Опубликовано: 19.07.2008 Автор: Admin Комментарии: 0

Cовременная история курдов                           

                                                 

                                                  

                      II. Демография

       Хотя нет никаких признанных курдских территорий в бывшем Советском Союзе, здесь проживают около 500,000 курдов, главным образом на Кавказе, а также и в Туркмении и в других центрально-азиатских республиках. Однако, численность курдов является не точной. Эти данные очень приблизительны (1):

      Многое зависит еще и от пренадлежности себя к курдам. В Армении огромное количество курдов – Езиды, многие из которых предпочитают себя называть Езидами, а не "Курдами" как их первичное название.

Республики/территории/ Численность /Процент от всемирной численности курдов

Азербайджа                                200.000                                   2.8 %

Армения                                       75.000                                   1.8 %

Грузия                                          40.000                                    0.9 %

Туркмения                                   50.000                                    1.3 %

Казахстан                                     30.000

Киргизия                                       20.000

Узбекистан                                   10.000

Таджикистан                                 3.000

Сибирь                                         35.000    (из них 30,000 находятся во Владивостоке),

Краснодар                                   30.000

Другие                                         12.000

         В Азербайджане фактически все курды являются мусульманами суннитского толка, и либо по выбору либо по принуждению, большинство ассимилировалось в азербайджанскую среду. Вообще, азербайджанские курды являются двойственными относительно своего этнического происхождения, и термин "Курдский" – чаще  означает географический термин, и относится к жителям того, что было когда-то известно под названием  "Красный Курдистан" (см. ниже), где большинство имеет действительно курдское этническое происхождение. Некоторые, однако, "возродили" свою курдскую принадлежность начиная со времен  Гласности в 1980-ых гг.. В то время как мусульмане-сунниты могут жениться на любом другом мусульманине суннитского толка, чем и склонны к ассимиляции, Езиды же напротив,  не женятся вне Езидской религии, которая запрешает им это. Все Езиды по определению имеют курдскую культуру.

                                                     Краткая история до 1918

 

      Курды на Кавказе живут возможно уже в течение  тысячи лет. Возможно, что курдские племена препятствовали нашествию арабских мусульман, к северу  у реки Аракс или Арас в VII веке. Первые вещественные доказательства курдского присутствия на Кавказе относятся к династии Шаддадидов и принадлежат к X-XI в. Они были вероятно немногочисленные и на самой периферии курдского расширения от области Загроса. быть может они состояли из кочевых племен, другие из солдат и военачальников, которые заселили область в течение фаз мусульманского расширения. Нет никаких свидетельств, чтобы предположить, что эти группы имели курдское самосознание. Более вероятно, что они относили себя к мусульманам, на маршах между мусульманином и незавоеванными странами. После вторжения Монгол и опустошения целого региона в XIII  в.  (см. стр 23-24), курдские племена, переселились в предварительно армянские земли  в южных частях Карабаха.

        В конце XVI в. Шах Аббаc насильственно переселил тысячи курдов в северную часть нынешнего Ирана, как защиту против тюркских племен (Turkoman). В XVIII в. Надир Шах сделал аналогично. Именно от этих пограничных поселений, кроме курдского населения, все еще существующего в северо-восточном Иране, несколько маленьких объединений курдов живущих к северу от реки Атрек (Atrek), только в Туркмении, главным образом в Ашхабаде.

         Большая часть курдов живущих в пограничных районах в б. Советском Союзе явились результатом четырех процессов.

         В XVIII в. было перемещение племен на север в Кавказкий регион, особенно на Ереванскую равнину. Во-вторых стремительное российское завоевание Кавказкого региона наконец таки включило Грузию под свой контроль в 1813 г. Остальная часть Кавказа ниже до реки Аракса (Araxes), существующей международной границы, была включена в Царскую империю, вместе с ее различными народами в 1827. Тогда, во второй половине XIX в. и начала XX в., Оттоманка и  мусульманине суннитского толка в северной Месопотамии и восточной Анатолии преследовали Езидов, что и вызвало существенное переселение в сравнительно безопасные христианские страны – Армения и Грузия. Наконец, мусульманские курды, менее удобные в христианской Армении, не в последнюю очередь из-за курдского соучастия в армянском геноциде 1895 и 1915, имели тенденцию мигрировать в мусульманский Азербайджан. Последние курды, которые станут советскими гражданами были членами группы Брук – курдское племя, бегущее от преследований со стороны Шаха Реза в Иране.

