Опубликовано: 23.07.2008 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад  

 

                                Род/племя Басиан (Песиан) 

 

       Басиан (Па(е)сиан, Песьян) – название местности на верховьях реки Аракса южнее Эрзерума до нынешней армяно-турецкой границы и свое название получило от имени племени песиан (басиан), которые жили на территории, соответствующей нынешним областям Карс, Сарыкамыш, Кагызман и Игдыра в северной (Турецкой части) Курдистана.

Первые сведения о Басиане содержится в трудах античных авторов. Ксенофонт сообщает о переходе на землю фасианов при отступлении десятитысячного греческого отряда и Н.Адонц считает, что память о них сохранилась на географическом назва¬нии Басиан[1]. Страбон поведает о том, что «большинство скифов начиная от Каспийского моря называются даями. Племена, живущие восточнее последних, носят названия массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть свое особое имя. Все они в общей массе кочевники. Из этих кочевников в особенности получили известн¬ости те, которые отняли у греков Бактриану, именно асии, пасианы, тохары и сакаравлы, которые переселились из области на другом берегу Иаксарта рядом с областью саков и согдиан, занятой саками (Страбон. ХI,8,2). По Геродоту даи вместе с другими кочевыми племенами мардов и дропиков входили в состав союза племен персов (Геродот. I,125). Даи, согласно Страбону «… одни называются апарнами, – другие – ксанфиями, и третьи – писсурами» (Страбон. ХI. 8, 2).Все эти племена бы¬ли ираноязычными. Античная Иаксарта – эта современная река Сыр-Даря или Аму-Даря или же Аракс, так как античные авторы часто путались в названиях и месторасположениях этих рек. В нашем случае Страбон явно ошибается, определяя месторасположения племени массагетов, размещая ее восточнее дайев. Из истории всем хорошо известно сражение царя персов Великого Кира с царицей массагетов Томирисом в 530/529 году до н.э., где он и погиб в бою. По сведениям Геродота, массагеты живут «на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом» (I,200). «Река же Аракс берет начало в Матиенских горах… Одно – единственное устье Аракса течет по открытой местности, впадая в Каспийское море» (Геродот. I,202), и «с запада Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к морю примыкает безграничная необоз¬римая равнина. Значительную часть этой равнины занимают упомянутые массагеты, на которых Кир задумал идти войной» (Геродот. I,204). По сведениям античных авторов, матиены (мати-мади-мад=мидийцы) жили на западе Урмийского озера, а р. Араке берет свое начало в Курдистанских горах. Дион Кассий живущих на севере Аракса албанцев считал по происхождению массагетами. В названии массагетов просматривается слово «сак» (мас-саг/к-еты). Этот этноним сохранился в названии курдского племени масаки (исповедуют езидизм). По-этому, можно предположить, что Кир предпринял поход на живущих на севере Аракса массагетов-саков. По другим преданиям, Кир предпринял поход на живущих в Средней Азии племена даки, дербиких, которые также источниками от¬носятся к массагетскому/сакскому племенному союзу. И, наверно, этим можно объяснять противоречивые сведения античных авторов о походе Кира против массагетов (саков).
Источники дают достоверные сведения об этнической принадлежности племен асии, пасиан, тохар и сакаравлах, которых античные авторы называют общим именем скифов.
Арабский историк X века Абу Дулаф сообщает о средневековом городе Ал-Басийан в Джибале-Ал-Басийан (Гора Басийан), расположенного на юге Хузистана на месте слияния нескольких рек и каналов в 4-5 км от берега Персид¬ского залива[2], о котором содержится также известия в трудах Йакута (I, 467-468) и Истахри (Истахри. 95). Город и одноименная гора получили свое названиеи от имени племени басийан. В трудах того же Абу Дулафа содержится сведения о выступлении против арабских халифов курдских племен джалалийа, й а б и с и а н (курсив мой – Л.М.), хакамийа и сулийа числом 60 тысяч шатров в своих зимовьях между горами Шаран и Залъм[3], на современной границе между Ираном и Ираком (восточной и южной части Курдистана). Йабисиан – искаженное название курдского племени басиан.
