Опубликовано: 29.04.2008 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад

 

     В древности Северную Месопотамию и окраинные нагорья Ирана, окаймляющие с востока долину Тигра и Евфрата населяли многочисленные племена. В северной части Месопотамии и притоках Тигра памятниками рано засвидетельствованы поселения племен хурритов; далее к востоку, в горах, жили луллубеи и кутии. Соседние с Двуречьем долины рек юго-западного Ирана занимали эламиты.

        В своем большинстве эти и близкие к ним племена в IVIII тысячелетиях до н.э. были оседлыми и полуоседлыми скотоводами, жившими еще в условиях первобытнообщинного строя.

        Кутии были расположены на северо-западе Двуречья и на западе и юго-западе Урмийского озера. Анализ текстов показывает, что «только в III и во II тысячелетиях до н.э. термин «кутии» имеет конкретное значение определенной этнической группы, жившей где-то к востоку, северу и северо-западу от луллубеев, возможно в современном Иранском Азербайджане и Курдистане»[1].


[1]Дьяконов И. М. История Мидии. С.104. Москва – Ленинград, 1956.

        В своем выступлении на семинаре в Баку в 1966 г., имея ввиду Южный Азербайджан и Курдистан, И. М. Дьяконов сказал, что «первый из этих районов, без сомнения, не был населен хурритами-ураратами, а второй мог быть ими населен лишь частично, так как в IIII тысячелетиях до н.э., повидимому, были кутийские (гутийски), и, возможно, луллубейские племена»[1].

       Ко времени первого упоминания в шумерских источниках кутии были уже сложившимся племенным союзом, основным занятием которых являлось скотоводство, но в отдельных зонах занимались и земледелием и ремеслом.

       Кутии являются одним из автохтонных населения края и по языку относятся к другим древним обитателям Загроса — луллубеям, эламитам, касситам и каспиям. «По всей видимости, писал И. М. Дьяконова, — кутийский язык был самобытным, и, быть может, в какой-то мере был близок языкам эламской группы, распространенной…во всей Загросской области (эламиты, касситы, луллубеи, может быть, каспии)»[2]. Академик Г. А. Меликишвили также относит кутийский язык к «загро-эламской группе»[3].

        На исторической арене кутии появляются в конце XXII в. до н.э., в правление аккадского царя Нарам-Суэна (Нарам-Сина), державшего тогда в своих руках всю Месопотамию, вплоть до предгорий Загроса, гор Тавра; в зависимости от него находилось также Элам и частично, вероятно, Сирия.

        В начале III-го тысячелетия до н.э. на северной Месопотамии семитские племена образовали новое мощное государство — аккад. Приблизительно 2287 г. до н.э. основатель Аккадского государства Саргон (2316-2261 гг. до н.э.) положил конец Шумерскому государству и образовал единое централизованное шумеро-аккадское государство и создал регулярную армию, способствовавшей к ведению новых успешных войн. В источниках отмечается, что он захватил «Верхнюю страну и города Мари, Эльба и Ярмути и дошел до «горы кедровых лесов и благородных металлов». Как правило, считалось, что кедровые леса и благодарные металлы находились в Оманских и Таврских горах. Вероятно, под «Верхней страной» понимали расположенные на севере Месопотамии области от востока на запад. На этих территориях жили племена кутии и субарту.

        Один из племен, которые близко и активно участвовали в политических событиях двуречья, были и кутийские племена.

       

Государство Кутиум. В III тысячелетии до н.э. на западе озера Урмия существовали кутийские племенные объединения, которые уже ко второй половине III-го тысячелетия до н.э. объединились в государство. Кутийские правители вмешивались в происходящие в Междуречье политические события и постепенно обосновались в ней. Энридавазир (ок. 2225-2205/4 гг. до н.э.) — один из первых среди дошедших до нас имен кутийских царей принявшей титул «Великий царь Кутиума и четырех сторон мира». Кутийские военные отряды принимали участие в защите города Ниппур, расположенный в Междуречье. Во главе кутийских военных отрядов стоял сам царь Енридавазир, так как в Ниппуре был расположен его резиденция. На это указывает и найденный в Ниппуре писменный памятник с его именем.

        Кутии поддерживали дружеские отношения с шумерами и выступали против Аккадского государства. Давление кутиев на Аккадское государство постоянно усиливалось.   Воспользовавшись ослаблением Аккадского государства Сарлагаб (Сарлаг, 2191-2185 гг. до н.э.) перешел в наступление на Междуречье. В бою победил правитель Аккада Шариалишарри и Сарлаг попал в плен. После смерти Шариалишарри кутии услилили интервенцию в Междуречье. Правитель кутии Елулумеш (2177-2171 гг. до н.э.) свергнул Аккадское государство и кутии господствовали здесь примерно сто лет. 