 

                                                         Советский Период

 

        Сколько курдов было включено в Большевистские республики остается неизвестным, но это было вероятно в порядке 200,000-300,000, и они составляли одну из более чем 100 признанных наций в новом советском устройстве. Они впервые оказывались изолированными от других курдских объединений за относительно непроницаемыми границами установленными Большевиками. В Азербайджане многие ассимилировались в доминирующую культуру азербаджанцев. Было ли это в результате физического принуждения или естественного результата схожести культур, образа жизни и общего верования суннитов, неясны. Во всяком случае, к 1926 только 17 % этих 41,000 курдов в Азербайджане признавали курдский язык как свой родной.

         Часть территории, отошедшей к Азербайджану имела преобладающее курдское население. Это была область, находящейся между Нагорным-Карабахом и Советской Республикой Армения, и включало юго-западные округа Келбаджар, Лачин, Зангелан и Кубатли. Но как долго курды преобладали в этих районах является спорным вопросом. В 1919-20 существенное население армянского меньшинства была вытеснена азербайджанцами и курдскими силами под руководством Хосрова Бея Салтанова, местный курдский военачальник, который был назначен правителем Карабаха администрацией Азербайджана в Баку. В 1923 эти округа были объединены как курдская Автономная область, более известна как "Красный Курдистан". Это включало в себя область приблизительно в половину размера Ливана. Со столицей вначале в Лачине, а позже перенесена была в Шуша (Susha), предварительно армянский город. В соответствии с советской политикой, в целях образования и сохранения культуры этого маленького коренного населения были созданы курдские средние школы, начала издаваться собственная газета, Советский Курдистан (который существовал до 1961), а также была создана Курдская Вещательная Служба.

          Большевистская политика коллективизации приводила к широко распространенным восстаниям среди крестьянских союзов, не в последнюю очередь это затронуло и Курдскую Автономную область. Учитывая главное возобновление, имеющее место с армянской поддержкой в Агри Дах (Agri Dagh) (стр 203-207), Большевики, возможно, боялись передачу идей национального самосознания. Возможно, чтобы предупредить опасность этого, Автономная область была упразднена до статуса округа в 1929 и повторно вошла в состав Азербайджана уже в следующем году.

        Как другие маленькие объединения, курды стали жертвами принудительных переселений и чисток, в их случае вероятно из-за их близости к международным границам, за которыми проживало огромное количество курдов. В 1937 тысячи курдов были насильственно переселены из Армении и Азербайджана в Казахстан, другие центрально-азиатские республики и Сибири. В 1944 подобная судьба настигла некоторых курдов проживающих в Грузии. Один из таких насильственных переселенцев был Н. К. Надиров, тогда он был ребенком. Из его воспоминаний событий происходящих дней в Нахичевани в 1937 г.:

        "Все взрослые мужчины были собраны и увезены на поездах, никто не знает куда. Никто не возвратился. Следующие [после] мужчин, женщины и дети были вынуждены оставить свою собственность, дома и рогатый скот и тоже были  увезены в неизвестном направлении в товарных фургонах (товарных поездах?), не пригодных для транспортировки людей. Самая ужасная вещь была то, что никто не знал, почему и куда их везут. Потребовалось несколько лет для оставшихся в живых, чтобы найти местожительства своих родственников.

         Во многих поселениях куда высылали курдов, ввели комендантским час, те кто нарушал его и покидал свой город или деревню без разрешения, рисковал попасть в тюрьму сроком на 25 лет.

 

                            События начиная с развала Советского Союза

    

