Лятиф Маммад
Армянские источники (Фавстос Бузанд. IV — 27,31,36,39; «История Армении» М.Хоренского; Н. Адонц) сообщают о княжеском роде Мамиконеан, родовой областью которых считался Тайк. Источники подчеркивают, что княжества Мамиконеан наряду с Багратидами, Базикан (Мардпетами Арцруни), Хорхоруни и Камсаракан особо выделялись от остальных княжеств и пользовались определенной независимостью.
Н. Адонц происхождение рода Камсараканов также роднить «по крови и званию со Спандиатом» — родом аршакидского происхождения и соотносить их Мехранидам. «Дом Михрана» в ассирийских источниках всегда был упомянут в составе мидийского племенного союза. Ссылкой на Феофилакт (III, 18) Н. Адонц могущественный дом Михрана также считает одной из семи мидийских фамилий. Г. Капанцян также считает Михранидов «иранского происхождения»В армянской исторической традиции Мамиконидов принята считать пришлыми в Армению, а их род — происходящими от «ченов». Как пишет древнеармянский историк Фавстос (Фавстос Бузанд. V—37) «… сами Мамикониды с гордостью говорят о себе, что они ведут свой род от царей страны ченов». Себеос сообщает, что племена ченов появились в Армении в период правления парфянского царя Хосрова (217-252) из Ченистана (Себеос. XI.12,24). Согласно «Истории Армении» М. Хоренского, Мамикониды появились в Армении в период правления Шапура I (241-272, царь Персии и Мидии из династии Сасанидов), то есть в III в. Но, о «ченах» информация в письменных источниках присутствует, по крайней мере, с I-го века н.э. Армянский историк Вардан также политическое возвышение Мамиконидов также относит в период правления «пapcийcкогo царя, Шапуха». Многие народы Востока Китай называют «Чин», а самих китайцев — ченами. Историческая традиция это связывает с династической империей Цинь (221-207 гг.до н.э) и империей, где правила Маньчжурская династия Цинь (1644 – 1911гг.). Поэтому, некоторые склонные к преувеличениям современные армянские историки, поспешили род Мамиконеан связывать с китайцами («цанами»), а азербайджанские ученые, ставившие своей целью, во что бы ни стало «удревнить» и доказать «автохтонность» турков в Южном Закавказье и в Передней Азии, вполне серьезно стремятся видеть в Мамиконидах этнических турков. Н.Адонц считает, что в районах, преобладающих «Иберийской полосой», в этническом смысле, для названия главой рода наиболее «ходкий» термин «мамак», от «арменизированной формы иберийского мама –отец» и на этом основании делает вывод, что «мамак» – как «собственное имя в роде Мамиконидов», который первоначально служил родовым титулом для одного из княжеских родов, а потом сделался фамильным именем». Автор VI в. Агафий Маринейский сообщает, что «цанны, северное племя, которые с древних времен были подданными римлян, обитающие вокруг Трапезунда…». Интересное сообщение оставил нам античный греческий автор, знаменитый митрополит фессалоникский, живший в 12 веке Евстафий в «Комментарии к «Землеописанию» Дионисия» : «Макроны — народ понтийский, живущий южнее бехиров. Их называем саннами или, вульгарнее, цаннами… и страну саннов называют Цаникой употребляюшие вульгарную форму имени (Евстафий, 765). Цензорин, живший в первой половине III в. нашей эры, также сообщает о ченах (цанах): «…Против каппадокийцев, с правой стороны, армены, иберы,… бирраны, скифи, колхи, босфораны, санны, которые называются санниками…» (Цензорин. Книга происхождений,35). О саннах сообщает и Флавий Арриан (Объезд Эвксинского Понта,15), который Ксенофонтовское племя «дрилы» (Ксенофонт. Анабазис.V. II,1) считает саннами. Страбон таюке упоминает «над Трапезундом» тибаренов, халдеев и «саннов, которые прежде назывались макронами…» (Страбон. ХII, 3,18). В настоящее время этнологи выделяют племена мегрело-чанов/занов, которые вместе с родственными группами картов и сванов сыграли ключевую роль в сложении современного грузинского народа. Поэтому «макроны-санны/цанны» античных авторов, «чаны/чены» древнеармянских источников и мегрело-чаны/заны современных этнографов имеют общие этнические корни и имеют непосредственное отношение к