         Видимо, интервенция кутиев в Междуречье начились в период правления Нарам Суэна, от рук которых и он пал. Возможно, в годы правления наследников кутийского царя Сарлага — Имта (2204-2197 гг. до н.э.) и Ингешуша (2184-2178 гг. до н.э.) удалось кутиям закрепиться на востоке и северо-востоке Междуречья.

     Наследник Сарлага — Йарлагаш (2184-2178 гг. до н.э.), возможно, усилил интервенцию в Междуречье и положил конец Аккадскому государству. Вторая часть имени Йарлагаша название шумерского города Лагаш. Наследник Йарлагаша Елулумеш (2177-2171 гг. до н.э.) воспользуясь внутренней нестабильностью в Междуречье в 2175-2172 гг. до н.э., окончательно разгромил Аккадское государство и восстановил здесь кутийское правление. Источники отмечают, что власть перешел в руки кутиев, и таким образом, в шумере и Аккаде началось кутийское правление.

        О правлении кутиев в междуречье имеются разные суждения: якобы кутии переживали последнюю стадию первобытнообщинного строя, до захвата ими власти в Междуречье не имели государственную систему правления, сыграли в Междуречье только разрушающую роль и добились недовольство местного населения.

         Такие суждения возникали из-за отсутствия достаточных источников информации о кутиях, а также из-за их пристрастного анализа.

       Кутии одним броском не захватывали Междуречье. Они постепенно ослабляли политическое положение правителей Аккада, вмешивались в внутренние дела Аккада. Одновременно кутии поддерживали тесные связи с религиозными центрами южного Междуречья и Шумера. Еще раньше, когда Нарам-Суэн разрушал святилище Энлил в г. Ниппуре — религиозном центре Шумера, шумеры на помощь призвали именно кутиев. Придя на помощь,  кутийский царь Энридавазир спас Ниппур от разрушения аккадцев, и оставил свой надпись в святилище Энлил. Он, также как и Нарам-Суэн, себя называл «царем четырех сторон мира». Он носил титул «Великий, Царь страны Гутиум».

         Таким образом, еще в XXIII в. до н.э. у кутиев существовало царская власть. Кутийский царь Энридавазир во время конфликта Нарам-Суэна с Ниппуром был на стороне шумеров. Вероятно, кутийские цари Имта и Ингешуш расширили вооруженную борьбу против последних аккадских правителей. Кутии выступали как союзники шумеров. Наконец в 2175 г. до н.э. кутии захватили Аккад и положили конец правлениям царей из династии Саргона и освободили шумеров от господство аккадских завоевателей. В поэме «Плач об разрушении Аккада» разгром Аккада вменялось в анонимным силам. Хотя в поэме в разрушении Аккада обвиняются правители Аккада и гадают о его разрушении.

Кутии существующего в Междуречье систему государственного правления не сменили и государством управляли через назначенных ими местных наместников. Кутии довольствовались собранный от населения, данью. Кутии, кроме своих богов, поклонялись и местным богам Двуречья. Источники бога Син и богиню Иштар называют кутийскими.

        Кутийские правители свои надписи составляли на аккадском языке. В честь кутийского царя Лагараба (Лаераб, 2135-2133 гг. до н.э.) в Сиппаре была выставлена написанный на аккадском языке памятник. В честь кутийских царей Йарлаганда (2120-2113 гг. до н.э.) и Сиума (2112-2105 гг. до н.э.) в городе Умме был составлен надпись. Город Ур упоминается на печати кутийского царя Пузур-Суэна (2127-2120 гг. до н.э.). Власть кутиев охватывал весь Междуречье. Такие города как Ниппур (сравни с Нишапур), Сиппар, Умма, Ур превратились в их опорные пункты. В период длительного правления кутиев экономика и торговля Междуречья переживала свой расцвет (вступил в период своего расцвета).