          Гласность внесла свой вклад в всплеск и выражение своей национальной принадлежности, а также и к признанию репрессий сталинистских лет. В 1988 приблизительно 10,00 курдов Азербайджана возвратили свои документы удостоверяющие личность где указывалась их национальность как азербайджанц  в Москву с четким требованием смены их национальной принадлежности с азербайджанец на курд. На XXVIII Съезде Коммунистической партии в сентябре 1989 принято решение которое гласило: "принять все меры, чтобы решить проблемы крымских татар, советских немцев, греков, курдов, турков-месхетинцев и других народов. (3) Фактически никакие меры не были предприняты. Вместо этого курдское население настиг конфликт, которого они не могли избежать, в Нагорном-Карабахе между республиками Армении и Азербайджаном. В 1990 г. спор перешел в крупномасштабную войну, и обе стороны применяли давление на свое курдское меньшинство. По крайней мере 18,000 курдов-мусульман вынуждены были переселиться из Армении и из автономного анклава Нахичевань. Из них предположительно 11,000 человек нашли себе убежище в Азербайджане, в то время как приблизительно 7,000 человек переселились в Краснодар, к востоку от Крыма. В Азербайджане 2,000 человек вынуждены были оставить свои дома, чтобы избежать преследования или вызванной воинской повинности. После поражения азербайджанцев армянами  в Нагорном-Карабахе, Курдское Движение За Освобождение провозгласило восстановление курдской Автономной Области в начале 1992. Это было почти наверняка политической вдохновленной армянами и явилась уловкой чтобы захватить территорию бывшего "Красного Курдистана" из-под азербайджанского контроля. Те азербайджанские курды которые находились все еще в этой области отказались участвовать в этих акциях. В любом случае, все курдские надежды были недолгими. В мае 1992 Карабах и армянские силы двигались создавая коридор в области Лачина который населяли курды, чтобы соединить недавно захваченную область Нагорного-Карабаха с Арменией. Они сжигали и грабили во время аттак, переселяя его преобладающе курдское население численнлстью в 25,000 человек. Лачин был переименован в Кашатаг. В апреле 1993 армянские силы расширили коридор, чтобы включить и округ Келбаджар, где проживало 60,000 человек, главным образом курды. Они также были переселены. Из сообщения американского Госдепартамента по Правам человека:

          "Они [армянские силы] вытесняли жителей, грабили и сжигали областные центры и большинство деревень этих областей. Совет Безопасности ООН осудил эти наступательные действия, включая грабеж и сжигание. (4)

            Келбаджар был переименован в Карваджар Армянами. К концу 1993 Кубатли и Зангелан были также захвачены. Большинство переселенцев были отправлены в традиционные курдским зимние пастбища в теплой и сухой центральной азербайджанской низменности. В мае 1994 было заключено  перемирие между Азербайджаном и Арменией. Усилия по заключению мира со  стороны Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и ее внутренним партийным собранием, Минской группой, специально учрежденной, чтобы решить вопрос о Капабахе. Азербайджан ищет полную реституцию оккупированной территории, обещая полную автономию Карабаха. Армения, в то время как готова была рассматривать это, настаивал на сохранении Лачинского коридора, а Карабах в свою очередь настаивал на поддержке второго коридора через Келбаджар. К 1999 никакой компромисс не был найден и местные курдские жители вынуждены были переселиться главным образом в центральный Азербайджан.

            В Армении, после краха б. Советского Союза и потери автоматического представительства национальных меньшинств и возрождения сильной этнической принадлежности, политически-настроенные Езиды разделились на два лагеря. Одни подтверждают свою лояльность к армянской республике и имеют тенденцию преуменьшать свою курдскую принадлежность, в то время как другие утверждают курдскую принадлежность Езидов и жалуются на дискриминацию проводимой арянами против них  (5). Кроме того, там возрос интерес и поддержка к PKK (РПК), представителям которой разрешили свободу передвижения по Армении. Армения четко осознает страдания курдов в Турции. После выселения А. Оджалана из Сирии 2,000 курдов провели демонстрацию в Ереване. После его захвата, приблизительно 100 курдов заняли здание миссии ООН, в то время как двое попытались провести акт самосожжения у греческое посольства.

 Источники

Julie Flint, The Kurds of Azerbaijan and Armenia, Kurdish Human Rights Project, London, December 1998; Jemshid Heydari, "The Kurds of the USSR", unpublished mimeograph, February 1991; Kendal, "The Kurds in the Soviet Union", in G. Chaliand, People without a Country (London 1980); Kurdish Human Rights Project, Kurds in the Former Soviet Union: a preliminary Report on the Situation of the Kurdish Community in the Republics of the former Soviet Union (London, November 1996); Middle East International; NK Nadirov, "The Position of the Kurds in the USSR", unpublished mimeograph, June 1991; Ismet Cherif Vanly, "The Kurds in the Soviet Union", in Kreyenbroek and Sperl, The Kurds: A contemporary overview (Routledge, London and New York, 1992). 

Примечания

      1. Эта оценка основана на информации в Публикациях Прав меньшинств, Мировой Справочник Меньшинств (Лондон. 1997), Исмет Шериф Ванли, "Курды в СССР  Kreyenbroek и Sperl, курды: Современный Краткий обзор (Лондон, 1992); Jemshid Heyderi, "курды СССР", неопубликованный мимеограф, февраль 1991; Тим Потир, "курды и Другие Меньшинства неопубликованного мимеографа Республик Кавказа, августа 1996.
      2. Н. Надиров, "Положение курдов в СССР", неопубликованный мимеограф, представленный курдскому симпозиуму, Университету Pantheion, июню 1991, с. 5.
     3. Н. Надиров."Положение курдов в СССР», с. 6.

