Опубликовано: 03.04.2008 Автор: Лятиф Комментарии: 0

                      
Орлов А. Д.

         Настало время, когда о войне и мире надо говорить прямо. Слишком многих жертв стоила нашим народам "миролюбивая" риторика, под покровом которой созрели и проросли семена зла и смуты, посеянные в далеком, но теперь опять пугающе близком прошлом. Считающий Москву Третьим Римом должен помнить о падении Константинополя. Сотни лет кровавой истории Османской империи — это почти библейский пример расплаты многих поколений за минутную беспечность предков.


        Причина фатальной слепоты России, губящей сегодня не только себя, но и своих естественных союзников — тип мышления ее элиты. В переломные моменты истории побеждает тот, кто владеет историческим мышлением, историческим видением политики, а российская элита даже в лучших своих проявлениях барахтается в болоте административного мышления, пригодного в лучшем случае для поддержания статус-кво.
Большинство выступлений политиков на парламентских слушаниях по Курдистану, проведен¬ных в Госдуме России, показало, что люди смотрят — и не видят. Не видят прямой турецкой угрозы, нависшей над страной. Непонятно также игнорирование на слушаниях Армянского вопроса, который исторически сплетен с Курдским вопросом в неразрывный узел.
Что для России 1915 год? За прецедент безнаказанного геноцида армян турками славяне распла¬чиваются сегодня: это геноцид сербов в Боснии, это геноцид славян в Средней Азии и Чечне (миллио¬ны беженцев, десятки тысяч убитых) — и за всем этим стоит турецкое влияние, все чаще перехо¬дящее в прямое вмешательство.
Борьба против новой волны османской экспансии, на этот раз направленной из-за океана, — общее дело армянского, курдского и русского народов. Карфаген должен быть разрушен.
        Система региональных конфликтов, сформировавшая¬ся на пространстве СССР, и его сферы влияния (у запад¬ных историков и политологов уже распространено понятие "цикл войн за советское наследство"), имеет далеко не случайный характер и лишь формально определяется этно-конфессиональным фактором. Практически все конфлик¬ты и территориальные переделы последних лет (включая назревающие) связаны с формированием и расширением сферы влияния сопредельных государств и их блоков, причем в большей части случаев речь идет о вторичном росте гео¬политических структур, повторном использовании старых этнополитических проектов и исторических притязаний, что делает этот процесс более предсказуемым и более опас¬ным. При этом тотальная внешнеполитическая капитуля¬ция России синхронизировала усилия своих соперников, что дополнительно ухудшило ситуацию.
Так, Германия претендует на контроль над Польшей, Прибалтикой, Украиной, Хорватией, Румыния — над Мол¬давией, Пакистан — над Афганистаном и Таджикиста¬ном. При этом этнические лозунги, используемые для психо¬логического контроля и управления населением, всегда при¬крывают полную подчиненность местных этнократических элит внешним субъектам.
Наибольшее число конфликтов, охватывающих громад¬ное пространство от Каспия до Адриатики, связано со вторичным ростом геополитического ядра Османской импе¬рии (Оттоманской Порты) — сегодняшней Турции.
К очагам конфликтов, в инициировании и использова¬нии которых активнейшим образом участвует Турция, отно¬сятся:
1. Карабах. Значительная часть новой этнократической элиты Азербайджана полностью отождествляет себя с Турцией. Характерна смена кириллического алфавита на турецкий вариант латинского шрифта.
2. Чечня. Непосредственное участие турецкой развед¬ки, турецких армейских структур, турецких этнотеррористических организаций в создании и расширении конф¬ликта хорошо известно специалистам, но мало известно людям, чью позицию формируют российские СМИ. Следу¬ет отметить масштабы геноцида славян в период 1991-1994 гг. (несколько тысяч убитых и 300-350 тыс. бежен¬цев).
3. Дагестан. В настоящее время там происходит посте¬пенное накопление напряженности.
4. Абхазия. В конфликте с Грузией на стороне Абха¬зии воевали как русские добровольцы, так и явно проту-рецкие формирования, включая известный "батальон Басае¬ва" (через "батальон" в ходе войны было пропущено и обучено несколько тысяч кадров для террористического движения). После отказа России от результатов этой войны в пользу Шеварднадзе, внешнеполитический и внешнеэко-номический вакуум, в котором оказалась Абхазия, все больше заполняется Турцией.
5. Крым. В настоящее время в Крыму проживает до 15% крымских татар, охваченных жесткой системой управ¬ления ("меджлис"), управляемой непосредственно из Анкары в обход официальных украинских властей. Крымско-татарс¬кая община финансируется извне, вооружена вплоть до бронетехники и имеет надежную спутниковую связь с Турцией. В Турции сформирована "крымско-татарская община" численностью до Ъ миллионов человек, ориенти¬рованная на вселение в Крым. Украинские власти откры¬то попустительствуют процессу подготовки геноцида славян (в основном русских) в Крыму.
6. Болгария. Благодаря наличию крупной турецкой (строго говоря, мусульманской) общины — до 2 млн. чело¬век (из 9 млн.), контроль над этой страной постепенно пере¬ходит в руки Турции.
7. Албания. После устранения в Албании жесткого коммунистического режима произошел естественный откат страны к такому же жесткому протурецкому исламизму. Единственное, что сохранила Албания от коммунистичес¬кого прошлого — это военный потенциал, включая вели¬колепно подготовленную армию и хорошо обученных резер¬вистов. В настоящее время Албания связана с Турцией теснейшими дипломатическими, экономическими и воен¬ными связями и может рассматриваться как часть турец¬кой территории. В ходе югославского конфликта угроза открытия южного (албанского) фронта стала одним из главных рычагов принуждения Сербии (Югославии) к сдаче Сербской Краины.
8. Босния. Основная роль в поддержке боснийских мусульман принадлежит Турции, осуществлявшей в Боснии почти неприкрытое военное вмешательство. Таким обра¬зом, только на Балканском полуострове Турция уже имеет три действующих военных плацдарма.