Племя асии Страбона можно смело идентифицировать с курдским племенами аси-венд, входящим в конфедерацию Бахтияр[4] и аса/у/-ки, асбак в конфедерации лур, о которых содержится сведения в трудах историка ХIV в Хамдуллах Казвини. Отражение названия племени тохаров следует видеть в курдском пле¬мени такури[5]. В племени сакаравлы мы видим курдские племена саки[6] в конфедерации бала гирави (луры), сакари (в составе союза племен бильбаси, рузаки)[7]. Племена саки, басиан входили также в состав конфедерации залики племени бахтияр[8]. В составе курд¬ской племенной конфедерации джалали мы видим также племя сакентли[9]. Академик Э.А.Грантовикий в племенах зикирту ассирийских источников (в Манне, Мидии) видел ираноязычное племя сагартии[10]. Несомненно, курдские племена вариантами с эпонимом саки восходят к сагартиям. Конечно, было бы соблазнительным видет в названии племени Сакентли от¬ражение племенного названия массаг/к/етов, но этот вопрос требует дополнительной проработки. Несомненно одно: все вышеперечисленные ираноязычные племена сыграли важную роль в этногенезе современного курдского народа.
Среди этих племен для нашего вопроса особое место занимает племя басиан. Академик И. М. Дьяконов писал о мидийских племенах pasίαοποί, αραЅίαкοί, ραЅί-απαm и α'-ραЅί-ακ, живших в IX веке до н.э. на территории исторической Мидии[11]. М. Хоренский пишет о построении Персидским царем Валаршом (484-488 гг.) большого селения на месте своего рождения в Басианской области, там, где слива¬ются Мурц и Ерасх, назвав своим именем (М.Хоренский. II,65). Н. Адонц село (Валаршкерт) идентифицирует с крепостью Боль, поздним Асан-калой[12]. Ныне Асан-кала – Хассан-кала) известна под названием села Пасинлер вблизи города Эрзерума.
В надписи на строительном камне, найденном в этом селении говорится о том, что
«Могуществом бога Халди Менуа, сын Шпуини, эту величественную крепость пост¬роил[13]. Менуа правил в Урарту в 810-786 или 781 гг.до н.э., значить и в этот период был построен крепость. Это означает, что Валарш в V веке не смог бы построить, а только перестроить или укреплять этот крепость. Об этой крепости писал и турецкий путешественник ХVII века Звлия Челеби, ра¬змещая ее на Пасианской равнине, которая «силой и натиском османов отобрана у курдов»[14].
О реке Мурц, сливающийся в Аракс, кроме М.Хоренского, также сообщает Себеос (Себеос. III,XI). Выше было сказано, что древние армянские источники курдов знали под названием мурк, мар/к, мурц, следовательно, орноним «Мурц» от этнонима мааров-курдов, что убедительно подтверждается и арабскими источниками. Во время завоевательного похода арабов в долину Аракс в 642-643 гг. арабский полководец Хабиб перешел реку «Нахр-ал-АКРАД», то есть «реку Курдов» и расположился в Двинском поле – «Мардж Дабил» (Баладзори,220) – между озером Ваном и Двином. Эта информация средневекового арабского автора подтверждаются и современными армянскими источниками[15]. Идентичность рек Мурц и Нахр-ал-Акрад очевидный факт, не вызывающей сомнения в пользу автохтонности курдов на указанных территориях. Когда Хабиб взял Двин, он заключил договор-грамоту с жителями города Дабил: христианами, магами и иудеами…[16]. Под магами необходимо подразуме¬вать часть курдов, которые еще придерживались зороастризма, когда незначительна часть курдов уже придерживались христианских ориентации. На территории Нахичевани в Северном Азербайджане также имеется населенный пункт с названием Песян[17]. Ш.Бидлиси писал о курдском племени Басиан, частъ которых исповедовал езидизм, подчинявшихся Мосулу и Сирии[18], и что племя Басиан в IХ-Х вв. входила в конфедерацию племени сулеймания под началом курдских правителей династии Мерванидов (990-1096 гг.), которая кочевала в вилайете Битлис в горах Шарафаддин (в районе Хнуса) и Алатаг[19].
