Опубликовано: 18.08.2008 Автор: Admin Комментарии: 0
                                                     (Краткий очерк) 
 
Чарказе Раш, кандидат филологических наук  
 
     История письменной культуры в Курдистане измеряется тысячелетиями. На территории Курд­ского нагорья найдены почти все разновидности и системы письменности.
     И это весьма законо­мерно. Дело в том, что Курдистан, как показыва­ют археологические раскопки, является одним из районов наиболее раннего расселения первобыт­ного человека и вообще обитания людей1.

       Впос­ледствии население Курдистана в силу историко-географических факторов стало свиде­телем зарождения и гибели многих цивилизаций Древнего мира. Нельзя забывать, что оно активно участвовало в этих сложных этнокультурных про­цессах — подвергалось воздействию окружающе­го мира и само воздействовало на него. А цивилизация, как определенная ступень общест­венного развития и уровень материально-духов­ной деятельности2, принципиально немыслима без своего могучего двигателя, каковым является письменность.

       Известно, что первоначальным образцом письма считается пиктография3 (от латинского pictus — нарисованный). Но по типологическому аспекту чисто однородные системы письма почти не встречаются. Компоненты разных систем час­то рассматриваются во взаимопроникающих комбинациях (идеограммы в пиктографии, пиктограммы в идеографии, условно символические знаки в этих системах, в пет­роглифах и т.д.). На всей территории Курдистана найдены самые разнообразные палеографические изображения, которые относятся к VIIII тысячелетиям до н.э. Их тысячи, они высечены на скалах, на каменных глыбах) на стенах и потолках пещер, выписаны на найденных архео­логами предметах — глиняных сосудах, плитках и т.д. Это сцены охоты, геометрически стилизован­ные фигурки людей, животных, изображения зем­ледельческих и скотоводческих орудий труда и т.д. Особенно ценными являются орнаменты на ке­рамике и рисованные идеограммы, относящиеся к мифологическим представлениям (восприятия космогонических и космологических явлений, знаки Зодиака4 и т.д.). Понятно, что все это имело не только ритуально-культовое и магичес­кое, но также функционально-практическое зна­чение5 (отчасти в смысле сохранения и передачи какой-то информации).

        Письменность на этих стадиях (пиктография, идеография и т.п.) собственно еще не является письмом. Иначе говоря, она по своему характеру не отражает какой-либо язык, т.е. представляется в качестве пазиграфической письменной системы (как всеобщая и языковая реалия). На следующем этапе культурного развития Курдистана там появ­ляется клинообразное письмо. Клинопись с точки зрения языка уже дифференцирована и локализована, т.е. в основном имеет слогозвуковой (а иногда и консонантно-звуковой) характер и отражает (хотя в несовершенном виде) специфику определенных звуков (шумерский, ак­кадский, эламский, хурритский, угаритский, хеттский, лувийский, палайский, урартский и индийский).

Клинописные системы имели свои раз­новидности (Шумер, Аккад) и употреблялись с начала III тысячелетия до н.э. в Передней Азии и прилегающих районах Курдского нагорья. У на­селения этого нагорья были тесные и разнообраз­ные контакты со своими соседями. И понятно, что оно было знакомо с клинописью. На территории Курдистана первые клинописные тексты появились уже ранее II тысячелетия до н.э. (в Шейхане, на староаккадском языке)6. Из II тысячелетия до н.э. сохранились также хеттские и хурритские клинообразные надписи. Хурриты (субариты) в XVIIXIII веках до н.э. в Северной Месопотамии (Южный Курдистан) создали государство Мигании. Официальными языками его являлись хурритский и аккадский7.

      В IX веке до н.э. на территории Северного Курдистана появилось государство Урарту (оно просуществовало до VI века до н.э.). От той эпохи сохранились более чем 600 клинообразных надписей на урартском (отчасти на аккадском) языке, это упрощенный вариант аккадской клинописи8.

 

ПРИМЕЧАНИЯ 

1.См. В.П.Любин. Палеолит Турции и проб­лема раннего расселения человечества. «Совет­ская археология», 1957. XXVII, с.71-90.2.О терминах «цивилизация» и «культура», а также об их понятийно-семасиологических соот­ношениях см.: С.Н.Артановский. Историческое единство человечества и взаимное влияние куль­тур. Философско-методологический анализ сов­ременных зарубежных концепций. Ленинград, 1967; Э.С.Маркарян. О генезисе человеческой де­ятельности  и  культуры.   Ереван,   1973; Л.И.Новикова. Цивилизация и культура в историческом процессе. «Вопросы философии», № 10, 1982, с.53-63 и др.3.См. В.А.Истрин. Возникновение и развитие письма. Москва, 1965.4.Некоторые специалисты по истории астро­логии считают, что древнейшие формы наимено­ваний созвездий родились в долинах Курдского нагорья (см. В.Олькотт. Легенды звездного мира. С-Пб., 1914, с.8).5.Подробно см. Tylor Edb.Primituve Cultur. London, 1871 (русский перевод: Э.Б.Тайлор. Пер­вобытная культура. Москва 1989). Существует ав­торитетное мнение (Н.Марр, И.Мещанинов и др.), согласно которому первоначальное письмо было предназначено для культово-магических це­лей. Из этого следует, что вообще появление и функционирование письма непосредственно свя­зано только с религиозно-обрядовыми нуждами и потребностями. Кажется, такое предположение (которое иногда рассматривается в соответствующей литературе) несколько односторонне пред­ставляет сущность исторической действитель­ности (Ср. Я.Б.Шницер. Иллюстрированная всеобщая история письмен. С-Пб, 1903; И.Фридрих. Дешифровка забытых письменно­стей и языков. Москва, 1961; В.А. Истрин. Указ, соч. и др.).6.См. И.М.Дьяконов. История Мидии. Моск­ва-Ленинград, 1956, с. 116. В курдских изданиях эта клинопись иногда считается курдским ал­фавитом (см. «Mizgin» (Вестник), Бонн, 1983, № 1, с.28-30). Конечно, только с серьезными оговорками этот вид клинописи можно считать алфавитом. К курдам ее можно приписать только в том случае, если этот памятник относится к кутиям, т.е. прямым протокурдам (См. И.МДья-конов. Указ, соч., с.116; E.A.Speiser Mesopotamian Origins. The Basic Population of the Near East. Philodelphia, 1930, p.96-119 и др.). Немаловажной то, что ученые единодушно относят антро­пологический тип изображенного на скальном рельефе человека из Шейхана (с интересующей нас надписью), найденные в других областях Курдистана некоторые скульптуры людей, отно­сящиеся ко второй половине III тысячелетия до н.э., к курдскому типу Загроса, т.е. Центрального Курдистана (См. A.Survey of Persian Art.l. LondonNewYork, 1938, p.356; E.T.Hamy. La fig­ure humaine dans les monuments chaldees. ВиД. et Mem. de la Societe Anthropologique de Paris 21.111.1907, c.125).7.См. И.М.Дьяконов. Арийцы на Древнем Востоке: конец мифа. — «Вестник древней истории», 1970, № 4; Н.Б.Янковская. Хурритская Арагаа. — В.Д.И., 1957, № 1; В.Н.Хачатрян. Вос­точные провинции Хеттской империи. Ереван, • 1971.8.См. Г.А.Меликишвили. Урартские клинооб­разные надписи. Москва, 1969; Он же. Урартский язык. Москва, 1964; И.М.Дьяконов. Урартские письма и документы. Москва—Ленинград, 1963 и др. 

Журнал Курдистан Рапорт. №3 (6). 1994. СС. 39-40. Г. Москва.  

0

Оставить комментарий