Опубликовано: 10.02.2008 Автор: Sipki Комментарии: 0

Д-р Нури Талабани.

(Текст доклада на конференции, организованной Курдской научной и медицинской ассоциацией в Лондоне 9 марта 2003 г.)

 

 

Основным источником средств к существованию на обширных, плодородных равнинах Киркукского региона было сельское хозяйство, так что большинство жителей города было сraftsmen, хотя были также и торговые предприятия. Были также государственные служащие и лица свободных профессий. Люди занимались выращиванием зерновых или отгонным скотоводством, но их методы были нередко устарелыми. Это было естественным, при высокой концентрации населения вдоль рек и других водных источников в северных и восточных частях региона и меньшего количества жителей – в частях, где воды нехватало. Благодаря простому изучению их обычаев, наблюдател  мог бы легко понять социальную структуру общества. Однако открытие нефти привело в этот город многих людей из других частей Ирака и полностью изменило их образ жизни. Мы можем уверенно утверждать, что именно развитие нефтедобывающей промышленности дало стимул для тысяч арабских, а также ассирийских, армянских и других семейств селиться в Киркуке.

Большинство населения Киркука составляли курды и туркмены. Турмены поселились здесь во времена Османской империи.  Позже там обосновались арабы. Исследователь этнического состава города, Шамсадин Сами, автор известной энциклопедии «Камсул аль-Алам» утверждает, что «три четверти жителей Киркука – курды, остальные – туркмены, арабы и другие. Здесь проживает также 760 евреев и 460 халдеев».

Курды жили, и живут до сих пор, главным образом в восточных и северных районах города, но они живут также и рядом с туркменами и другими этническими группами. Они – основное население региона. Когда появились туркмены? Автор известного «Описания биографий знаменитых людей Иракского ливадже (провинции)»,  написанного на основе арабских источников и изданного в 1947 г. в Багдаде,  описывает главным образом Киркук.  По его словам, туркмены – относительно новые жители Киркука: их  предки пришли туда вместе с силами османского султана Мурада Четвертого, завоевавшего Ирак у Сефевидов в семнадцатом веке. «Описание» также утверждает, что, перед тем, как возвратиться в Константинополь после завоевания Багдада, султан Мурад оставил гарнизоны для контроля над стратегически важным путем, связывающим Багдад и Анатолию, и современные туркмены являются потомками этих воинов.

Главы туркменских семейств в Киркуке, как семейства Нафетчи и Аучи, подвтердили, что их предки пришли сюда с султаном Мурадом.  Г-н Назем Нафетчи заявил в 1947 г., что их предок, Кахраман Ага, прибыл из Анатолии с султаном Мурадом и что он завладел местностью под названиеим Баба Гургур, около города Киркука, из которой он примитивным способом добывал нефть.  Абдулла Аучи также подтвердил, что его семейство происходит из Коньи и что его предок, Эмир Хан, сопровождал султана Мурада и был поселен в Киркуке. «Описание» определяет религию киркукцев как ислам и подчеркивает их сильную приверженность своей вере. Он отмечает, что область гордилась множеством мечетей. Были также христиане и евреи. Евреи (вынужденные уехать в Израиль в начале 1950-х) были заняты в торговле, финансовых операциях и ювелирном деле. Среди христиан были представители всех профессий. Все этнические группы жили в согласии друг с другом. Представители курдскких племен, которых также было много в самом городе, населяли окрестные села.

Мэры Киркука были почти всегда курды, в особенности из семейства Талабани. В османскую эпоху и при монархии были и мэры-туркмены, но мэра-араба не было ни одного вплоть до 1969 г., когда баасистским режимом был назначен араб из семейства Тикрити.

Город Киркук был центром вилайета Шаразур  до 1879 г., когда этот вилайет был превращен в санджак и включен в состав вилайета Мосул. В 1918 г., когда Мосульский вилайет заняла британская армия, британская администрация создала новую провинцию под названием Эрбиль, составленную из районов Эрбиль, Равандуз и Койусинджак. В 1921 г. британцы отметили, что в Киркуке проживает 75.000 курдов, 35.000 тюрок, 10.000 арабов, 1400 евреев и 600 халдеев. Комитет Лиги наций, представители которого посетили Мосульский вилайет в 1925 г. для определения его будущего, счел, что курды в Киркуке составляют 63% населения, туркмены 19% и арабы 18%. Поскольку до 1947 г. в Ираке не проводились переписи населения, точное число населения неизвестно. Официальные данные на 1936 г. составляют 180.000. Автор вышеупомянутого «Описания» оценивает население (региона) Киркук в полмиллиона, не считая кочевых племен. По его словам, арабы жили главным образом на юго-западе региона, а курды на северо-востоке. Центр региона населяли курды, туркмены и арабы.

Большинство депутатов, представлявших Киркук в иракском парламенте при монархии, были курды и отчасти туркмены. Арабские представители были редки до 1935 года, когда арабские племена были поселены на равнине Хавиджа.