После Чалдыранской битвы между Персией и Османской Империей в 1514 г некий Али Файра из племени Басиан захватил крепость Майфарикин, отняв ее у другого курдского племени[20]. Другой представитель племени басиан – некто Шахсуар-бек владел крепостью Баязет, что свидетельствовало о мощи данного племени. По мере усиления, отдельные роды племени басиан стали пере¬кочевать на более отдаленные районы от места своего первоначального обитания Басиан. Часть этого племени переместился в район Кузиджак в области Дерсим (ныне – Тунджели в Турции) в Северном Курдистане, сохранив при этом племенное название Басеан[21]. Другая часть этого племени переселилась в Южную Закавказью и основала ряд населенных пунктов, например – Песинлэр в бывшем Шаруро-Даралагязском магале в Нахичевани[22], в Зангезуре – Сисиан, ныне районный центр в Республике Армения[23]. Зелинский С.П. говоря о курдах Зангезурского уезда, делит их на два основные рода: Басиан/Псиан/ и Карачорли/ы (карачолан). Причем, племя басиан, среди которых сохранилось предание о себе, как о выходцах из северной части Курдистана, он делил на роды: Бабалы, Султанлы, Зодбанлы, Потанлы, – всего 1392 дымов (шатров-семей), из них 3967 мужчин и 3560 женщин и все они были мусульмане шиитского толка. Эта племя имела строгую военную структуру: во главе племени был Ибрагим-ага, который назначал начальников-Хазараспов (букв.с курдского-тысячевсадников,- по тюркски-минбаши), ко¬торые, в свою очередь, имели помощников-сотников/Садаспан/,и по-тюркски – юзбаши/сотников, каждый из которых обязаны были по первому требованию выставлять определенное число воинов-всадников, а также платить за каждый дым установ¬ленные налоги[24]. Такая военная установка была присуще всем курдским племенам.
Все вышесказанное дает основание сделать следующие выводы:
1. Название области Басиан непосредственно связана с эпонимом курдских племен, которая получила свое название от имени родоначальника. Среди курдов собственные мужские имена Песен, Песенд, Пезан, Пезян, и женские – Песен, Песенд, Пезин[25] – не редкость. Названия населенных пунктов Басиан/Пасиан, в различные отрезки исторического времени – начиная с берегов Персидского залива на юге Хузистана и до равнины Басеан в Северном Курдистане, от Нахичевани (Пасинлер в Северном Азербайджане) и до Сисиан в Зангезуре (Республика Армения) и десятки названий населенных пунктов, получивших свой эпоним от названия родов (племени) на территории Красного Курдистана (1923-1929 гг.) и других местах Южного Закавказья – связаны именно с курдами – автохтонами этих территорий.
2. Этноним Басиан/Пасиан встречается и среди всех курдских племен, включая бахтияр и луров, среди всех курдов различных вероисповеданий – у мусульман (суннитов и шиитов), езидов и бекташи.
3. Курдское племя Басиан были в авангарде передвижения Мидийских войск в 590 г. до н.э. и после завоевания государства Урарту обосновались восточнее Эрзерума и княжеский род Басеан древнеармянских источников следует ра¬ссматривать только как курдским. Эта племя сумела сохранить свое могущество вплоть до первой половины ХIХ века, что явилось основанием для царских генералов выйти с предложением русскому императору «создать из Писианских курдов конные типа казачьи отряды[26]. В начале XX века в зоне Красного Курдистана был и административный «Пусианский участок» – по названию и места обитания одноименного курдского племени. Из-за человеконенавистнической политики новых властей в Азербайджане от голода только на «Пусианском участке в Красном Курдистане погибли свыше 20 тысяч человек»[27].
В настоящее время курдское племя Басиан (Pisyan) живут в Северной (турецкой части Курдистана) и Турции в областях Хайман, Полатлу и Палу[28].
Нас не только заставляли служить к чужим интересам, проливать кровь за чужое благополучие, пытались уничтожить физически или создавали условия для самоуничтожения но и самое страшное, всегда стремились оттеснить нас от нашей истории, делают и делали все, чтобы дать забвению историю курдов.
Басианы не армяне, как это пытаются преподнести армянские и не азербайджанские тюрки, так примитивно пытаются «доказать» азербайджанские ученые и возводят басиан/пасиан к печенегам и огузским собственным име¬нем Бай – Беджан[29].
