сих пор пользуются большой популярностью у курдов Хорасана и Туркмении. Стихи Джафаркули, жившего, согласно преданиям, в XVIII веке, известны только в устной традиции. Ниже приводятся образцы стихов этого поз га. услышанные из уст курдов Туркмении А. Мамедназаровым (носителем говора курдов Туркмении) и приведенные в статье «Неопубликованные стихи, приписываемые курдскому поэту Джафаркули», написанной им в соавторстве с М. Б. Руденко (стихи даются в переводе авторов):
В голове не осталось разума,
В глазах не осталось света,
В ногах не осталось силы,
В сердце не осталось терпенья!
Стан твой высок как райский кипарис,
Глаза – словно темные нарциссы,
А черные косы, словно повитель,
Обвились вокруг прекрасной шеи.
От востока до запада
Пылает огонь моего сердца,
Ни море, ни озеро
Не потушат пламени в моем сердце.
О, утренний ветер! Если ты пролетишь
Мимо моей прекрасной возлюбленной,
Скажи ей, что я лишь несчастный влюбленный.
Почему же она так жестока?
Своим кокетством и игривостью
Ты вселила в меня надежду!
Расстегни пуговицы на вороте –
Ты навлекла на меня беду!
Сжалься надо мной! Я — пленник,
Вечно лишенный терпенья и покоя!
Я не пьян и не трезв –
Любовь к тебе сделала меня безумным!
О сердце, не преисполняйся гордости!
Лучшие годы молодости прошли!
Нет прежних дней!
Богатырская сила ушла!
Хоросанский Курдистан охватывает Буджнурдское, Кучанское, Дерегезское, Келатское, Родканское хх. Ирана и состоявший из двух крупных племенных группировок: зафаранлу и шадилу. В 18 в. курды жили в Туркменистане, в р-не Абиверда. В конце 19 в. поток переселенцев в Туркменистан усилился в связи с «саранчовым» годом и неурожаем. В нач. 1920-х большое число курдов получила право жить в аулах Багир, Бекрова, Маныш, Карадамак, Геокча, Гяурс Ашхабадского этрапа, в нескольких аулах Каахкинского этр. и незначительно в Бахарденском и Каракалинском этр. Позднее отмечены в г. Ашхабаде, в пос. Фирюзе (вместе с молоканами), Чули, Гермаб (вместе с молоканами) и др.). В период коллективизации и в годы ВОВ (1941-45) часть переселилась в Туркменкалинский и Байрамалийский этрапы Марыйского велаята и в г. Мары. Во время переписи 1959 в число курдов попали говорящие на курдском яз. «тюрки» Фирюзы и Гермаба. Общ. числ. курдов в СССР в 1959 составляла 59 тыс. В ТССР 2263 чел. В знач. части туркменизированы. Библ.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2-й, М., АН СССР, 1963, с. 649-661; Аристова Т. Ф., Васильева Г. П. Об этнических процессах на территории Южной Туркмении. (О сближении курдов с туркменами).