Опубликовано: 27.04.2008 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад            

     Армянские источники (Фавстос Бузанд. IV — 27,31,36,39; «История Армении» М.Хоренского; Н. Адонц[1]) сообщают о княжеском роде Мамиконеан, родовой областью которых считался Тайк. Источники подчеркивают, что княжества Мамиконеан наряду с Багратидами, Базикан (Мардпетами Арцруни), Хорхоруни и Камсаракан особо выделялись от остальных княжеств и пользовались определенной независимостью.

 


[1]Адонц Н.В. Армения в эпоху Юстиниана. С. 293; 490-491. Ереван, 1971.  

      Н. Адонц происхождение рода Камсараканов также роднить «по крови и званию со Спандиатом» — родом аршакидского происхождения и соотносить их Мехранидам[1]. «Дом Михрана» в ассирийских источниках всегда был упомянут в составе мидийского племенного союза. Ссылкой на Феофилакт (III, 18) Н. Адонц могущественный дом Михрана также считает одной из семи мидийских фамилий[2]. Г. Капанцян также считает Михранидов «иранского происхождения»[3]В армянской исторической традиции Мамиконидов принята считать пришлыми в Армению, а их род — происходящими от «ченов». Как пишет древнеармянский историк Фавстос (Фавстос Бузанд. V—37) «… сами Мамикониды с гордостью говорят о себе, что они ведут свой род от царей страны ченов». Себеос сообщает, что племена ченов появились в Армении в период правления парфянского царя Хосрова (217-252) из Ченистана (Себеос. XI.12,24). Согласно «Истории Армении» М. Хоренского, Мамикониды появились в Армении в период правления Шапура I (241-272, царь Персии и Мидии из династии Сасанидов), то есть в III в. Но, о «ченах» информация в письменных источниках присутствует, по крайней мере, с  I-го века н.э. Армянский историк Вардан также политическое возвышение Мамиконидов также относит в период правления «пapcийcкогo царя, Шапуха»[4].         Многие народы Востока Китай называют «Чин», а самих китайцев — ченами. Историческая традиция это связывает с династической империей Цинь (221-207 гг.до н.э) и империей, где правила Маньчжурская династия Цинь (1644 – 1911гг.). Поэтому, некоторые склонные к преувеличениям современные армянские историки, поспешили род Мамиконеан связывать с китайцами («цанами»), а азербайджанские ученые, ставившие своей целью, во что бы ни стало «удревнить» и доказать «автохтонность» турков в Южном Закавказье и в Передней Азии, вполне серьезно стремятся видеть в Мамиконидах этнических турков[5].   Н.Адонц считает, что в районах, преобладающих «Иберийской полосой», в этническом смысле, для названия главой рода наиболее «ходкий» термин «мамак»[6], от «арменизированной формы иберийского мама –отец»[7] и на этом основании делает вывод, что «мамак» – как «собственное имя в роде Мамиконидов», который первоначально служил родовым титулом для одного из княжеских родов, а потом сделался фамильным именем»[8].        Автор VI в. Агафий Маринейский сообщает, что «цанны, северное племя, которые с древних времен были подданными римлян, обитающие вокруг Трапезунда…»[9]. Интересное сообщение оставил  нам античный греческий автор, знаменитый митрополит фессалоникский, живший в 12 веке Евстафий в «Комментарии к «Землеописанию» Дионисия» : «Макроны — народ понтийский, живущий южнее бехиров. Их называем саннами или, вульгарнее, цаннами… и страну саннов называют Цаникой употребляюшие вульгарную форму имени (Евстафий, 765). Цензорин, живший в первой половине III в. нашей эры, также сообщает о ченах (цанах): «…Против каппадокийцев, с правой стороны, армены, иберы,… бирраны, скифи, колхи, босфораны, санны, которые называются санниками…» (Цензорин. Книга происхождений,35). О саннах сообщает и Флавий Арриан (Объезд Эвксинского Понта,15),   который Ксенофонтовское племя «дрилы»  (Ксенофонт. Анабазис.V. II,1) считает саннами. Страбон таюке упоминает «над Трапезундом» тибаренов, халдеев и «саннов,  которые прежде назывались макронами…» (Страбон. ХII, 3,18).         В настоящее время этнологи выделяют племена мегрело-чанов/занов, которые вместе с родственными группами картов и сванов сыграли ключевую роль в сложении современного грузинского народа[10]. Поэтому «макроны-санны/цанны» античных авторов, «чаны/чены» древнеармянских источ­ников и мегрело-чаны/заны современных этнографов имеют общие этнические корни и имеют непосредственное отношение к грузинам.           