Племя (род) Орта (Ордуни) В древнеармянских источниках содержится информация и о другом княжеском роде, имеющем непосредственное отношение к курдскому племени басиан. М. Хоренский пишет о том, что «…в великой долине Басеанской Валаршак назначает родоначальство, названное Ордуни» (Хоренский М. II, 8). Под «родоначальством» надо понимать должность вождя племени. Среди курдских племен свято соблюдался принцип преемственности руководством племени от отца к сыну, брату, племяннику среди одного рода, причем при выборах (назначении вождя, если в этом возникала необходимость) учитывалось мнение всех взрослых членов рода (племени) – мужчин и женщин. Нередко были случаи передачи руководства племенем из одного рода в другой среди одного племени. Мы имеем случаи, когда с согласия всех членов племен, рода власть переходила к вдове умершего вождя. Об одном таком случае писал и академик Минорский, когда могущественной курдской племенной конфедерацией руководила после смерти мужа курдская княжна Адила-ханум.Во всех этих выборах (назначениях) главным критерием считались личные качества претендента на должность вождя, так как во многих случаях судьба и участь племени во многом зависели от умения вождя действовать в критических ситуациях. Поэтому выбирали самого храброго, мудрого и с сильным характером, справедливого человека. Об этом принципе выбора поведал нам Геродот, когда рассказывал, как мидийцы, предки курдов, выбрали себе царя в лице Дейока, сына Фраорта (Геродот. I-96-101). О таком принципе выбора сообщает и Страбон: «Выбирать царем самого храброго человека – также мидийский обычай» (Страбон, XI, XIII, 11).Житейская мудрость выступала против того, чтобы в качестве вождя был назначен слабый и не пользующийся авторитетом человек. В условиях дикого хаоса, когда единственным правом считалась сила, для рода, племени руководства никудышного лидера смерти подобно. Да и роды в составе племени сохраняли за собой право в таком случае выйти и примкнуть к другому родственному, а иногда – и нередко – соперничающему племени или племенному союзу, что приводило к ослаблению этого и усилению другого рода, племени. Но со временем в составе одного племени роды настолько усиливались, что сами могли претендовать на роль лидерства в племени. Эти усилившиеся роды (племена) в совокупности с примкнувшими к ним другими искавшими у последних защиту и безопасность родами (племенами) превращались в союз или конфедерацию племен. А это приводило к соперничеству между равными по силе родами, племенами за верховенство в племени, конфедерации. И в таких случаях претендент искал покровителя среди других сильных конфедеративных или племенных вождей, которые, в свою очередь, поддержав одного из наиболее сильных, добивались их назначения, а в качестве благодарности приобретали верного союзника в вечных междоусобных побоищах. С другой стороны, для местных князьков и «царьков» это была одна из приемлемых форм поддержания в номинальном подчинении тех или иных вождей, так как в противном случае они своей поддержкой соперничающему роду или племени могли добиться смещения неугодных им строптивых и назначения отвечающих их интересам родоначальников.
О таком случае назначения родоначальником князя Ордуни персидским царем Валаршом и поведал нам источник. Видимо род (племя) Ордуни в конфедерации племен басиан был одним из сильнейших. Название рода состоит из собственного мужского имени Орташ (Орта, Арта) и thauma и в переводе с древнеиранского означает «дом/род/племя Орта. Древнеармянские источники пишут название рода в форме Ордуни. Среди мидийцев очень много мужских собственных имен в форме арта-базан, Арта-сирар, Арта-сар, Мунсу-арта, Арт-ембер, Арта-шес, Арта-ваз и др. среди курдов бытует собственное мужское имя Орташ. Эти мужские имена были характерны и для рода Ордуни, хотя для армянских источников они анонимны. Мы рассматриваем название рода Ордуни как образовавшееся из мидийско-курдского м. с. и. Арта/Орташ и средне-персидского thauma, заимствованного армянами в форме «тун/и»: Арта/Орташ-туни и переходом букв глухой «т» в звонкую «д», в результате получившее свой нынешний вид Ордуни (Орттуни).
В древних сирийских источниках VI в. имеется сведение о племени Орта, о котором сообщает Иешу Стилит, согласно которому область Анзитены была занята племенем ортайе[30]. В 500-501 гг. саранча сожрала и опустошила ряд областей, в том числе и Анзитены и многие, спасаясь от голода, покинули свои области и отправились в другие области севера и запада[31].