        В «Шумерском царском списке» приводится список кутийских царей, властвовавших в период своего господства в Двуречье:

                              

 «Племя кутиум не имело царя»

 (1)  Имта стал царем, правил 3 года (вариант: 5 лет)

 (2)  Ингешуш правил 6 лет

 (3)  Сарлагаб правил 6 лет

 (4)  Шульма (вариант «Иарлагаш») правил 6 лет

 (5)  Элулумеш правил 6 лет

(6)   Инимабагеш правил 5 лет

(7)   Ингешуш (текст здесь «Игешауш») правил 6 лет

(8)   Иарлагаб правил 15 лет

(9)   Ибате правил 3 года

(10) Иарлагаб (вариант «Иарлангаб») правил 3 года

(11) Курум (вариант:[…] би) правил 1 год

(12) Хабилькин правил 3 года,

(13) [Лаэ]рабум правил 2 года,

(14) Ирарум правил 2 года,

(15) Ибранум правил 1 год,

(16) Хабяум правил 2 года

(17) Пузур-суэн правил 7 лет

(18) [Иа]ралагнда  правил 7 лет

(19) [Си]ум правил 7 лет

(20) Тирика(н) правил 40 дней

(21) Царь правил [91] год и 40 дней» (ИМ, 107).

 

       Кто были кутии по своей этнической принадлежности? Имена их не поддаются истолкованию из известных нам древневосточных языков. Следует обратить внимание на характерное i — в начале этих имен, и на окончание — ав/р и — ş. Последнее окончание было широко распространено еще во II и в начале I тысячелетия в топонимических названиях области Загросских гор (IIIVII по нашей классификации), то есть в коренной области кутиев[4].

III. Бассейн озера Урмия и впадающих в него рек.

IV. Долины реки Кызыл-Узен (Сефид руд) и ее притоков.

 V. Верховья реки Малый Заб, области расположенные юго-западнее районов III и IV, по ту сторону поперечных горных хребтов тяготели уже более Ассирии и Вавилонии, тесно была связана географически с Ассрией и областью Замуа. Замуа в широком смысле — (район современных городов Миандуаб-Банэ-Сулеймания-Зохаб-Сенендж), но в узком смысле Замуа — это верхняя часть долины М. Заба, одного из притоков Тигра, пересекавших в нижнем течении коренную ассирийскую территорию.

 VI. Верховья реки Диялы.

 VII. Среднее течение реки Диялы (около современного города Ханекин), еще с середины II тысячелетия до н.э. полностью подчиненная политическому влиянию Вавилонии. Южнее долины, на ее притоках, была расположена область Бит-Хамбан (Комбадена античных географов; впрочем к Комбадене относили и следующий, VIII район — долины верховьев реки Керхи: Элиппи — Элимиада—Керманшах—Бехистун). Южнее Бит-Хамбана и вокруг Элиппи в горах современного Луристана, жили родственные, вероятно, жителям Элама горцы-касситы, сыгравшие большую роль в истории Вавилонии).

     Почему ассирийские, аккадские, шумерские, вавилонские боги, в основном (за исключением Шумера), семитских племен (арамейцев) не зафиксирован в исторических территориях семитов-арамейцев, на тех землях, откуда они пришли. Это объясняется следующим. Когда они пришли, то застали кутийские племена вполне сложившимся общинным строем с сильными племенными царьками и приняли у них и стали поклонятся тем же богам — Иштар, Син, Шамашу, Ададу и другим.

       Кутийский царь Лишир-пир’ини, сын Иккиб-Шахмата (?) установил изображение, когда вернул (под свою власть) страну Забан (?) кто удалить (?) изображение, того отпрысков и имя истребят (?) (боги) Шамаш и Адад»[5].

       Только этим можно объяснить почему в ассирийских войсках можно видеть наемников-«не ассирийцев». Потому что, «пришлые» входили в контакт с местными, «закреплялись» на территории, изучали обычаев, нравов и противоречий между местных племен, выбирали среди них себе союзников и совместно свергали один за другим царей местных, пока не займут господствующее положение и в итоге подчиняли себе и последних. Это мы наблюдаем и позже в примере персов, арабов, турок и других завоевателей.

        Централизованным обществом были характерны и общие боги. По этой причине у родственных племен касситов, кутиев, луллубеев, эламитов общих богов не было, а были разные племенные боги, но с единым для всех этих племен и внутри племен общими идеологическими и политическими понятиями.