грузинам. Все выше сказанное достаточно, чтобы отклонить утверждения и версии об «китайском» или «тюркском» происхождении рода Мамиконеан. Корни рода/племени Мамиконеан необходимо искать именно в курдском материале. М. Хоренский именем цаннов связывает нынешний населенный пункт Джаник, которая расположено 20-25 км. от г. Ван на север, на берегу озера Ван в Северном Курдистане и турками переименовано в Кедик – Булак («Холодный источник»). Но названия селения Джаник, горы Джаники вблизи Малатьи в северной (турецкой части) Курдистана, озера Джыгын на верховьях реки Веди на территории Республики Армения, населенные пункты Джинны и топонимы «Гора Джинны» на территории Северного Азербайджана непосредственно связаны именно с названием курдского племени джаникан (джюники) и цаннам никакое отношение не имеет. В Ассирийских клинописных текстах, датируемых 13 веком до н.э., рассказывается о походе ассирийского царя Тукульти Нинурты I в страны Щубарийцев, в частности в страну Мумми, которая по всей вероятности, граничила c странами Алзи, Мадани, Нихани и другими. Под шубарейцами скрываются хурриты, матиены, мады (мидийцы) и другие родственные протокурдские племена. Алзи — позднийший Алзини,. Алдзини, Алдзник/Завазан (от курдского «Зозан»). Нихани — позднейшая Нихирия или Нихоракан. Мадани — поздняя Мигдония или Нисайбин. В этих «странах» уже обитали протокурды. Из письма ассирийского полководца Ашшурбелдана своему царю Саргону II (722/1- 705 г.до н.э.) становится известным, что он просит у царя совета, как быть с не подчинившимся жителями поселения мумийцев, которые отказываются от царской повинности. Видимо, Ашшурбелдан желает все решать путем мирных переговоров и «хочет пойти и поговорить с ними о приказе царя», так как эти поселения ассирийцам перестали подчинятся еще со времен Шамшилая (Шамашилая) — с 818г до н.э. В надписи Шамши-Адада V (823 – 810 гг.до н.э.), высеченный на монолите в Калху (Нимруде) в рассказе о походе на мидян упоминается имена родоначальников «поселения мидян» Амамаша Кингиш — тилензахского и Маманиша луксайского. В запросе Ассархаддона (Ашшурахиддина — 680 – 669 гг. до н.э.) к оракулу бога Шамаша по политическим делам по мидийским событиям запрашивает его о возможном союзе «Каштарити (Фраорта — Л.М) — начальника поселения Кар-Кашши (колония касситов — Л.М.) с начальником поселения мидян Мамитиаршу (современное курдское племя мамрашан – Л. М.)» и вероятной направленности этого союза против Ассирийского царя. Кар-Кашши локализуется на территории современного Хамадана – древней Экбатаны. В священной книге христиан Библии содержится сведение о мидо-персидском царе Артаксерксе (Ксеркс, 486-465 гг.до н.э.) и о его семи особо приближенных к нему персидских и мидийских князях — главных начальников войска Персидского и Мидийского и правителей областей своих, имена которых были : Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена и Мемухан, «которые могли видет и лицо царя и сидели первыми в царстве» (Книга Есфирь, I, 14). Так как мидийские князи в перечне идут после персидских, то мы в Мемухане должны видеть мидийца. Имя Мемухана, видимо, искажено поздними переписчиками Библии, так как суффикс «хан» явно заимствовано из тюркского социального института и обозначает звание, должность вельможи высшего сана. Принимая во внимание тот факт, что тюрки массово в Передней Азии стали стекаться спустя почти тысяча лет после описываемых в Библии событий, то этим придется согласиться. Скорее всего, имя Мемухан правилнее было бы записать как Мемухун (Мемхун). Для сравнения — в курдском языке широко распространены имена Джагархун («Кровавый печень»), Дыльхун («Кровавое сердце»). Во время испуга у человека с лица отхлынивает кровь и он бледнеет и это обычное физиологическое явление, а в экстремальных случаях у человека с крепкими нервами и сильной воли и характера эмоции более сдержанны и он мало изменяется в лице. Поэтому, имена Джагархун и Дыльхун по смыслу обозначает сильного, храброго и бесстрашного человека. Также у курдов общепринято, когда необходимо выразить свое