Все выше сказанное достаточно, чтобы отклонить утверждения и версии об  «китайском» или «тюркском» происхождении рода Мамиконеан.      Корни рода/племени Мамиконеан необходимо искать именно в курдском ма­териале. М. Хоренский именем цаннов связывает нынешний населенный пункт Джаник[11],  которая расположено 20-25 км. от г. Ван на север, на берегу озера Ван в Северном Курдистане и турками переименовано в Кедик – Булак («Холодный источник»).  Но названия селения Джаник,  горы Джаники вблизи Малатьи в северной (турецкой части) Курдистана,  озера Джыгын на верховьях реки Веди на территории Республики Ар­мения,  населенные пункты Джинны и топонимы «Гора Джинны» на территории Северного Азербайджана непосредственно связаны именно с названием курд­ского племени джаникан (джюники) и цаннам никакое отношение не имеет. В Ассирийских клинописных текстах, датируемых 13 веком до н.э., рас­сказывается о походе ассирийского царя Тукульти Нинурты I в страны Щубарийцев,  в частности в страну Мумми, которая по всей вероятности, граничила c странами  Алзи,  Мадани, Нихани и другими[12].  Под  шубарейцами скрываются  хурриты,   матиены,   мады (мидийцы) и другие родственные протокурдские племена.  Алзи — позднийший Алзини,. Алдзини, Алдзник/Завазан (от курдского «Зозан»). Нихани — позднейшая Нихирия или Нихоракан.  Мадани — поздняя Мигдония или Нисайбин. В этих «странах»  уже обитали протокурды.         Из письма ассирийского полководца Ашшурбелдана своему царю Саргону II (722/1- 705 г.до н.э.)  становится известным, что он просит у царя совета, как быть с не подчинившимся жителями  поселения мумийцев,  которые отказываются от царской повинности. Видимо, Ашшурбелдан желает все решать путем  мирных  переговоров  и «хочет пойти и поговорить с ними о приказе царя», так как эти поселения ассирийцам перестали подчинятся еще со времен Шамшилая (Шамашилая)  — с 818г до н.э. В надписи Шамши-Адада V (823 – 810 гг.до н.э.), высеченный на монолите в Калху (Нимруде) в рассказе о походе на мидян упоминается имена родоначальников «поселения мидян» Амамаша Кингиш — тилензахского и Маманиша луксайского[13]. В запросе Ассархаддона (Ашшурахиддина — 680 – 669 гг. до н.э.)  к оракулу бога Шамаша по политическим делам по мидийским событиям запрашивает его о возможном союзе «Каштарити (Фраорта — Л.М) — начальника поселения Кар-Кашши (колония касситов — Л.М.) с  начальником по­селения мидян Мамитиаршу (современное курдское племя мамрашан – Л. М.)»  и вероятной направленности этого союза против Ассирийского царя[14]. Кар-Кашши локализуется на территор­ии современного Хамадана – древней Экбатаны.        В священной книге христиан Библии содержится сведение о  мидо-персидском царе Артаксерксе (Ксеркс, 486-465 гг.до н.э.) и о его семи особо приближенных к нему персидских  и  мидийских  князях — главных  начальников войска Персидского и Мидийского и правителей областей своих, имена которых были :  Каршена,  Шефар,  Адмафа,   Фарсис, Мерес,  Марсена и Мемухан,  «которые могли видет  и лицо царя  и  сидели первыми в царстве» (Книга Есфирь,   I, 14). Так   как мидий­ские  князи в перечне идут после персидских,   то мы в Мемухане должны видеть мидийца.  Имя Мемухана, видимо, искажено поздними переписчиками Библии,  так   как   суффикс «хан» явно заимствовано   из   тюркского  социального   института   и обозначает  звание,  должность вельможи высшего сана.  Принимая во внимание тот факт,  что тюрки  мас­сово в Передней Азии стали  стекаться  спустя почти тысяча лет  после описыва­емых   в  Библии событий,  то   этим придется   согласиться.    Скорее всего,    имя Мемухан правилнее было бы  записать   как Мемухун (Мемхун).  Для  сравнения  — в   курдском  языке  ши­роко распространены   имена Джагархун  («Кровавый  печень»),  Дыльхун («Кровавое сердце»). Во время  испуга у человека с лица отхлынивает   кровь  и    он бледнеет и   это обычное физиологическое явление, а  в    экстремальных случаях у человека с крепкими нервами и сильной воли  и характера эмоции  более   сдержанны   и   он   мало    изменяется   в   лице. Поэтому,    имена Джагархун  и Дыльхун по смыслу обозначает сильного, храброго и бесстрашного  человека.   