         Отсутствует информация об управлении Аккада кутиями. Среди подчиненных кутиям шумерских городов хозяйственная деятельность Лагаша отразилось в источниках. По некоторым суждениям, якобы кутии разрушили и города Урук и Ур, но в источниках об этом ничего не сообщается. Наоборот, кутийский царь [Си]ум называл себя «вечным работником храма Ура». В начале кутийского правления в Лагаше Ур-Баба действовал в качестве энси. Энси зависел от кутиев. Энси Лагаша себя не называли Лугалами («правителями»). Вероятно, Ур и Урук были в сфере влияния Лагаша. В период правления наместника Гудеа (2133-2117 гг. до н.э.) Лагаш еще больше развивалась и управлял всеми Шумером. Гудеа достиг правления в качестве зятя Ур-Баба. Наместники Шумера, начиная от Ура и кончая до Ниппура, подчинялись его власти. В свою очередь Гудеа считался наместником кутиев. Несмотря на это Гудеа имел права проявлять самостоятельную политику. Видимо Гудеа сам был из кутийцев, ранее обосновавшихся в Шумере. Источники называли его «Добрым и справедливым пастырем», или Энси. Он не использовал звание «лугала». Он не вел завоевательные войны, а стремился обеспечить мира и религиозную жизнь внутри страны.

          Все это, конечно, неправильно было бы связать только именем Гудеа. Возможно, именно господство кутиев обеспечил спокойствие и мир в Двуречье.

          В таких условиях Гудеа больше внимания уделял к строительным работам. В строительствах храма, кроме шумеров принимали участие и соседи. Источники собщают, что в строительстве храма «эламиец приходил из Элама, житель Суз приходил из Суза». Гудеа сумел создать тороговые связи рядами стран. С помощью торговли в страну завозили строительный лес, особенно строительные камни, золото, медь и битум и т.д. Строительство храмов осуществлялось в Лагаше, Ниппуре, Адаб, Нгирсу и других городах.

         В период правления Гудеа получил широкий расцвет шумерская литература и искусство. Шумер поддерживал с другими странами торговые связи. Свободно использовались торговые пути от Верхнего моря (оз. Урмия) до Нижнего моря (Персидский залив). Гудеа обращал внимание на строительство поливных каналов, развитие земледелия и садоводства. В период его правления храмовое хозяйство превратилось в самостоятельную хозяйственную единицу. Источники сообщают о плодородии пашен, обилие зерна и многочисленности скота.

            По другим мнениям, в период Гудеа не было никакого расцвета, которой препятствовал все большее повышающаяся дань, установленных кутиями. Представитель кутиев носил «суккал» («посланец»), под надзором которой осуществлялся дань.

            Возможно, Гудеа создавал благопулучие Лагаша за счет других частей Двуречья и этим так же как и своей социальной политикой вызывал недовольство крупной рабовладелческой знати других городов Шумера.

            Известно, что Лагаш кутиям отправлял растительное масло и скот. Это не являлось ни данью, ни налогом. Эту можно было считать суточным или месячным продуктом. Лагаш обеспечивал продуктами кутийский царский двор. Это указывает на то, что Лагашем управляли непосредственно сами кутии, из число которых и был сам Гудеа.

           Гудеа умер ок. 2117 г. до н.э. В период его правления его наследников политическое положение Шумера не изменилось. В стране продолжалось кутийское правление. После кратковременного правления наследников Гудеа, примерно в 2112 г. до н.э. Наммахани занял пост наместника. Он носил звание духовного правителя (Энси) Уммы. Письменный источник свидетельствует, что «в то время, когда Иарлаган был царем Кутии, Наммахами, энси Уммы, восстановил старый дом (храм) Нинурты — матери Уммы».

         Как видно,  Наммахани так же подчинялся Иарлагану, одному из последних правителей кутийской династии. Известно, что в честь кутийского царя  [Си]ума  был составлен надпись. После смерти Сиума на царский престол воссел Тирткан (вар. Тиригае — 2104 г. до н.э.). Источник отмечает, что Тирикан правителей Ур-Ниназу и Наби — Энлила отправил в Шумер и даль им полномочие правителей, которые, естественно, были кутиями. Ур-Ниназу — «огонь, рожденный (богиней) Инанной, Нинной». Наби — Энлил — «небесный, божественный Энлиль». На севере и юге Двуречья у Тирикана были дворцы. На юге его дворца находился в городе Дубрум (Дабрум). Этот город относился к области Умма.

        По имени последнего царя кутиев Тирикана были названы три укрепленных поселения … Тирикан был очень популярной фигурой — вроде «Аждахака» или «Искандара» средневековых легенд[6].

         Он властвовал всего 40 дней. В городе Урук против него была организовано тайный заговор. Во главе заговора стоял Энси Урука Утухегаль.

         В происшедшей битве (2109 г. до н.э.) Утухегаль одержал легкую победу. Тирикан сбежал с поля боя, пытался укрыться в селении Дубрум, но был выдан жителями Утухегалю и казнен[7].