восхищение бесстрашием и салой конкретного человека, иносказательно отзываются о нем как о человеке «Чар гурчык (человек с четырьмя почками»). Среди курдов широко распространены собственные мужские имена Мам, Мамо, Мамэ, Мемо, Меменд, Меман,. Мамык, Мамхувир и женские — Мамшене, Мемуа, Мамйан (Мамхан). Род Арделанского княжеского дома назывался «Мамуи», что соответствует Муммуи ассирийских источников. В жемчужине курдского народного фольклора и одноименной поэме «Мам у Зин» курдской литературы Ахмаде Хани главного героя та к ж е звали Мам. «Мам» мы встречаем и в названиях курдских племен мамазейди (мамзеды), мамакуйе, мамалийа, маманли, мамаети, мамаш, мамаш – а – решкан (или мам-решан), мамраши (исповедующих езидизм), мамасении, мамлуй, мамики, мамхоран, мемус (луры) и другие. В курдском племени реванди (ревандузи) десятеро из двенадцати колен связаны с именем «Мам»: мамгирд, м а м а с а м , м а м с а л ь, м а м б а л ъ , м а м е к а л , м а м с и ль , м а м л и с ь, м а м с е к и . м а м е к а л ь и м а м у и . В курдском языке, особенно в диалекте сорани очень много словообразований с кор н ем слов «мам», к примеру — мам. мамоста – «учитель, наставник»; мама — «мама, бабушка»; маман , мамани —«повивальная бабка, акушерка, акушерство»; мамо — «дядя по отцовской линии»; мамотк — «знающий, сведущий»; мамоза — «двоюродное братья и сестры по отцовской линии»; мамечка — «овца с ягненком» и многие другие. Глубоко ошибочно попытка некоторых курдологов связать варианты антропонима Мам — эти личные курдские имена и племенные названия с арабо-мусульманским именем Мухаммед, на что справедливо указывает и курдский ученый Чарказе Раш. В Шумерском пантеоне существовал культ бога МАМЕТ. В шумеро-аккадской мифологии супругой владыка подземного царства Нергал была богиня Мамма (Мами, Мамету). В Вавилонском пантеоне Мама (Мамет) была богиней – матерю, создательницей людей и отождествлялосъ с богиней Аруру. В поэме, написанной в первой половине XI. века до н..э. жрецом – заклинателем Эсагил — Хиниуббибом в Вавилонии упоминается бог «Мам». Принимая во внимание Факт длительного господства ираноязычных племен кутиев в Шумере (более 120 лет) и касситов в Вавилонии (больше 400 лет, ХV1-XII вв. до н.э.), которые сыграли важную роль в формировании курдского народа, можно предположить и о существовании культа бога Мам и богини Мама среди протокурдских племен в качестве радо-племенных, которые и в дальнейшем вошли в названия курдских племен, родов, собственные мужские и женские имена. И в настоящее время среди курдов, исповедующих езидизм, сохранилось культ Бога Мам Шван — покровителя мелкого скота. Ведь у кардухов также существовал бог КАРДУЕЦ. Название Касситской Вавилонии Кардуниаш также, видимо, восходит к культу этого бога, возможно племенного, или по имени полумифического родоначальника. Не случайно, что курдская устная традиция основание г. Муша связывают с одним из родоначальников племени мамы(о)кан Мушетом, где поныне и продолжают жить курдское племя Мамыкан. Армянские источники также утверждают факта проживания иранцев-мидийцев на указанных территориях с древнейших времен. Говоря о мидийах, армянский ученый XIX в. Н. О. Эммин пишет, что «Слова «Вишапк» и «вишапазу′нк» сут перевод слова «аждахака». «Астиагес» и «астиагас» означает именно «змей». Древние армяне, твердо помня происхождение военнопленных мидийцев, называли их не только «драконидами», в честь их царя, но и змеями; и не только их, но и страну, откуда они были выведены. На этом основании и «мидийцы» и «Мидия» называется у древних армянских историков Мар′к. Откинув «к» (признак множественного числа) получим «Мар». В этой форме последнее слово существует в новоперсидском языке и есть не что иное, как зендское «мара» — «змей». В древней Армении встречаются даже города с зловещим названием «Оц» и «Вишап»; из них первый значит «змей», а второй — «дракон». Развалины Оц находится в Торонской области, ныне Муш. И второй город также здесь. Развалины не сохранились».