Также у   курдов  общепринято,     когда  необходимо выразить свое восхищение бесстрашием и салой конкретного человека,    иносказательно   отзываются о нем как о человеке   «Чар гурчык  (человек   с четырьмя   почками»).              Среди   курдов широко   распространены собственные мужские имена Мам, Мамо,  Мамэ,  Мемо,  Меменд,  Меман,.  Мамык,  Мамхувир  и женские — Мамшене,  Мемуа,    Мамйан  (Мамхан). Род Арделанского   княжеского дома  назывался «Мамуи», что соответствует Муммуи ассирийских источников.  В жемчужине   курдского народного фольклора и одноименной поэме «Мам у Зин» курдской литературы Ахмаде Хани главного   героя  та к ж е  звали Мам.             «Мам»  мы  встречаем и в названиях  курдских племен  мамазейди  (мамзеды),   мамакуйе,   мамалийа,    маманли,  мамаети,  мамаш, мамаш – а – решкан  (или мам-решан), мамраши (исповедующих езидизм), мамасении,  мамлуй,  мамики,  мамхоран,  мемус (луры)  и другие.  В  курдском  племени  реванди (ревандузи)  десятеро  из двенадцати  колен  связаны с именем «Мам»:  мамгирд,      м а м а с а м   ,            м  а м с а л ь,          м а  м б а л ъ ,        м а м е  к а л ,   м а м с и ль ,      м а м л и с ь,        м  а   м с е  к  и .   м а м е к а л ь       и      м а м у и .      В    курдском    языке,      особенно в диалекте сорани очень много словообразова­ний с кор н ем слов «мам»,        к     примеру  — мам.   мамоста – «учитель,   наставник»;        мама — «мама,    бабушка»;    маман ,      мамани —«повивальная бабка, акушерка,     акушерство»;      мамо — «дядя  по   отцовской    линии»;      мамотк —  «знающий,    сведущий»; мамоза — «двоюродное братья     и    сестры   по   отцовской   линии»;   мамечка  — «овца с ягненком»   и   многие другие.             Глубоко ошибочно попытка некоторых курдологов связать варианты  антропонима Мам — эти личные курдские имена и племенные названия с арабо-мусульманским именем Мухаммед,  на что  справедливо указывает и  курдский ученый Чарказе Раш[15].            В Шумерском пантеоне существовал культ бога МАМЕТ.    В шумеро-аккадской мифологии супругой владыка подземного царства Нергал была богиня Мамма  (Мами,  Мамету).  В  Вавилонском  пан­теоне Мама (Мамет)  была  богиней – матерю,   создательницей людей   и   отождествлялосъ с богиней Аруру. В   поэме,     написанной в первой половине XI. века до н..э.   жр­ецом – заклинателем Эсагил  — Хиниуббибом в Вавилонии упоминается   бог «Мам»[16].           Принимая во внимание Факт длительного господства ираноязычных племен кутиев в Шумере (более 120 лет)  и касситов в Вавилонии (больше 400 лет,  ХV1-XII вв. до н.э.),  которые сыграли важную роль в формировании курдского народа,   можно предположить и о существовании культа бога Мам и богини Мама сре­ди протокурдских племен в качестве радо-племенных,   которые и в дальнейшем вошли в названия курдских племен, родов, собственные мужские и женские имена. И в настоящее время среди курдов, исповедующих езидизм, сохранилось культ Бога Мам Шван — покровителя мелкого скота. Ведь у кардухов также существовал бог КАРДУЕЦ. Название Касситской Вавилонии Кардуниаш также,  видимо,  восходит к культу этого бога,   возможно племенного,  или по имени полумифического родоначальника. Не случайно, что курдская устная традиция основание г. Муша связывают с одним из родоначальников племени мамы(о)кан Мушетом[17], где поныне и продолжают жить курдское племя Мамыкан. Армянские источники также утверждают факта проживания иранцев-мидийцев на указанных территориях с древнейших времен. Говоря о мидийах, армянский ученый XIX в. Н. О. Эммин пишет, что «Слова «Вишапк» и «вишапазу′нк» сут перевод слова «аждахака». «Астиагес» и «астиагас» означает именно «змей». Древние армяне, твердо помня происхождение военнопленных мидийцев, называли их не только «драконидами», в честь их царя, но и змеями; и не только их, но и страну, откуда они были выведены. На этом основании и «мидийцы» и «Мидия» называется у древних армянских историков Мар′к. Откинув «к» (признак множественного числа) получим «Мар». В этой форме последнее слово существует в новоперсидском языке и есть не что иное, как зендское «мара» — «змей». В древней Армении встречаются даже города с зловещим названием «Оц» и «Вишап»; из них первый значит «змей», а второй — «дракон». Развалины Оц находится в Торонской области, ныне Муш. И второй город также здесь. Развалины не сохранились»[18].