Субъективные причины недооценки Турции, как геополитического конкурента России

Основной субъективной причиной недооценки Турции является доминирование в историческом сознании российс¬кой элиты опыта Второй мировой войны, в которой Турция не участвовала, включая зачастую неосознанный перенос этого опыта на оценку более ранних войн (Первая миро¬вая, Крымская, наполеоновские войны). Между тем именно Турция была в течение 3-4 веков основным геополити¬ческим антагонистом России, и расширение России и сферы ее влияния шло в основном за счет территорий Оттоманс¬кой Порты (Украина, Крым, Кавказ, Дунайские княжества, балканские страны и др.), и большая часть войн вплоть до 20-го века Россия вела именно с Турцией. Необоснован¬но забывается роль Турции в Северной войне Петра I со Швецией и роль турецкой кампании 1811 года, выигранной Кутузовым, а также роль закавказского театра военных действий в Крымской войне. Сегодня исторически адек¬ватный взгляд на Турцию — взгляд не из 1945 года, а взгляд, как минимум, из эпохи Суворова, Румянцева и Ку¬тузова. Сегодня Турция заканчивает последние пригото¬вления к превращению своей сферы влияния в военно-политический и экономический блок, нацеленный против России.
Но большинство политиков и руководителей России до сих пор видят в Турции заурядную страну третьего мира, забывая, чем является сегодняшняя Россия.

"Черноморская ассамблея": реставрация Османской империи

Лучшая иллюстрация турецкой экспансии как формы вторичного роста Османской империи — спешное строи¬тельство т.н. Черноморской ассамблеи, которая должна стать каркасом будущего военно-политического блока, управляе¬мого Анкарой. Название "черноморская" — чисто пропа¬гандистский прием: маскируется ориентация этой структу¬ры на Анкару и включение в нее Азербайджана, Албании и Боснии. "Ассамблея" — лишь мягкая форма для забла¬говременной подготовки кадров, связей и инфраструктур для будущей жесткой геополитической конструкции — новой Османской империи. Эта организация должна назы¬ваться "османская ассамблея". Дальнейшая деятельность такой ассамблеи — прямая и непосредственная угроза существованию России.

