Опубликовано: 10.02.2008 Автор: Sipki Комментарии: 0

(из работы З.Алояна" Шейх Ади, Суффизм и Курды.)

Езидизм является одной из религий которые распространены в Курдистане и в курдских общинах за пределами их Родины.По наиболее подтвержденным данным численность курдов-езидов варьируется в пределах 500000-600000.

Большая часть живет в Иракском Курдистане 300000, Армении 60000, Грузии 40000, в Российской Федерации 30000 и в сирийской и турецкой частях Курдистана 15000-20000.

Численность езидов в Европе, в основном в Германии около 50000.

В прошлом существовало множество предположений об идентичности Шейха Ади: позже, оказалось, они были ошибочны .

Согласно информации двух христианских источников, датированных пятнадцатым столетием, архиепископа Эрбиля Иешу Айаба и монаха Рамишу', следует следующее:в начале тринадцатого столетия Шейх Ади аль Курди захватил христианский монастырь в Лалише и изгнав из него монахов ,сделал его своим прибежищем.

Во-первых, эти источники, преднамеренно или по другим причинам, идентифицируют Шейх Ади бен Мусафира с внуком его брата Сахра,полное имя которого было Шейх Ади бен Аби аль-Баракат аль-Курди.Последний действительно жил в тринадцатом столетии и, по некоторым причинам, был занят борьбой с монахами занимавшими его патримониальное владение.

Будучи изгнанными, христиане из Лалеша жаловались властям в Мосуле.Тогда после многолетнего конфликта Бадр эд-Дину Лулу удалось победить курдов-езидов возглавляемых сыном Шейха Ади Второго, Шейхом Хасаном.Правитель Мосула поступил с курдами самым грубым образом : Шейх Хасан был схвачен, а затем обезглавлен, и многие из его людей были казнены.Кроме того, воины Бадр эд-Дина Лулу раскопали гробницу Шейха Ади и сожгли его останки .

Во-вторых, внутренняя планировка в гробнице Шейха Ади не имеет элементов, характерных для христианских монастырей .Виграмс утверждает, что сама архитектура зданий езидов является свидетельством того, что они были построены еще в дохристианские времена;затем, в поздне-римский период христианские монахи поселились в них .

В-третьих, и это не случайно, что анти-езидские тенденции этих сирийских рукописей относятся к пятнадцатому веку. Это было время, когда христиане Месопотамии , пользуясь покровительством мусульманских правителей, занимались деятельностью против "неверных". Ситуация с езидами усугубляется тем, что они всегда были "против всех людей и каждого правительства".

В настоящее время, специалисты считают, что Шейх Ади бен Мусафир пришел к курдские горы Хаккяри из аш- Шама (историческая Сирия).
Езидская традиция гласит:

"Шейх Ади пришел из аш- Шама .
На Востоке [на его родине он] начал служение,
Добродетель от дома [наших] отцов,
Шейх Ади сам дар света,
[Он] Свет дома Шейхов "
.

Генеалогия исторической личности состоит из двух частей : его родословной и наследственности.

В случае с Шейхом Ади обе эти части должны быть исследованы.
Полное имя Шейха Ади : Шараф ад-Дин Абу – л – Фадаил Ади бен Мусафир бен Исмаил бен Муса бен Марван бен аль-Хасан бен Марван .
Со всем уважением к родословной линии Шейха Ади , этот вопрос все еще остается спорным.

Исследователи приводят два наиболее распространенных варианта его родословной:

  1. Ади бен Мусафир бен Исмаил бен Муса бен Марван бен аль-Хасан (или бен Аль- Хакм) бен Марван;
  2. Ади бен Мусафир бен Ибрагим бен эль-Валид бен Абд аль Малик – бен Марван бен Аль- Хакм бен "Аль-Ас бен "Утман бен Аффан бен Рабия бен. Абд аш-Шамс бен. Зухра бен Абд Манаф .