По утверждению самих армянских источников, Западня Армения не представляла из себя однородной величины в политико-географическом или культурном отношении… Большой Арменией владели курдская династия Аршакидов, которая была яблоком раздора между курдами и Римской империей. Софена в означенных пределах – скорее политический термин; в этнографическом отношении она представляла смесь различных народностей. В Софене выделялась «…область Анзитена, благодаря особому этническому составу и примерно территориально охватывала земли между современными городами Урфа, Антеп и Малатья. Еще в VI в. здесь жил народ Орта, отличный по языку от армян и сирийцев[32]. По Птоломею, Анзитена лежала между р. Ефратом и истоками Тигра (Птоломей. V,12), основными городами были Мазара, Анзита, Белкания, Арсомасата[33]. В настоящее время все эти города сохранили свои названия в современных курдских городах Мазра (Мазара, есть и озеро Мазара), Анзита (Антеб), Самсур (Арсомасата). Белкания, видимо название города-крепости, свой топоним получил от этнонима курдской племенной конфедерации Беликан (см. на карту). Курдское племя Belikan (Беликан) в настоящее время обитает на севере Бинголь и на юге и юго-востоке Антеба. В Бинголе часть племени разговаривают на диалекте дымили и по религии – алевиты, а живущие в Антебе – сунниты и говорят на диалекте курманджи. В племенной конфедерации Джалалиев также есть племя (Belikan Баликан).[34] В 1881-1884 г. в Ванской области кочевала исповедующий ислам курдская племя BALIAN (Baliyan)[35]
В союзе племен ОРТЛИ (ORT'LÎ) также имеется племя БАЛИ, исповедующих езидизм (до 1915 г. жили в Абахе Карсской области). Тем самым носителей этнонима Баликан мы встречаем среди курдов – носителей различных диалектов и религиозных течений.
И на карте размещения курдских племен племенные конфедерации Беликан и Пазикан (Басиан) расположены рядом.
Указом от 15 апреля 535 г. Римского императора Юстиниана (Новелла31. «Об учреждении четырех правителей в Армении»), параграфом 3 учреждался Четвертая Армения (из бывших Сасанидских сатрапий – Цофанена, Анзитена, Софена, Астианена, Балавитена), обитаема различными народцами, до указанной реформы не имела провинциального строя и находилась под властью сатрапов. В четвертой Армении было отнесено и город Мартирополь (современный курдский город Фаркин – Л.М.) и крепость Китариз[36]
В пользу того, что сатрапы были из числа иранцев-курдов, свидетельствует и признание самих армянских источников, утверждавших, что титул «бдешха, точное значение которого определить не можем, ибо не знаем какого происхождения это слово. Титло это носили правители провинций: Гугаров, Ахдцник (Алдзник-Л.М.), Нор-Ширакана и Кордука, которые назывались также "великими князьями" (см. Ист. Фауста Византийского – писат. IV века, кн. III, гл. IX)[37].
Бдешх – древнеиранский титул от кутийско-шумерского patesi и древнеирансого patish. Этот же титул существовал и при мидийцах, Ахеменидах, Парфянах и Сасанидах в форме bitaxsh, patyaxsh и обозначал наместника, «око царя»[38]. В современном курдского языке сохранил свое значение в bedest – «могучий, сильный»; berdest – «помощник»[39]. Это титул наивысших среди равных знатных лиц, претендующих на власть на местном уровне, вождей племенных конфедераций, своего рода маленьких царьков со своими царствами.

Видимо, для многих местных племен после напасти саранчи в 500-501 гг. Указ Юстиниана была второй веской причиной, чтобы часть курдских племен были вынуждены уйти из-под римского владычества и перемещаться на другие территории, в том числе и на территории между Ванским озером и Нахичеваном, среди которых была и курдская племя Орта (ORT'LÎ, ОРТЛИ), которые своим первоначальным местом обитания традиционно считают Антеб (часть исторической Анзитены) и Мушской области в Северной (турецкой) части Курдистана.