         Следует сказать, что кутии с политкой, сеяющей смуту, не смогли бы так долго удержаться в Шумере. Многие иследователи согласны, что противоречия, возникающие из-за политико-экономического строя Двуречья связывались именем кутиев. Среди городов-государств шумеро-аккадского общества вражда, заговоры, расставания супругов, продаже детей в качестве рабов было обычным явлением. Поднятие рук на шумерских богов кутийцами звучит как сочинение. Наоборот, в кутийских царских и надписях отражены поклонение Шумерским богам. Таким образом, можно сказать, что книга, написанная от имени Утухегаля преследовала цель оправдания ликвидации кутийской династии.

        Утухегаль от имени бога Энлиля населения Урука призвал выступить против кутийского царя Тирикана, использовал выражение «Возвращение царства Шумера Энлил доверил мне». Из источников видно, что другие города Шумероа не выступали против Тирикана. Утухегаль на битву против Тирикана готовился с помощью сил урукцев. Это объясняется тем, что кутии в Аккаде, в отличие от шумерских городов, управление поручили местной знати. В самом Аккаде продолжают править собтсвенные цари Дуду и Шу-Дуруль (ок. 2172-2137 гг. до н.э.); позже создается аккадское династия и на юге, в Уруке (2142-2108 гг. до н.э.).

         Вблизи Муру, расположенного на расстоянии дневного перехода от города Уммы, произошла битва. Отряд Тирикана подверглись внезапному нападению. Он бежал в город Дубрум, свой дворец. Источники об этом пишут: «Царь Кутиума Тирикан убежал один. В городе Дубруме, где он укрылся, встретили его благосклонно. Но, когда население города узнали, что волей Энлиль Утухегаль стал царем, они Тирикана не отпустили. Посланные Утухегалем люди задержали Тирикана и его семью в Дубруме, руку привязали деревянными кандалами и закрыли им глаза. Привезли его к Утухегалу; бросили под его ноги. (Утухегаль) положил ногу на его шее. Он (так) унизился и … Кутиум, ядовитый змей гор, был удален от его территории… (таким образом, он) вернул царство Шумеру». Утухегаль с легкостью добился ликвидации кутийского правления. Тирикан подвергся к его внезапному нападению и был побежден. Интересно, что Тирикан не был казнен и был удален из страны. Эхо поражения Тирикана долго жил в Истории. В документе, составленном в период Селевкидов поражение Тирикана был объяснен с неудачным для него природным явлением, солнечным затмением.

       Утухегаль после ликвидации кутийской династии принял титул «Царь четырех сторон света». Он царствовал 7 лет (2104-2097 гг. до н.э.).

        О влиянии его правления на другие шумерские города ничего не известно. Возможно, бывшие наместники шумерских городов воспользовавшись ситуацией, приняли титулы правителей (лугал). Один из таких наместников был Ур-Намму, который правил городом Ур. Он правил 18 лет (2112-2093 гг. до н.э.). Утухегалу не удалось объединить весь Шумер под единой царской властью. По сведениям источников, Утухегаль случайно затонул в речке. Хотя по свидетельству тех же источников Утухегаль был по происхождению рыбаком и преподнести его гибель в речке как случайность, был бы неправильным. Вероятно, среди оппозиции были люди, которые симпатизировали кутийскому правителю. Утухегаль был убран с помощью заговора. В этом заговоре была и рука Ур-Нуммы, так как, в скором времени его сын был приглашен в Урук в качестве энси. Учитывая тот  факт, что традиционно Урук был  тем  городом, который был в тесных контактах с кутиями, это не должно вызвать удивления.

       Ур-Намму известен как основатель III-й Урской династии (2112-2003 гг. до н.э.). Эта династия была последнее шумерское государство. Государство Ур-Намму продолжало Шумерские и Аккадские традиции. Он принял титул «Царь Ура, царь Шумера и Аккада». Ур-Намма продолжал присущего царям Шумера и Аккада традиционные строительные работы. Он, во всем Шумере расширил строительство храмов и начал строительство величественного башенного храма (зиккурата) Ура. Это строительство было завершено его сыном Шульгой. Спустя 1500 лет царь Вавилонии Набонид восстановил заново этот величественный царский зиккурат.

          Ур-Намму построил новые каналы. Среди них канал Ур-Эриду имел больше значения. Она тянулась до Персидского залива.

          Ур-Намму составил свод законов, которые, среди составленных до сих пор законов считаются самыми древними.