Хотя как и Марван I так и Марван II могли бы быть прямыми предками Шейха Ади, эта генеалогия является неполной :династия Омейядов правила в восьмом веке, тогда как Шейх Ади бен Мусафир родился во второй половине одиннадцатого века.В любом случае, Омейядское происхождения Шейха Ади почти не вызывает никаких сомнений.Кроме того, в течение длительного периода ученые соглашались с тем, что шейх Ади провел реорганизацию "Омейядской секты езидов ".

Во всяком случае Шейх нашел теплый прием в курдских горах, где курды склонны были положительно отнестись к потомку династии Омейядов ".
Этот факт, с одной стороны, объясняет чувствительность его последователей к Язиду бен Муавии ,и, с другой стороны, заставляет нас задуматься о связи между Шейхом Ади и его последователями изучающими идеи Марванидов .

Последний Омейядский правитель и, возможно, прямой предок Шейха Ади, Марван II до восшествия на престол (740-750 гг), управлял Северной Месопотамией, Арменией и Азербайджаном. Это были провинции с большой долей курдского населения. Его мать тоже была курдянкой.

Согласно Аль-Балазури, у своего отца Марван II "унаследовал в собственность, доходы от промысла на озере Ван" .

Битлиси информирует нас о том, что в курдском племени cулеймани, в основном состоящем из приверженцев Мерванидов, частично "господствовали чудовищные езидские убеждения" .

Стоит отметить, что не далее как в начале ХХ века секты Мерванидов в Бадахшане также назывались Езидия .

Следовательно, с некоторыми оговорками, я прихожу к выводу, что шейх Ади бен Мусафир был арабом из когда-то могущественной династии Омейядов ,с курдской кровью текшей в его жилах.

Мы знаем что до прихода Шейха Ади ,многие потомки Омейядов жили в курдских горах в качестве суфийских шейхов.Есть "подробные доказательства того, что после падения династии Омейядов, религиозные движения, играли видную роль в курдских горах, что объясняется чрезмерным поклонением этой династии и не в последнюю очередь Язиду бен Муавии ".

Шейх Ади бен Мусафир родился между 1073 и 1078гг в Бейт – Фаре , в Баальбеке, расположенном в долине Бекаа современного Ливана. Баальбек был окружен величественными руинами.В своем детстве, Шейх Ади наверняка посещал руины храма Великого Бога Солнца – храм в Тадмуре.

На главных воротах храма Бахуса , он мог видеть, изображения мака и пшеницы символизирующие чередования жизни и смерти.Нельзя исключать, что все это способствовало развитию у Ади мистического образа мышления ,когда он решил поселиться в мирном раю в курдских горах , где суровые зимы, и долгая весна .Впоследствии , рождение Шейха Ади будет описано через живописные легенды.

Одна легенда гласит , что еще до своего рождения он был указан в качестве неординарной личности. Другая легенда гласит о мудрости речи Шейха Ади в раннем детстве.

Согласно третьей, будущее Шейха Ади как , суфия было заранее предопределено событиями произошедшими с его отцом .
Мусафир бен Исмаил, отец Шейха Ади пошел в лес и оставался там в течение сорока лет.

Однажды ,когда он спал , кто-то сказал ему : "O Мусафир! Выйди и соединись со своей женой, и друг Божий [т.е. Суфий] придет к вам, чья слава распространится на Восток и на Запад ".

Тогда Мусафир вышел из леса и пошел к жене. Она сказала ему : "Мне не следует делать этого до новолуния".Затем Мусафер обратился : "О жители города! Я Муссафир, и я пришел, потому что я получил повеление соединиться со своей женой и Друзья Бога придут к тому, кто последует этому повелению "И, таким образом,триста тринадцать Друзей Бога рождены были от него .