Эта племя, исповедующий езидизм, до трагических событий 1915-1916гг. жили в Карсской области с. Синак, Тандурак, Таушан; д. Сариблах в уезде Сурмали. В начале XX века в результате турецких преследований эта племя перекочевала и жила на территории современной Республики Армения в селениях Талинского, Октомберянского и Эчмиадзинского районов. Позже часть этого племени переехала в Грузию к концу 1918 г. и поселилась в основном в Тбилиси. В союз племен Ортли входят Мамашарифи, Мамтаджи и Торни (до 1915 г. жили в районе Синака-с. Карак и Зор[40]. Часть племени МАМТАДЖИ (MAMT'ACÎ) относятся к племени Шарки (Жили в д. Синак, Алашгыа Карсской области). Но и есть исповедующих ислам крупный племенной союз и племя Шарки. Племена Шарки, вместе с другими соэзами племен Гарки и Брука входят в конфедерации союза племен Зилан.
В Армянской Географии VII века есть упоминание об Ордубаде. Историк XIII в. Степан Орбелян в своем сочинении (Степоннос Орбелиан. Из истории рода Сисакан. Пер. с древнеармянского Г. Тер-Гевондяна. Научный архив Института Истории Азербайджанской ССР, инв. №1274), в главе V, в связи с распространением христианства, отмечает, что апостол Варфоломей вступил в Сюник и «приступил к проповеди в селе Ордубад в области Аревик, в доме Багка и Гохтне». Из других источников известно, что этот апостол проповедовал христианство в I – II вв. нашей эры. Следовательно, Ордубад, как населенный пункт существовал еще в первые века нашей эры. А общеиранско-курдское слово «abad (bad) – avand» в конце этнонима «Ordu» – название рода,- несомненно указывает на иранский, то есть, курдский характер населения этой области.
Имя хозяина «дома Багка», то есть «рода, племени Багка», где проповедовал святой Варфоломей, также курдское и широко распространены во всех уголках Курдистана в форме Baga, Bago, Bagok.[41] Есть и курдские племена с этнонимом Бага, Багин. Курдский характер населения Нахичевани соответствует и уиверждениям древнеармянских источников, указывающих, что первые века нашей эры область Нахичевань была населена исключительно марами, то есть, курдами.
Первоначально родовое владение рода Ордуни располагалось в Нахичеване и сохранило свое название в названии районного центра Ордубад (Орду – имя существительное от Арта/Орташ, и прилагательное «бад» от «абад», в переводе с иранского – благоустроенный, обустроенный, основанный, то есть основанный Артой (Орташем). В некоторых топонимах на территории Мидии, упоминаемых в древнеперсдских надписях имеются компонент ват, бат, в которых Е. А. Грантовский выделяет суффикс «вати» (vati) и считает ее иранским»[42].
Ордубад – бывшее название Гохтн по древнеармянским источникам. Ордубад расположен на армяно-азербайджанско-иранской смежной границе, на берегу реки Аракса. Наличие в Нахичеване населенного пункта «Песинлэр» (Песиановский) также указывает на родственные (более близкие) отношения рода Басиан с племенами басиан и Орта. С древнейших времен южные склоны Агри-Арарата до Нахичевани были в сфере политического и экономического влияния племен маров (курдов), являющихся автохтонным населением этой области, о чем свидетельствуют древнеармянские источники. С появлением армян, позже и тюрков на этих землях, курды не перестали существовать на этих и других смежных территориях, наоборот, вплоть до начала ХХ века продолжали играть важную политическую, военную и экономическую роль. Именно преемственностью поколений курдов можно объяснить сохранившийся антропоним в названиях местностей Ордубад и Песинлэр в Нахичевани, имеющих курдскую этническую подкладку. Это говорит в пользу сохранившейся тысячелетиями непрерывной цепи жизни местного автохтонного населения, которая противоречит армянским источникам, утверждавшим, что дом Ордуни «угас еще в начале IV века, а их владения достались епископу области Басиан. Причиной тому служило то, что дом Ордуни затеял междоусобную войну с домом Манавазидов во времена правления царя Хосрова Ануширвана, и царь приказал истребить оба рода»[43].Таким образом, в заключение мы можем сказать, что род ОРДУНИ был всегда курдским и выдавать его за армян нет никаких оснований.

________________________________________
[1]Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. С. 394. Ереван, 1971.
[2]Вторая записка Абу Дулафа. С. 98. М., 1960.
[3]Абу Дулаф, ук.соч., с. 156.