 

   4. Американский Госдепартамент, Отчетный доклад Правительства «О правах человека в 1994 г.» (Вашингтон 1995) с. 741. Они жалуются, что некоторая курдская интеллигенция, которая утверждала "Езиды, – курды, были подвергнуты судебному преследованию. Они также утверждают, что различная курдская интеллигенция была убита, например, Доктор Саиде Ибо, Доктор Деврешиан и Хасан Аббасян, и что другая интеллигенция следовательно сбежала, см. http://www.yezidi.org

 
 Original 

David McDowall. THE KURDS OF THE CAUCASUS (Из книги "A Modern History of the Kurds : Third Edition (Paperback) by David McDowall")

Demography   

Although there are no recognized Kurdish territories in the former Soviet Union, there are possibly approximately 500,000 Kurds, mainly in the Caucasus, but with some in Turkmenistan and other Central Asian republics. However, the number and distribution of Kurds must be extremely tentative. The following, based on Kurdish claims, may only be described as a very approximate estimate :

Republic/territory                            Kurds                                   Percentage of population

 

Azerbaijan                                   200,000                                                2.8
Armenia                                        75,000                                                 1.8
Georgia                                        40,000                                                  0.9
Turkmenistan                              50,000                                                  1.3
Kazakhstan                                 30,000
Kirghizia                                      20,000
Uzbekistan                                  10,000
Tajikistan                                     3,000
Siberia                                         35,000 (of whom 30,000 are in Vladivostock)
Krasnodar                                  30,000
Other                                          12,000

Much depends upon one's definition of a Kurd. In Armenia the vast majority of Kurds are Yezidi, many of whom prefer this rather than "Kurd" as their primary identity.
       In Azerbaijan virtually all Kurds are Sunni Muslim and either by choice or by compulsion the majority became assimilated into the Azeri population. Generally, Azerbaijani Kurds are ambivalent about their ethnic origin, and the term "Kurdish" is more often a geographical expression, referring to the inhabitants of what was once known as "Red Kurdistan" (see below), where the majority are indeed of Kurdish ethnic origin. Some, however, have been "rediscovering" their Kurdish identity since glasnost in the 1980s. While Sunni Muslims may marry any other Sunni Muslims, thus allowing for assimilation, Yazidis may not marry outside their religion which confines them since all Yazidis by definition are of Kurdish culture.

Brief history up to 1918

        There have been Kurds in the Caucasus for possibly a thousand years. It is possible that Kurdish tribes assisted in halting the Arab Muslim northward advance at the Araxes or Aras river in the seventh century. The first real evidence of a Kurdish presence is the Shaddadid dynasty in the Caucasus from the tenth to eleventh century. They were probably few in number and on the very periphery of Kurdish expansion from the Zagros region. Some would have been nomadic tribes, others soldiers and warlords that settled the region during phases of Muslim expansion. There is no evidence to suggest that these groups were self-consciously Kurdish. More probably they were self-consciously Muslim, on the marches between Muslim and uncon-quered lands. Following the Mongol invasion and devastation of the whole region in the thirteenth century (see pp. 23-24), Kurdish tribes moved into previously Armenian lands in the southern parts of Karabagh.
      At the end of the sixteenth century Shah Abbas forcibly settled thousands of modern Iran, as a bulwark against the Turkoman tribes to the north. In the eighteenth century Nadir Shah did likewise. It is from these frontier settlements that, apart from a Kurdish population still extant in north eastern Iran, a few small communities of Kurds exist north of the Atrek river, just inside Turkmenistan, mainly in Ashkabad.

        The greater proportion of Kurds inside the former Soviet Union"s borders result from four processes. In the eighteenth century there was a migration of tribes northwards into the Caucasus region, particularly onto the Yerevan plain. Secondly, progressive Russian conquest of the Caucasus region brought Georgia finally under its rule in 1813. The rest of the Caucasus down as far as the Araxes river, the present international border, was incorporated into the Czarist empire, together with its various peoples in 1827. Then, in the second half of the nineteenth century and the early part of the twentieth century, Ottoman and Sunni Muslim persecution of the Yazidis in northern Mesopotamia and eastern Anatolia prompted a substantial migration to the comparative safety of Christian Armenia and Georgia. Finally, Muslim Kurds, less comfortable in Christian Armenia, not least because of Kurdish complicity in the Armenian genocides of 1895 and 1915, tended to migrate to Muslim Azerbaijan. The last Kurds to become Soviet citizens were members of the Bruk group of Kurdish tribes fleeing Reza Shah"s pacification in Iran.

