Впоследствии население Курдистана в силу историко-географических факторов стало свидетелем зарождения и гибели многих цивилизаций Древнего мира. Нельзя забывать, что оно активно участвовало в этих сложных этнокультурных процессах — подвергалось воздействию окружающего мира и само воздействовало на него. А цивилизация, как определенная ступень общественного развития и уровень материально-духовной деятельности2, принципиально немыслима без своего могучего двигателя, каковым является письменность.
Известно, что первоначальным образцом письма считается пиктография3 (от латинского pictus — нарисованный). Но по типологическому аспекту чисто однородные системы письма почти не встречаются. Компоненты разных систем часто рассматриваются во взаимопроникающих комбинациях (идеограммы в пиктографии, пиктограммы в идеографии, условно символические знаки в этих системах, в петроглифах и т.д.). На всей территории Курдистана найдены самые разнообразные палеографические изображения, которые относятся к VII–II тысячелетиям до н.э. Их тысячи, они высечены на скалах, на каменных глыбах) на стенах и потолках пещер, выписаны на найденных археологами предметах — глиняных сосудах, плитках и т.д. Это сцены охоты, геометрически стилизованные фигурки людей, животных, изображения земледельческих и скотоводческих орудий труда и т.д. Особенно ценными являются орнаменты на керамике и рисованные идеограммы, относящиеся к мифологическим представлениям (восприятия космогонических и космологических явлений, знаки Зодиака4 и т.д.). Понятно, что все это имело не только ритуально-культовое и магическое, но также функционально-практическое значение5 (отчасти в смысле сохранения и передачи какой-то информации).
Письменность на этих стадиях (пиктография, идеография и т.п.) собственно еще не является письмом. Иначе говоря, она по своему характеру не отражает какой-либо язык, т.е. представляется в качестве пазиграфической письменной системы (как всеобщая и языковая реалия). На следующем этапе культурного развития Курдистана там появляется клинообразное письмо. Клинопись с точки зрения языка уже дифференцирована и локализована, т.е. в основном имеет слогозвуковой (а иногда и консонантно-звуковой) характер и отражает (хотя в несовершенном виде) специфику определенных звуков (шумерский, аккадский, эламский, хурритский, угаритский, хеттский, лувийский, палайский, урартский и индийский).
Клинописные системы имели свои разновидности (Шумер, Аккад) и употреблялись с начала III тысячелетия до н.э. в Передней Азии и прилегающих районах Курдского нагорья. У населения этого нагорья были тесные и разнообразные контакты со своими соседями. И понятно, что оно было знакомо с клинописью. На территории Курдистана первые клинописные тексты появились уже ранее II тысячелетия до н.э. (в Шейхане, на староаккадском языке)6. Из II тысячелетия до н.э. сохранились также хеттские и хурритские клинообразные надписи. Хурриты (субариты) в XVII–XIII веках до н.э. в Северной Месопотамии (Южный Курдистан) создали государство Мигании. Официальными языками его являлись хурритский и аккадский7.
В IX веке до н.э. на территории Северного Курдистана появилось государство Урарту (оно просуществовало до VI века до н.э.). От той эпохи сохранились более чем 600 клинообразных надписей на урартском (отчасти на аккадском) языке, это упрощенный вариант аккадской клинописи8.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.См. В.П.Любин. Палеолит Турции и проблема раннего расселения человечества. «Советская археология», 1957. XXVII, с.71-90.2.О терминах «цивилизация» и «культура», а также об их понятийно-семасиологических соотношениях см.: С.Н.Артановский. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. Ленинград, 1967; Э.С.Маркарян. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973; Л.И.Новикова. Цивилизация и культура в историческом процессе. «Вопросы философии», № 10, 1982, с.53-63 и др.3.См. В.А.Истрин. Возникновение и развитие письма. Москва, 1965.4.Некоторые специалисты по истории астрологии считают, что древнейшие формы наименований созвездий родились в долинах Курдского нагорья (см. В.Олькотт. Легенды звездного мира. С-Пб., 1914, с.8).5.Подробно см. Tylor Edb.Primituve Cultur. London, 1871 (русский перевод: Э.Б.Тайлор. Первобытная культура. Москва 1989). Существует авторитетное мнение (Н.Марр, И.Мещанинов и др.), согласно которому первоначальное письмо было предназначено для культово-магических целей. Из этого следует, что вообще появление и функционирование письма непосредственно связано только с религиозно-обрядовыми нуждами и потребностями. Кажется, такое предположение (которое иногда рассматривается в соответствующей литературе) несколько односторонне представляет сущность исторической действительности (Ср. Я.Б.Шницер. Иллюстрированная всеобщая история письмен. С-Пб, 1903; И.Фридрих. Дешифровка забытых письменностей и языков. Москва, 1961; В.А. Истрин. Указ, соч. и др.).6.См. И.М.Дьяконов. История Мидии. Москва-Ленинград, 1956, с. 116. В курдских изданиях эта клинопись иногда считается курдским алфавитом (см. «Mizgin» (Вестник), Бонн, 1983, № 1, с.28-30). Конечно, только с серьезными оговорками этот вид клинописи можно считать алфавитом. К курдам ее можно приписать только в том случае, если этот памятник относится к кутиям, т.е. прямым протокурдам (См. И.МДья-конов. Указ, соч., с.116; E.A.Speiser Mesopotamian Origins. The Basic Population of the Near East. Philodelphia, 1930, p.96-119 и др.). Немаловажной то, что ученые единодушно относят антропологический тип изображенного на скальном рельефе человека из Шейхана (с интересующей нас надписью), найденные в других областях Курдистана некоторые скульптуры людей, относящиеся ко второй половине III тысячелетия до н.э., к курдскому типу Загроса, т.е. Центрального Курдистана (См. A.Survey of Persian Art.l. London—New–York, 1938, p.356; E.T.Hamy. La figure humaine dans les monuments chaldees. ВиД. et Mem. de la Societe Anthropologique de Paris 21.111.1907, c.125).7.См. И.М.Дьяконов. Арийцы на Древнем Востоке: конец мифа. — «Вестник древней истории», 1970, № 4; Н.Б.Янковская. Хурритская Арагаа. — В.Д.И., 1957, № 1; В.Н.Хачатрян. Восточные провинции Хеттской империи. Ереван, • 1971.8.См. Г.А.Меликишвили. Урартские клинообразные надписи. Москва, 1969; Он же. Урартский язык. Москва, 1964; И.М.Дьяконов. Урартские письма и документы. Москва—Ленинград, 1963 и др.
Журнал Курдистан Рапорт. №3 (6). 1994. СС. 39-40. Г. Москва.