Великий Туран

Для экспансии на территории, никогда не входившие в состав Османской империи, Турцией широко используется фактор языковой общности с элементами исламизма (пантюркизм). Пантюркизм, как доктрина, сформирован сравнительно недавно (в начале века), а этнополитические спецпроекты, основанные на нем, стали внедряться только в эпоху "холодной войны". Программой-максимум пантюр¬кизма является проект "Великого Турана" — блока госу¬дарств, включающего, помимо окраин Османской империи, Среднюю Азию и Поволжье. Концепция "Великого Тура¬на" была разработана аналитиками США и в настоящее время находится в стадии активной реализации: Чечня — наиболее известный пример. Основная нацеленность проекта "Великого Турана" — непосредственный выход Турции и стоящих за ней стран НАТО к сырьевым месторожде¬ниям Средней Азии и Прикаспия, минуя сферу влияния России. Показатель серьезности турецко-среднеазиатско¬го сближения — официальная трансляция в этих странах турецкого телеканала. "Узкое место" проекта — отсутс¬твие непосредственной границы между Турцией и Азер¬байджаном, сохранение остаточного суверенитета Армении и Грузии, российских военных баз, но самое главное — проблема Курдистана. Реализация проекта означает расчле¬нение и уход России с исторической арены.

Битва за Кавказ

Концентрация "локальных" конфликтов в полосе между Каспийским и Черным морями — не что иное, как зако¬номерная борьба Турции за контроль над путями нефтега¬зового транзита из Прикаспия и Средней Азии на запад. Борьба эта началась после августа 1991 года, когда страте¬гические геологические резервы СССР на 21-й век, сосре¬доточенные в Средней Азии, попали в руки местной советс¬кой бюрократии.
Победой Турции в борьбе за Кавказский коридор нефтегазового транзита можно будет считать начало крупно¬масштабных поставок среднеазиатской и прикаспийской нефти (газа) на мировой рынок. Это будет означать оконнательную потерю российских позиций в Закавказье и Средней Азии, резкое падение мировых цен на нефть и газ и, как следствие, гибель российского нефтегазового экспорта. Ряд военных, воспитанных исключительно на штабных оперативных играх времен ОВД, утверждает, что военная опасность со стороны Турции отсутствует, на том основа¬нии, что широкомасштабное наступление через Кавказ вести невозможно. Действительно, пересечь Кавказ можно только по двум переходам вдоль морей и по нескольким перева¬лам. Но зачем нужен лобовой штурм Кавказа? Стратеги¬ческие проблемы преодоления пространства решаются путем создания буферных государств и формирования военно-политических союзов. Международно-правовое оформле¬ние первого стратегического плацдарма Анкары за Кавка¬зом — Чечни — завершается в ходе переговоров в Кремле. Аналогично шло расширение сфер влияния Германии и Японии перед прошлой войной.

Ось Москва — Тегеран

Единственным путем противодействия проекту "Вели¬кого Турана" является формирование вертикальной геопо¬литической оси, включающей Россию, Армению и Иран. Присоединение к этому союзу Грузии, Ирака и, в перспек¬тиве, Курдистана позволит решить проблему стабилизации евразийского пространства на длительный период. В усло¬виях, когда военный и экономический потенциал России подорван и не может быть восстановлен ранее, чем через несколько лет, единственным и наиболее эффективным путем противодействия турецкой экспансии является дестабили¬зация изнутри самой Турции, что сократит масштабы ее внешнеполитической экспансии.