Перепись 1947 г. не сообщает никаких подробностей об этническом составе населения. Однако их сообщает перепись 1957 г. в графе 6 («родной язык»). Согласно ей, этнический состав Киркука был следующим: курдов – 48,3%; арабов – 28,2%; туркмен – 21,4%; остаток составляли ассиро-халдеи и другие. Перепись 1957 г. – единственная, которую можно считать правомочной, поскольку остальные были проведены после того, как иракский режим начал свою политику этнических чисток, в ходе которых тысячи арабских семейств из центрального и южного Ирака были поселены в городе и области, а тысячи курдских семейств высланы.

Ранее в Киркуке проживали только два арабских семейства: Тикрити и Хадиди. Кроме того, были некоторые арабы, служившие на государственной службе или в качестве офицеров и солдат 2 дивизии Иракской армии, большая часть которой дислоцировалась в Киркуке.  До 1955 г. во всем регионе была только одна средняя школа, в которой учился и я.  Большинство учащихся были курды и туркмены, но было много и арабов, ассирийцев, халдеев и армян.  Большинство арабских учащихся являлись детьми государственных служащих и военных, а также служащих Иракской Нефтяной Компании.

По старой традиции, курды, туркмены и евреи имели собственные кладбища. Арабы, являвшиеся меньшинством, хоронили своих мертвых на туркменском кладбище. Однако, с 1991 г. иракский режим создал особые кладбища для арабских поселенцев и запретил арабским поселенцам – шиитам отправлять своих покойников для похорон в шиитский святой город Неджеф. Позже, режим даже начал изменять надписи на курдских надгробных плитах на арабские, в попытке доказать, что арабы живут в Киркуке издревле!

Согласно «Описанию», семейство Тикрити являлось главным арабским семейством Киркука. Глава семейства, г-н Мажер аль-Тикрити, сообщил, что их родоначальник, Шебиб, прибыл из Сирии в 1048 году Хиджры (1629 г.) с османским султаном Мурадом Четвертым, вместе с предками туркменов. В качестве награды за помощь, султан дал Аль-Тикрити земли и деревни на юго-западе Киркукской области, в маленьком городке Тикрит.

Другие арабские племена, обосновавшиеся в Киркуке в период монархии – Аль-Убайд и Аль-Джибури. Аль-Убайд прибыли из района Мосула, откуда они были вытеснены арабским племенем  Аль-Шамар. Они поселились на равнине Диялы, где находились в постоянном конфликте с арабским племенем Аль-Аза. Чтобы покончить со спорами между ними, кабинет Ясина Аль-Хашими в 1935 г. поселили их в районе Хавиджа, где они могли бы использовать воды Нижнего Заба для земледелия. Племена Аль-Убайд и Аль-Джибури были первыми арабскими поселенцами в области Киркука. Ранее этот регион представлял их себя пустынную местность, использовавшуюся курдами только весной в качестве пастибща для овец. Вообще, отношения между курдами, туркменами и даже пришлыми арабами в Хавидже были хорошими вплоть до захвата власти БААС в 1963 г.

Новый режим использовал милицию «Национальная гвардия», состоявшую главным образом из арабов-баасистов и туркмен, для нападений на курдов. Они сконцентрировали свои усилия на бедных курдских районах, где разрушали все дома. В июне 1963 г. баасистским режимом было разрушено 13 курдских деревень вокруг Киркука. Жители 34 курдских деревень в районе Дубз были вынуждены к переселению, а на их место были поселены арабы из центрального и южного Ирака.  Между 1963 и 1988 годами, иракский режим разрушил 779 курдских деревень в регионе вместе с их кладбищами. Сады и дома были сожжены, скот конфискован. Явной целью этого разрушения было уничтожение свидетельства любого жилья. По минимальной оценке, из этих деревень были выселены 37.726 курдских семейств; в каждом же курдском семействе от 5 до 7 человек.

Во время ирано-иракской войны, режим разрушил также десять деревень туркмен-шиитов на юге Киркука.

В самом городе Киркуке, режим принял множество мер, чтобы вынудить курдов к отъезду. Служащие Нефтяной компании, государственные служащие и даже преподаватели набирались только из жителей южного или центрального Ирака. Городские улицы и школы были переименованы по-арабски, торговцев заставляли менять на арабские названия их магазинов и фирм. Курдам не позволяли продавать недвижимость иначе, чем арабам, и запрещали покупать недвижимость.  Тысячи поселков были построены для арабов и получили арабские имена. Историческая цитадель, с ее мечетями и древней церковью, была снесена. Арабские семьи были расселены в городе и обеспечены работой.

Эти меры были усилены после Войны в Заливе 1991 г. Режим не позволил возвратиться большинству курдов, покинувших свои дома во время восстания в этом году.  В 1996 г., перед переписью, был издан так называемый «Закон об идентичности», согласно которому курды и другие неарабы должны были регистрироваться как арабы. Тот, кто отказывался, подлежал депортации в освобожденную часть Иракского Курдистана или на юг Ирака. В 2003 г. Хьюман Райт Вотч отметили, что с 1991 г. из Киркукской области было насильственно выслано от 120.000 до 200.000 неарабов.

0

Оставить комментарий