Поскольку чудодейственные события требуют доказательств свидетелей , Мусафиру пришлось обратиться к жителям своего поселения.Что касается количества Друзей Бога, то число триста тринадцать может распространяться на сподвижников или наследников Ади бен Мусафира.

В общем, все легенды насчет Шейха Ади бен Мусафира характеризуются четкими эстетическими достоинствами и безукоризненной последовательностью событий.Это общая черта рассказов о святых в исламе четко описана Голдзихером , который сравнивал их с иранскими и индийскими легендами . Я могу добавить, что то же чувство эстетической красоты и архаичные традиции повествования также весьма сильны в езидской религиозной поэзии.

Молодым человеком , Шейх Ади бен Мусафир переехал в Багдад, где и провел первую половину своей жизни.В этом центре культуры и образования, Шейх Ади учился у таких знаменитых личностей той эпохи ,как Ахмад Аль-Газали и 'Абд аль-Кадир Аль- Гилани;он в свою очередь также пользовался их уважением за хорошие манеры . В Багдаде Шейх написал несколько трактатов и хадисов , которые послужили основой для моего обзора (в следующей главе), религиозных и философских идей Шейха Ади бен Мусафира.

Экономическая и политическая ситуация в Багдаде конца одиннадцатого – начала двенадцатого веков было неважной, но стабильной.Постоянное насилие в отношениях между суннитским большинством и динамичным шиитским меньшинством имело место каждый год ,за исключением кратких периодов примирения в 1095 и в 1109-1116 гг.

Конфликт примечателен тем, что религиозная нетерпимость в основном бытовала во внутриобщинных отношениях мусульман, которые вызвали и экономические трудности, а именно проблемы с водой.В то же время другие религиозные группы, в основном евреи и христиане не испытывали никакого организованного преследования.

Сопротивление жителей против Сельджукских правителей иногда сопровождалось действиями боевиков "Айяров ( 'Ayyarun), народного ополчения , которое также не гнушалось грабежами в городе.Такая ситуация анархии не могла и не способствовала культурному прогрессу .Кроме того, как известно, с давних времен, Каир занимает место соперника Багдада в качестве культурного и политического центра исламского мира.

Как бы то ни было ,личный опыт Шейха Ади полученный в Багдаде должно быть способствовал его не конфронтационному мнению относительно иудейских и христианских верований,а также к изменению его антишиитских чувств.

Сведения о жизни Шейха Ади в Багдаде и ряд его работ, возможно, объясняют, почему Шейх Ади бен Мусафир был вынужден покинуть Багдад и уехать в Курдистан.

Прежде всего, в опустошенном городе, вряд ли он мог бы продолжать свои богословские исследования.К тому же Шейх Ади не имел родственников или близких друзей , которые могли бы сгладить негативное влияние политических и экономических трудностей.
Во-вторых, следует упомянуть интерес Шеха Ади к суфизму на его исконной родине.

Поскольку имена и термины, упомянутые в хадисах Шейха Ади вполне могут быть объяснены его знакомством с курдской жизнью ,возможно, что живя в Багдаде, он посещал горы Хаккяри и наладил контакты с местными жителями.Шейх Ади, пожалуй, был знаком с курдами, живущими в Багдаде и вокруг него. Вот почему, Шейх Ади бен Мусафир упоминает само название Лалиш и намекает на посещение Лалиша Ахмадом бен Ар-Рифаи в одном из своих хадисов, – мотив, появившийся в езидской традиции тоже.

В-третьих, как утверждают многие курды, шейх Ади могли иметь намерения пропаганды ислама среди курдов в Хаккяри.

Поступая таким образом , возможно он следовал примеру Аль-Халладжа .
В-четвертых , нам известно ,что и через сто лет после казни Аль -Халаджа многие люди в Багдаде верили в его чудесное возвращение.Согласно Абу – л -'Ала Аль-Маари. (род. 449/1057), в 399/1008 были люди в Багдаде, "все еще ждали там на берегах Тигра, в надежде, что он возникнет из него ",и один из них, увидел его там .
Таким образом, не исключено, что Шейх Ади бен Мусафир не понаслышке был знаком с подобными ожиданиями.