Древнеармянская историческая традиция под мидийцами-марами подразумевает современных курдов. Известный армянский писатель XIX века Раффи (Акоп Мелик-Акопян)в своем знаменитом романе «Искра» пишет, что «Хакари, Баязет, Ахбак, Багеш (Битлис), Муш, Шатах, Сасун, Хизан, Мокский край, Чарсанджак, Кечу и д. Всеми этими уездами владели курды». Далее он, перечисляя обитающие на этих территориях основные курдские племена (как мусульман так и езидов), пишет, что «Они все мало отличались друг от друга своим характером и обычаяами. Говорили они все НА РАЗЛИЧНЫХ ДИАЛЕКТАХ МИДИЙСКОГО ЯЗЫКА (курсив мой — Л.М.». Эта традиция именовать курдов марами армянскими источниками перенята у персов. Еще в середине XIX в. письменные источники продолжали курдов именовать марами. Русский ученый В. Диттель так характеризует курдов-маров: «Курды вообще плохие мусульмане. Я приведу несколько поверий и поговорок, которые ходят о курдах на востоке, это даст понятие о нравственной физиономии этого народа. В Персии курд последний человек во всех отношениях; там не верят ни ему, ни его молитве. Если хотят сказать, что такое-то обещание никогда не сдержится, то говорят, «Это молитва Мора» («Мор» — одно из названий курдов). Другая поговорка персов, столь же верно характеризует курдов; они говорят: «Мор Казвинский – хороший вор, вор из Кенгавера (деревня курдов близ Хамадана) – отличнейший вор» и так далее». В древности Мамыкан жили на территории Арджис (Erdish), Халат (вокруг горы Сипан), Битлис, Муш, Хыныс, Малазгырт, Мотикан и Хизан. В годы Сасанидского правления за храбрость и доблесть в боях против римлян область проживания этих курдов были известны как Warebaran (позже арабы назовут Dur el Beran/Dar el Beran) — «Бараний Стан». До сих пор курды обитателей этих территорий знают под общим антропонимом mamokiyan–Mamokan. Таким образом, правильнее было бы род/племя Мамиконеан/Мамыкан непосредственно связать с курдскими племенами, в пользу которых и свидетельствуют вышеприведенные доводы. Армянский писатель XIX в. Раффи писал, что «От Мамгунян нахараров произошли племя Мамыкани». Автор тем самым признает сам факт связи рода/племени мамиконидов армянских источников с курдским племенем мамыкан. Род мамиконидов и племя мамыкан всегда в исторической арене выступал в своем курдском обличии и жалкие попытки внести в это чуточку тени сомнения уже потерпела неудачу. Как пишет Ч. Раш «армянский Мамикон тоже происходит от этого имени и переходил в армянскую среду из курдской антропономики». Видимо, область Тайк некогда принадлежала цанам/саннам и был завоеван во время мидийско-курдской экспансии на северо-восток в 590 г.до н.э., а может быть и чуть раньше. Фавстос (III.18,47) Тайк называет Мамиконидской страной. Эта начальная родина Мамиконидов. Усилившись, в VII веке Мамиконеаны уже владели областью Тарон и отняли у княжеского рода Слоеан (Слкуни — «дом/род Сло») крепость Олакан, расположенный на берегу реки Арацани (Мурадчай). В V веке этому роду перешел и западная часть Тарона и области на северо-восточной стороне. К ним перешли также Багреванд, Харк. В VII веке им уже принадлежал и владения в округе Арагацотн (Алагяз – Л.М.), где они построили крепость-поселение Аруч. По свидетельству Фавстоса, князя Мамикониды, недовольные царем Аршаком по поводу его жесткой расправы с княжескими родами Арцруни и Рштуни, оставили царя и удалились в свою область Тайк. И по сей день многочисленное курдское племя Мамыкан живут в Северной (Турецкой)части Курдистана, Киргизии и Казахстане. В происшествии многих столетий курдская традиция всегда род/племя Мамиконеан считал и считает курдским и в этом неискушенного читателя должна убедить и вышеприведенные доводы.
Капанцян Г. Р. Историко-лингвистические работы (Хайаса — колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история). с.140. Ереван,1956.
Всеобщая история Вардана Великого.С.53. М. 1861
Н. О. Эмин. Новое толкование, данное Жюлем Оппертом слову «Астиаг». Мидийцы в древней Армении. СС. 10-11; 17. М., 1881 г.
Ebdullah Meme Mehmed (Hoko) Xani Varli. Diroka Dugelen kurdan (600-1500). Derpec 1. S.134.Istanbul. 1997 (на курдском яз.).