          Законы Ур-Намму были найдены в 1952 г. во время раскопок в Ниппуре. «Книга» (Таблица) из-за повреждений законы полностью не сохранились. Свод законов состоял из вступления и статей. В вступительной части отмечается о послании законов богами. Ур-Намму говорит о своем походе к власти с помощью «покровительства Бога». Отдание законов или же приход к власти, как правило, в древнее время связывались с именем бога. Ур-Намму говорит о создании им «справедливых законов». Его законы начинаются со слов: «Пусть сильный не обижает вдовь и сирот…». Ур-Намму определил правил постоянных весов и меры и тем самым стремился стабилизировать рыночные цены. В Шумерском обществе уже наблюдалось разительное имущественное неравноправие. В одной из статей говориться, что «хозяин одного сикля (денежная единица) не должен быть эксплуатирован со стороны хозяина одной мины (60 сикл)». Видимо, богатые слои воспользовались трудом свободных общинников принудительном порядке.

           Законы Ур-Намму отрегулировали разные юридические нормы. В шумерском обществе колдовство широко распространилось. Чтобы предупредить колдовство, были предусмотрены специальная статья в законе. Согласно статьи, обвиненный в колдовстве личность должен был доказать свои невиновность. Его виновность или невиновность проверяли с помощью ордалии. Ордалиа — была формой испытания с помощью воды. Виноватого бросали в воду. Если он оставался живым, то считался невиновным. В некоторых случаях в Урском шумерском обществе богатых тоже обвиняли в колдовстве. Если доказывалось вина богатого в колдовстве, то его богатство передавалось обвинителью-истцу. Чтобы предупредить безосновательных обвинений, наговорщиков также испытывали с помощью воды — применялось по отношению к ним ордалия.

       В одной из статей идет разговор о положении рабов. Рабы подвергались тяжелой эксплуатации. И по этой причине убегали от господского хозяйства. Статья обещала награждение тем, кто возвращал рабов к их господам. Убивший рабов и рабынь обязан был возмещать их или выплатить их стоимость. В Законах имелись статьи, затрагивающие семейные отношения. Супружеская неверность женщины каралась смертью. При разводе муж обязан был обеспечить жену определенной суммой денег. Не оформленный брак считался незаконным. Жених должен был вознаградить отца девушки брачной нагорадой (калым). Если отец девушки не сдерживал свое обещание и выдавал дочери другому, то обманутый юноше должен был его брачный подарок возвращать в двойном размере.

         В законах отразилось и земельные отношения. Запрещалось захвать и обрабатывание чужой земли. В таких случаях урожай конфисковалось, а человек, самочинно захвативший землю, штрафовалось. Арендатор взятый им земельный участок должен был обрабатывать и урожай в заранее определенном количестве выплатить хозяину земли. Если участок оставалось без обработки, то арендатор должен был ущерб возмещать хозяину земли. Спустья 300 лет ряд положений этого закона нашло свое отражение в Законах Хаммурапи.

         Наследник Ур-Намму Шульги (2093-2046 гг. до н.э.) продолжая политику отца еще больше укрепил государство. В внутренней политике он продолжил строительство храма. Одновременно он в городе Уре построил огромный дворец и разместил там государственные учреждения. Дворцовые чиновники наряду с надзором над экономикой страны учитывали доходы, налоги и дани государства. Шульги создал единую систему мер и весов. Эта система должна была приниматься в Двуречье.

        Шульга в целях повышения боеспособности армии провел рад мероприятий. Он реорганизовал армию, фланги пехоты заменил с легко вооруженными лучниками или копьеносцами. Образовал наемников, состоящих из амореев. За службу воинам передавались земельные участки.

          Только после этого Шульги начил расширять царства III Урской династии. На востоке он организовал поход на Элам. Захватил эламские области Аншан и Варахшена. Выдал своих дочерей правителям Аншана и Варахшена. Дипломатические браки привели Элама в временную зависимость от  III Урской династии. На северо-востоке(?) Шульги  ввел войска в страну Симурру, расположенную между реками Нижний Заб и Дияла. На северо-востоке(?) организовал военный поход против Луллубейские племена. На западе он захватил Северную Сирию. На севере захватил страну Субарту (Субир). Шульги завоевал земли от Нижнего до Верхнего моря. На захваченных странах назначались наместники. Несмотря на это, вновь захваченных землях часто происходили восстания. Ему пришлось только в стране Симурру пять раз подавлять восстание.