Древнеармянская историческая традиция под мидийцами-марами подразумевает современных курдов. Известный армянский писатель XIX века Раффи (Акоп Мелик-Акопян)в своем знаменитом романе «Искра» пишет, что «Хакари, Баязет, Ахбак, Багеш (Битлис), Муш, Шатах, Сасун, Хизан, Мокский край, Чарсанджак, Кечу и д. Всеми этими уездами владели курды[19]». Далее он, перечисляя обитающие на этих территориях основные курдские племена (как мусульман так и езидов), пишет, что «Они все мало отличались друг от друга своим характером и обычаяами. Говорили они все НА РАЗЛИЧНЫХ ДИАЛЕКТАХ МИДИЙСКОГО ЯЗЫКА (курсив мой — Л.М.»[20]. Эта традиция именовать курдов марами армянскими источниками перенята у персов.  Еще в середине XIX в. письменные источники продолжали курдов именовать марами. Русский ученый В. Диттель так характеризует курдов-маров: «Курды вообще плохие мусульмане. Я приведу несколько поверий и поговорок, которые ходят о курдах на востоке, это даст понятие о нравственной физиономии этого народа. В Персии курд последний человек во всех отношениях; там не верят ни ему, ни его молитве. Если хотят сказать, что такое-то обещание никогда не сдержится, то говорят, «Это молитва Мора» («Мор» — одно из названий курдов). Другая поговорка персов, столь же верно характеризует курдов; они говорят: «Мор Казвинский – хороший вор, вор из Кенгавера (деревня курдов близ Хамадана) – отличнейший вор» и так далее»[21].        В древности Мамыкан жили на территории Арджис (Erdish), Халат (вокруг горы Сипан), Битлис, Муш, Хыныс, Малазгырт, Мотикан и Хизан.  В годы Сасанидского правления за храбрость и доблесть в боях против римлян область проживания этих курдов были известны как Warebaran (позже арабы назовут Dur el Beran/Dar el Beran) — «Бараний[22] Стан». До сих пор курды обитателей этих территорий знают под общим антропонимом mamokiyanMamokan[23].         Таким образом, правильнее было бы род/племя Мамиконеан/Мамыкан  непос­редственно связать с курдскими племенами,  в пользу которых и свидетельствуют вышеприведенные доводы. Армянский писатель XIX в. Раффи писал, что «От Мамгунян нахараров произошли племя Мамыкани»[24]. Автор тем самым признает сам факт связи рода/племени мамиконидов армянских источников с курдским племенем мамыкан. Род мамиконидов и племя мамыкан всегда в исторической арене выступал в своем курдском обличии и жалкие попытки внести в это чуточку тени сомнения уже потерпела неудачу.  Как пишет Ч. Раш «армянский Мамикон тоже происходит от этого имени и переходил в армянскую среду из курдской антропономики»[25].        Видимо,  область Тайк некогда принадлежала цанам/саннам и был завоеван  во время мидийско-курдской экспансии на северо-восток в 590 г.до н.э.,  а  может быть и чуть раньше.       Фавстос (III.18,47) Тайк называет Мамиконидской страной. Эта  начальная родина Мамиконидов. Усилившись,  в VII веке Мамиконеаны уже владели об­ластью Тарон и отняли у княжеского рода Слоеан (Слкуни — «дом/род Сло»)  крепость Олакан, расположенный на берегу реки Арацани (Мурадчай).  В V веке этому роду пере­шел и западная часть Тарона и области на северо-восточной стороне. К ним перешли также Багреванд,  Харк. В VII веке им уже принадлежал и владения в округе Арагацотн (Алагяз – Л.М.),  где они построили крепость-поселение Аруч. По свидетельству Фавстоса,     князя Мамикониды,  недовольные царем Аршаком по поводу его жесткой расправы с княжескими родами Арцруни и Рштуни,    оста­вили царя  и  удалились  в свою область Тайк[26].  И по сей день многочисленное курдское племя Мамыкан живут в Северной (Турецкой)части Курдистана, Киргизии и Казахстане.        В происшествии многих столетий курдская традиция всегда род/племя Мамиконеан считал и считает курдским и в этом неискушенного читателя дол­жна убедить и вышеприведенные доводы. 