[4]Лерх П. В. Исследования об Иранских курдах и их предках, северных халдеях. Книга I (введение и подробное исчисление курдских племен). С. 110, 113. Санкт-петербург, 1856.
[5]Лерх П., ук.соч., с. 67; Раффи. «Искра». С. 148; ИКИОРГО,1889 г.,т.10,№1,16.
[6]Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме. Т. 1. М., 1967; Лерх П., ук.соч., с.104.
[7]Ш.Х.Бидлиси, ук.соч., с. 406; Джалиле Джалил. XIX век. Курды в Османской империи. С. 21. Анкара, 1992 (на тур. яз.).
[8]Лерх П., ук.соч., с. 110,113
[9]Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СС. 541,971,1127,1130. Спб, 1852.; Дж. Джалил, ук.соч, с. 28.
[10]Грантовикий Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. С. 371. М., 1970.
[11]Дьяконов И. М. История Мидии. С.150. М.-Л., 1956.
[12]Адонц Н. Указ. соч., с. 24-25.
[13]Меликишвили Г. А. Урартские клинописные надписи. Вестник древней истории. С. 283. №2. М., 1953.
[14]Звлия Челеби. Книга путешествий. Выпуск 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана (Извлечение из сочинения турецкого путешественника XII века). С. 100. М., 1983. (Выпуск 3. С.100)
[15]Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. С. 42. Ереван, 1977.
[16] Тер-Гевондян А. Н. ук.соч, с.42.
[17]М.Х.Велили (Бахарлы). Азербайджан (физико-географический, этнографический и экономический очерк). С. 62. Баку,1993 (на азерб. яз.).
[18]Бидлиси Ш.Х., ук.соч., с.83.
[19]Бидлиси Ш.Х., ук.соч., сс. 313-314.
[20]Бидлиси Ш.Х., ук.соч., с.317.
[21]Джалиле Джалил., ук.соч., с 32.
[22]М.Х.Велили (Бахарлы)., ук. соч, с. 62.
[23]М.Х.Велили (Бахарлы)., ук. соч, с.57.
[24]Зелинский С.П. Экономический быть государственных крестьян в Зангезурском уезде Елисаветопольской губернии. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. С. 130. Т. 4. Тифлис, 1886.
[25]Навен Курди. СС. 349, 351. Оснабург (Германия): Изд. «Курдистан», 1992 (на курд. и нем. яз.).
[26]Отношение гр. Чертышева к ген. Головину от 12 февраля 1840 г., №33. Акты, собранные Кавказскою археологическую комиссиею. Архив главного Управления наместника Кавказского (АКАК). Т. IХ. № 175(144).
[27]Газета 3аря Востока, №560, от 25 апреля 1924 года.
[28]Kürt Aşiretleri. http://www.kurdistantime.com/?p=492
[29]Гейбуллаев Г. Древние турки и Армения С.102-103. Баку,1992(на азерб.яз.).
[30]Пигулевская Н. Месопотамия на рубеже V и VI вв. Ленинград, 1940. ИЕШУ СТИЛИТ ХРОНИКА. С. 143-147..$38.
[31]Там же.
[32]Адонц Н., указ. соч. с. 31.
[33]Адонц Н., указ. соч.с. 32.
[34]Kürt Aşiretleri. http://www.kurdistantime.com/?p=492
[35]Торось Ахпарь. Путеводитель по Армении. Путевые очерки Архимандрита Гарягина Срвандзтянца. Очерки Васпураканской области. Продолжение. //ИКОИРГО. Т. 10. № 1. С.20-21.Тифлис, 1889-1891.
[36]Адонц Н. указ. соч.с.169.
[37]Всеобщая история Вардана Великого. с.40; Примечание 77. М. 1861.
[38]Фрай Р.Н. Наследие Ирана. СС.144,264,266. М., 2002.
[39]Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско-русский словарь (сорани). С. 70. М., 1983.
[40]Караме Анкоси. Племена курдов-езидов на Южном Кавказе и Германии. Тбилиси, 2004.
[41]Навен Курди. СС. 276-277. Оснабург (Германия): Изд. «Курдистан», 1992 (на курд. и нем. яз.).
[42]Гейбуллаев Г. Древние турки и Армения С.433. Баку,1992(на азерб.яз.).
[43]Адонц Н., указ. соч.с.312.

0

Оставить комментарий