         В период правления Шульги мощь III Урской династии еще больше увеличилось. Он принял титул «Царя Ура, царя Шумер и Аккада, царя четырех сторон света». Для управления огромной страной требовалось расширения бюрократического аппарата государства и Шульги учредил различные государственные чиновничьи должности. Самая высокая должностная личность считалась Суккал-мах[8] («Высокий посол»). Сравнительно нижестоящая должностное лицо назывался суккал (посол). Суккал-мах надзирал над рядами участками, причем разнообразными, например, носил звание энси, шаркан («военный начальник» — подается переводу исключительно с курдского языка и буквально означает: шар-война, драка и общеиранский суффикс принадлежности — кан). Страны Кутиум и Су были подчинены власти Суккал-маха. В этот период о походах в страну Кутиум ничего не сообщается. Эта также указывает на кутийский характер III Урской династии.

         Постепенно энси (перенятый аккадами шакканаку) от высокого государственного звания превратилось в понятие, определяющее личности, занимающий сравнительно небольшие обыкновенные государственные должности. Энси выполняли религиозные, судебные и административные должности. Одновременно он наблюдал и за государственным хозяйством. Выполнение этих же обязанностей в еще более высоком уровне входил в компетенцию Суккал-маха.

     Личность Шульги был обожествлен. Его называли «богом». Обожествление Шульги и его наследников служить доказательством установления абсолютной власти в III Урской династии.

        При наследниках Шульги Амар-Зуена (или Бур-Сина — 2045-2037 гг. до н.э.) и Шу-Сина (2036-2028 гг. до н.э.) захватнические войны не прекратились. На войне против Элама были организованы несколько военных походов. Одновременно с целью приостановления притока аморейских племен из запада в Двуречье была построена стена длиной до 200 км, протянутая от запада на север. Однако и эта не смогла помешать притоку и размещению в Двуречье аморейских племен, которые дошли даже до Элама.

       Несмотря на захватническую политику III Урской династии, соседние страны и племена регулярно нападали на Двуречье. Западные границы страны  постоянно угрожали амореи, которые постепенно обосновались в Двуречье и увеличивали число населения, говорящие на семитских языках. Элам также постоянно нападал на Двуречье.

       Последний царь III Урской династии Ибби-Син (2027-2003 гг. до н.э.) не смог остановить развала государства. Его наместники Ишби-Эрра захватив на юге Двуречья город Исин и другие города, начал войну за власть с Ибби-Сином.

        Другой наместник Наиланум создал власть амореев в г. Ларса. Лагаш и Умма также вышли из под контроля III Урской Династии. В такой обстановке эламиты и племена су напали на город Ур. Ибби-Суэн был взят плен и отвезен в Аншан. «Плач об уничтожении Ура» отмечал о заполненных трупами улиц и дорог городе, пропитанной кровью слоев земли». В южном Двуречии гегемония перешла в город Ларса и Исин. И тем самым завершилась тысячелетняя история государств Шумера и Аккада.

       После распада  III Урской Династии в начале II тысячелетия до н.э. в Двуречье образовались ряда городов-государств (они и были). Среди них самые важные были Исин, Ларса, мари, Бабил и Эшнунна. Города-государства вели борьбу за политическую гегемонию в регионе. Город Исин был расположен в самом центре Южного Двуречья. Основу города-государства Исин положил наместник царя III Урской Династии Ишби-Ерра. В 2017 г. до н.э. он стал суверенным властелином Исина и принял титул «Царя четырех сторон света». После его смерти (1085 г. до н.э.) государство Исин еще больше усилилась и процветала. Его наследник Липит-Иштар (1934-1924 гг. до н.э.) составил свод законов. Он носил титул «царя Шумера и Аккада». Ряд городов Двуречья (Исин, Ур, Ниппур, Урук и др.) ему подчинялись.

       Закон Липит-Иштара стояли из вступления и 43-х статей, часть из которых до нас не дошли. В законах отразилось семейные отношения, общественные, государственные и частные хозяйственные проблемы. Законы определяли юридическую принадлежность семейной собственности. У детей, рожденных от рабынь, не было прав на семейную собственность, но глава семейства отец лишь мог бы даровать им свободу. Отец, даже если бы после смерти женился на этой же рабыне, от которой у него были дети, то ее дети не смогли стать хозяевами семейной собственности. Мужчина имел права на повторный брак (второй раз), но он должен был содержать и первую жену. В будущем, хозяевами приданого жены могли стать только ее дети. Если мужчина разводился с женой, то объязан был обеспечить ее «разводными деньгами (серебром)». Частная собственность защищалось законами. Воровство имущества каралась смертью. Вора захороняли на месте преступления. Иногда ворованное имущество возмещалось несколько больше (в неоднократном размере).