The Soviet Period

        How many Kurds were incorporated into the Bolshevik republics remains uncertain, but it was probably in the order of 200,000—300,000, and they formed one of over 100 recognized nationalities in the new Soviet polity. They found themselves isolated from other Kurdish communities for the first time by the relatively impermeable borders established by the Bolsheviks. In Azerbaijan many assimilated into the dominant Azeri culture. Whether this was as a result of duress or the natural result of similarity of culture and lifestyle and common Sunni beliefs is unclear. At any rate, by 1926 only 17 per cent of the 41,000 Kurds supposedly in Azerbaijan identified Kurdish as their mother tongue.      Part of the territory awarded to Azerbaijan had a predominantly Kurdish population. This was the area sandwiched between Nagorny-Karabakh and the Soviet Republic of Armenia, and comprised the south-western districts of Kelbajar, Lachin, Zengelan and Kubatly. But it is a moot point how long the Kurds had predominated. In 1919-20 the substantial minority Armenian population was driven out by Azeri and Kurdish forces under the leadership of Khosrov Bey Sultanov, a local Kurdish warlord who was appointed governor of Karabagh by the Azeri administration in Baku. In 1923 these districts were unified as the Kurdish Autonomous Province, more colloquially known as "Red Kurdistan". It comprised an area about half the size of Lebanon. Its capital was first at Lachin but later at Susha, a previously Armenian town. In accordance with Soviet policy, the education and culture of this small indigenous people was encouraged, with Kurdish-medium schools, its own newspaper, Sovyet Kurdistan (which existed until 1961), and a Kurdish broadcasting service.      The Bolshevik policy of collectivisation led to widespread uprisings among many peasant communities, not least among the Kurds of the Autonomous Province. Given the major rising taking place with Armenian support in Agri Dagh (pp. 203-207), the Bolsheviks may well have feared an infection of national feeling. Possibly in order to forestall the danger of this, the Province was reduced to district status in 1929 and reincorporated into Azerbaijan the following year.       Like other small communities the Kurds became victims of forced migrations and purges, in their case probably because of their proximity to international borders beyond which lay larger numbers of Kurds. In 1937 thousands of Kurds were forcibly removed from Armenia and Azerbaijan to Kazakhstan, other Central Asian republics, and Siberia. In 1944 a similar fate overtook some of the Kurds of Georgia. One of those transported as a child, NK Nadirov, recalls being deported from Nakhichevan in 1937:      "All grown-up men were gathered together and taken away by train, no one knows where to this day. Nobody has returned. Following [after the] men, women and children were forced to leave their property, homes and cattle and were taken in an unknown direction in goods vans not fit for transportation of people. The most terrible thing was that nobody knew why and where they were taken. It took several years for survivors to find the location of their relatives.2 In many resettlement locations Kurds remained under curfew, unable to leave their town or village without permission, with the risk of 25 years in prison for those who disobeyed.