Проблемы КУРДСКОЙ автономии

Несмотря на лихорадочную внешнеполитическую актив¬ность под лозунгами этнического объединения, сама Турция крайне неоднородна экономически и этнически, что уже неоднократно ставило ее на грань распада. Вопрос об окон¬чательном разделе Турции неоднократно вставал еще в прошлом веке, однако, по настоянию западных держав, использовавших Турцию в качестве антагониста России, сделать этого не удалось. В результате проблема отделе¬ния части территории, населенной армянами и курдами, была "решена" турками армянским геноцидом 1915 года (1,5 млн. убитых), а несколько позже, в 1919-1940 гг. — курдским геноцидом (более 2 млн. убитых). В настоящее время Анкара осуществляет геноцид в турецком Курдистане против крупнейшей компактно проживающей курдской нации. Несмотря на масштабное использование турецкой сторо¬ной регулярных войск, конфликт разрастается. В настоя¬щий момент курды сформировали организационные и поли¬тические структуры, необходимые для эффективной борьбы за независимость, и только отсутствие военно-технической и, отчасти, военно-политической помощи позволяет Анкаре контролировать Курдистан. Поэтому даже сравнительно ограниченная помощь курдскому освободительному движе¬нию со стороны России позволит замкнуть Турцию на внутренние проблемы, а в перспективе разделить ее, проти¬вопоставив Анкаре военно-политический противовес в виде Курдистана, за спиной которого будут стоять страны оси Москва-Тегеран.
Эффективность такой помощи будет много выше, чем борьба с очагами турецкой экспансии на российской терри¬тории (Чечня). Характерно, что военная помощь Вьетнаму привела к крупному поражению США, в том числе к поте¬ре 500 самолетов, при потере всего 15 человек советских советников. Прямое вмешательство в Афганистане стоило нам 15 тыс. человек в течение десяти лет и вынужденного ухода оттуда. Цена войны в Чечне еще больше и неук¬лонно увеличивается.

Правовые предпосылки для оказания помоши КУРПСКОМУ освободительному
Движению

1. Женевская Конвенция 1948 года о геноциде, в соот¬ветствии с которой турецкое правительство несет ответс¬твенность.
2. Устав ООН, предусматривающий право наций на самоопределение.
3. Прецедент закона США "О порабощенных наро¬дах", законодательно закрепивший стремление США к дестабилизации и разделу СССР.
4. Прецеденты вмешательства США и Турции в югос¬лавский конфликт и раздел Боснии.
5. Прецеденты формирования межнациональных сил для разрешения этнических конфликтов.
6. Прецеденты раздела территорий этнических конфлик¬тов путем раздела их на отдельные политические образо¬вания (Кипр, Югославия, Ливан и др.).
7. Прецеденты заключения военно-политических сою¬зов с правительствами оккупированных стран, находящимися в изгнании (правительство де-Голля, Лондонское польское правительство и др.), вплоть до формирования соответс¬твующих армий (армия Андерса и др.).
Таким образом, политической формой помощи Курдис¬тану могло бы стать установление дипломатических отно¬шений между Россией и правительством Курдистана в из¬гнании, включая представительство интересов Курдистана в ООН и других международных организациях.

Выводы

1. Одной из основных причин эскалации локальных конфликтов на территории бывшего СССР (включая Чечню) и на Балканах является активное расширение Турцией сферы своего влияния.
2.Россия в настоящий момент не располагает военно-экономическим потенциалом для прямого сдерживания турецкой экспансии, подкрепленной другими странами НАТО.
3.Единственным приемлемым для России стратеги¬ческим направлением стабилизации евразийского пространс¬тва является создание вертикальной политической оси Москва-Тегеран.
4.Наиболее эффективным методом нейтрализации экспансии Турции в Кавказском регионе, Поволжье и Средней Азии является помощь курдскому освободитель¬ному движению.
5.Помощь курдскому освободительному движению может быть оказана на законной международно-правовой основе, с привлечением других заинтересованных государств и орга¬низаций.

Журнал «Диалог». Санкт-Петербург. 1996 . №3. С. 26-28.

0

Оставить комментарий