[1]Адонц, ук. соч., с.447.

[2]Адонц, ук. соч., с.440, прим.1.

[3]Капанцян Г. Р. Историко-лингвистические работы (Хайаса — колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история). с.140. Ереван,1956.

[4]Всеобщая история Вардана Великого.С.53. М. 1861

[5]Г.Гейбуллаев. Древние турки и Армения. Баку. СС.122;133. 1992 (на азерб.яз.).

[6]Адонц, ук. соч., с. 405.

[7]Адонц, ук. соч., с. 402.  

[8]Там же.

[9]Агафий. О царствовании Юстиниана. V,1. М.-Л. 1953.

[10]Брук С.И. Население Мира. Этнодемографический справочник. С.163. М., 1986.

[11]Адонц, ук. соч., с. 403.

[12]Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Журнал Вестник древней истории. Москва. 1951. №2. С. 267-268.

[13]Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Журнал Вестник древней истории. Москва. 1951. №2. С. 302.

[14]Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Журнал Вестник древней истории. Москва. 1951. №3. С. 225;228.

[15]Курдистан Рапорт. Журнал. Москва.1993.№3.С.43.

[16]Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.1. М.1980 . С. 187;189.

[17]Selahaddin Mihotuli.  Arya uygarliklarindan kurtlere. S. 342. Istanbul, 1992 (на турецком яз.).                                    

[18]Н. О. Эмин. Новое толкование, данное Жюлем Оппертом слову «Астиаг». Мидийцы в древней Армении. СС. 10-11; 17. М., 1881 г.                                                                                                                                                                 

[19]Раффи. Искра. Роман. С. 534. Ереван, 148.   

[20]Раффи. Ук.соч., с. 151.

[21]В. Диттель. «Русская словесность. Очерки путешествия по востоку с 1842 по 1845гг.». С. 193-195.

[22]Эпитет «Beran» – «Баран» у курдов означает силу и мощи.

[23]Ebdullah Meme Mehmed (Hoko) Xani Varli. Diroka Dugelen kurdan (600-1500). Derpec 1. S.134.Istanbul. 1997 (на курдском яз.).

[24]Раффи. Искра. Роман. С. 534. Ереван, 148.  

[25]Курдистан Рапорт. Журнал. Москва.1993.№3.С.43.

[26]Адонц, ук. соч., с. 309.

0

Оставить комментарий