Developments since the demise of the Soviet Union       Glasnost contributed to a resurgence of identity and expression, and also to a recognition of the repression of the Stalinist years. In 1988 some 10,00 Kurds in Azerbaijan returned their Azeri identity papers to Moscow with the explicit request that their identity be changed from Azeri to Kurd. At the 28th Congress of the Communist Party in September 1989 a resolution promised: "to take every measure in order to solve the problems of the Crimean Tartars, Soviet Germans, Greeks, Kurds, Meshtekian Turks and others."3 In fact no measures seem to have been taken. Instead, the Kurdish communities were overtaken by the Nagorny Karabagh conflict between the republics of Armenia and Azerbaijan, which they were unable to avoid. In 1990 the dispute erupted into full scale warfare, and both sides applied pressure on their Kurdish minority. At least 18,000 Muslim Kurds fled from Armenia and from the autonomous enclave of Nakhichevan. Of these it is believed that 11,000 found refuge in Azerbaijan, while 7,000 or so went to Krasnodar, just east of Crimea. In Azerbaijan 2,000 fled to avoid harassment or forced conscription. Following the defeat of the Azeris in Nagorny-Karabakh by the Armenians, the Kurdish Liberation Movement declared the re-establishment of the Kurdish Autonomous Region, in early 1992. This was almost certainly an Armenian-inspired political ploy to wrest the land, old "Red Kurdistan", from Azerbaijani control. Those Azerbaijani Kurds still in the area refused to participate in the enterprise. In any event, any Kurdish hopes were short-lived. In May 1992 Karabagh and Armenian forces drove a corridor through the Kurdish populated area of Lachin in order to connect the freshly captured region of Nagorny-Karabagh with the Republic of Armenia. They burnt and looted as they went, displacing its predominantly Kurdish population of 25,000. Lachin was renamed Kashatag. In April 1993 Armenian forces widened the corridor to include the district of Kelbajar, where 60,000, mainly Kurds were also displaced. In the words of the US Department of State Human Rights country report:
       "They [the Armenian forces] drove out the inhabitants and looted and burned the provincial capitals and most of the villages of these regions. The UN Security Council condemned these offensive actions, including the looting and burning.4
       Kelbajar was renamed Karvajar by the Armenians. By the end of 1993 Kubatly and Zengelan had also been occupied. The majority of the displaced moved to the traditional Kurdish winter pasturages of the hot dry central Azerbaijani lowlands.
In May 1994 a ceasefire was brokered between Azerbaijan and Armenia. Efforts to negotiate a peace by the Organisation for Security and Co-operation in Europe and by its inner caucus, the Minsk group, established specifically to deal with the Karabagh question, failed. Azerbaijan seeks total restitution of occupied territory, promising a generous autonomy to Karabakh. Armenia, while prepared to consider this insisted on retaining the Lachin corridor, while Karabaghis insisted on maintaining a second corridor through Kelbajar. By 1999 no compromise had been possible and the indigenous Kurdish inhabitants remained displaced mainly in central Azerbaijan.
      In Armenia, following the collapse of the former Soviet Union and the loss of automatic minority representation and the revival of strong ethnic identity, politically-minded Yazidis have become divided. Some affirm loyalty to the Armenian republic and tend to play down their Kurdish identity while others assert their Yazidi Kurdish identity and complain of Armenian discrimination.5 In addition there has been growing interest in and support for the PKK, whose representatives have been allowed freedom of movement in Armenia. Armenia is understandably alive to the travails of Kurds in Turkey. Following Ocalan"s eviction from Syria 2,000 Kurds demonstrated in Yerevan. Following his capture, about 100 Kurds occupied the UN mission building, while two tried to immolate themselves outside the Greek embassy.

Sources

Julie Flint, The Kurds of Azerbaijan and Armenia, Kurdish Human Rights Project, London, December 1998; Jemshid Heydari, "The Kurds of the USSR", unpublished mimeograph, February 1991; Kendal, "The Kurds in the Soviet Union", in G. Chaliand, People without a Country (London 1980); Kurdish Human Rights Project, Kurds in the Former Soviet Union: a preliminary Report on the Situation of the Kurdish Community in the Republics of the former Soviet Union (London, November 1996); Middle East International; NK Nadirov, "The Position of the Kurds in the USSR", unpublished mimeograph, June 1991; Ismet Cherif Vanly, "The Kurds in the Soviet Union", in Kreyenbroek and Sperl, The Kurds: A contemporary overview (Routledge, London and New York, 1992). Notes

1.This estimate is based upon information in Minority Rights Publications, The World Directory of Minorities (London. 1997), Ismet Cheriff Vanly, "the Kurds in the Soviet Union"in Kreyenbroek and Sperl, The Kurds: A Contemporary Overview (London, 1992); Jemshid Heyderi, "The Kurds of the USSR", unpublished mimeograph, February 1991; Tim Potier, "The Kurds and Other Minorities of the Caucasus Republics" unpublished mimeograph, August 1996.

2. N. Nadirov, "Position of the Kurds in the USSR", unpublished mimeograph presented to Kurdish symposium, Pantheion University, June 1991, p. 5.

3. Quoted in Nadirov, "Position of the Kurds", p. 6.

4. US Department of State, Country Reports on Human Rights Practices for 1994 (Washington 1995) p. 741.        These complain that some Kurdish intellectuals who asserted "Yazidis are Kurds" were put on trial. They also claim that various Kurdish intellectuals have been assassinated, for example, Dr Sihide Ibo, Dr Dewreshian and Hesen Abbasian, and that other intellectuals have consequently fled, see www.yezidi.org.          http://www.ezdixane.ru/content/view/720/391/

0

Оставить комментарий