       Правитель Исина не смогли взять под свою власть все двуречья.

       Ларса была расположена на юге Двуречья. После распада III Урской Династии здесь к власти пришли династия амореев (кутийский наместник с помощью аморейских племен пришел к власти). Первый царь Ларсы был бывший наместник Ибби-Суэна Напланум. Из его наследников Гунгунум (1932-1906? гг. до н.э.) принимал титул «Царя Шумера и Аккада» (обращает внимание тот факт, что цари большинство городов-государств принимали подобный титул). Он занимался строительством храмов и орасительных каналов. Его военные походы были направлены на сторону Аншана и Элама. В XIX в. до н.э. Ларса перешел под власть царей Эламской династии (1934 г. до н.э?). Эламит по происхождению Кулурмабук перехватил власть в Ларсе в 1934 (?) г. до н.э. Он отказался от пышного титула и назвал себя «Отцом амореев». В годы правления его наследников Варал-Сина (1834-1823 гг. до н.э.) и Рим-Сина (1822-1763 гг. до н.э.) Ларса превратилась в мощного государства. Исин был подчинен Ларсе.

       Можно сказать, что Южное Двуречье попал под политическое влияние Ларсы. Ларса играл передовую роль в политической жизни Двуречья. Имеющий 50-100 тыс. населения Ларса превратилась в развитый город Двуречья.

       Таким образом, можно сказать, что политическая власть кутиев закончилось с свержением кутийской династии в Ларсе (ок.1906 г. до н.э. с свержением царя Гунгунума, наследника Ибби-Суэна).

        После того, как кутии потеряли власть в Двуречье, они не смогли создать сильное централизованное государство. Другая причина — усиление интенсивности притока в Двуречье семитских племен, которые усиливаясь, стали теснить кутиев и других племен из Двуречья, создавая крупные города-государства и при этом умело пользовались имеющимися среди кутиев, противоречиями и враждой между родственными племенами «эламско-загросской» группы, возникающие из-за постепенных междоусобных войн и конфликтов.

        Кутии не только повлияли на культуру Двуречья но и сами подверглись ее культурному воздействию. Ряд кутийских царей свои краткие таблички составляли клинописью на акккадском языке. В их книгах отразилось поклонение богам Иштар и Син. Во главе кутийского пантеона в эту пору стояла богиня. Кутийские варианты этих богов не были известными. Но, можно сказать, что кутии поклонялись богине любви и плодородья Иштар и боге луны Син. В дальнейшем в Ассирийских пантеонах названный бог Ассара был из кутийских богов. Известно, что ассирийцы включили в свой пантеон кутийских и лулубейских богов.

         В стране кутиев шла внутридинастийная борьба за власть. И это оказало влияние на систему правления кутиев в Двуречье. Здесь власть кутийских царей была кратковременными. Среди них были цари, которые властвовали от одного до 15 лет. Только Иарлагаб два раза был царем и соответственно царствовал 15 и 3 года. Кутийский царь одновременно правил и всем Двуречьем. Из царского списка видно, что не было централизованной власти. Какой город-государство, усилившись, занимал доминирующее положение в Двуречье, подчинял своему политическому влиянию и другие города-государства. После потери политической власти кутии не смогли создать свою централизованную власть и распались на отдельные мелкие царства.

          В конце III тысячелетия до н.э. кутии, так и в Луллубии государства распалось на мелкие части. И такое положение продолжалось до I тысячелетия до н.э.

          Поэтому необходимо рассмотреть историю Курдистана в рамках исторически сложившихся этнических и географических границ.              

     

               


[1] Сумбадзаде А.С. Азербайджанцы  — этногенез и формирование народа. С. 25. Баку, 1990.

[2]Дьяконов И. М. , ук.соч., с.110.

[3]Дьяконов И. М. , ук.соч., с.120.

[4]Дьяконов И. М. , ук.соч., с. 109.

[5]Дьяконов И. М. , ук.соч., с. 116.

[6]Дьяконов И. М. , ук.соч., с. 109.

[7]Сравни ИМ, 114

[8]Мах в значении «Высокий», обращение, титул аристократ (к примеру, курдский историк XIX в. Мах  Шараф Ханум Курдистани носил этот титул. Также в современном курдском языке – muxtar – староста, квартальный (города), управляющий; muxtari – должность старосты, управляющего (Курдско – русский словарь (сорани). С. 617. М.,1983). 

0

Оставить комментарий