Таким образом, одной из причин отъезда Шейха Ади из Багдада, помимо социальных и экономических ,было его понимание судьбы аль-Халладжа:он хотел избежать знакомства с людьми, которые завидовали ему и не нравились ему,тем более что он отказался от общепринятой исламской теологии и обратился к суфизму.

Так или иначе, Шейх Ади решил начать вести жизнь суфия и таким образом уйти от мирской повседневности.Он находит такую тихую гавань в Хаккяри, курдском регионе ,бывшем некогда под управлением МерванаII.В описываемый период эта область утратила независимость и находилась под управлением правителей Мосула.

Население там было преимущественно кочевым. Однако имелись обрабатываемые земли: плантации винограда, сахарного тростника, хлопка, тутовых (привезенных из Китая в древние времена), некоторые виды фруктов, зерна и других культур. Конечно, продолжительные военные операции в регионе и волны беженцев после походов крестоносцев нанесли сильный урон экономике региона.

Однако Сельджукские правители отличались умеренным отношением к крестьянам и создали условия для дальнейшего развития .
Еще один важный элемент – роль курдов на политической арене того времени. Помимо курдских княжеств и вождей в Месопотамии, Армении и Азербайджане, наиболее активные курдские группы и личности принимали участие в событиях происходящих на Святой земле.

Возможно по этой причине источники описывают как естественный шаг прибытие Шейха Ади к мирным курдским кочевникам жившим в идеальных условиях. Здесь в гармонии с природой жили курды , что касается их религии , то средневековые арабские историки относят их к зороастрийской секте Тайрахия.

Согласно уже упоминаемому арамейскому источнику-монаху Рамишу, " местные курды проводили лето со своими стадами в летних лагерях, и возвращались в окрестности Мосула на зиму; число их шатров превышало тысячу .

Имеется более чем достаточно доказательств того, что территория современного Курдистана была важным центром зороастризма с древнейших времен до исламской эпохи .

Как мне представляется, хаккярийский термин behdinаn имеет исторические корни в слове : behdin / vehdin буквально означающем "добросовестность", аn- это суффикс множественного числа.
Последнее является саоопределением зороастрийцев : "Наследники Behdin / Vehdin '.

Иными словами, название местности – Behdinan может означать "резиденция зороастрийцев".

Вначале Шейх Ади бен Мусафир вел жизнь отшельника, и местное население изобрело множество неправдоподобных историй о его образе жизни. К примеру, существуют легенды, что Шейх никогда не ел и не пил.

И в один прекрасный день, для того чтобы опровергнуть эти слухи, шейх Ади "съел что-то в присутствии людей" .

Здесь Шейх Ади бен Мусафир предстает как отрицатель плотской жизни и проповедник культа бедности (faqr), о котором он писал в Багдаде в своем труде "Kitab fihi dhikr adab an-nafs".

Постепенно, шейх Ади завоевал уважение со стороны местного населения, благодаря своему смирению, постам и чудесам – karamat [49:226].

Затем со своими вопросами и проблемами, люди начали приходить к этому небольшой комплекции, среднего роста человеку, чьи речи "завораживали скорее эмоционально, чем рационально" .
Окруженный учениками, Шейх Ади бен Мусафир проповедовал на арабском и на курдском .

Пройдет немного времени, и христиане, мусульмане и представителей других этнических и религиозных общин региона присоединились курдам-езидам, которые уже считали Шейха Ади своим учителем .
Это обстоятельство возможно содействовало синкретическму характеру езидизма.

По меньшей мере два других фактора также способствовали синкретичности езидской религии :

  1.  ближневосточный регион в целом и Курдистан в частности, с незапамятных времен являются привлекательным центром для религиозных учений и движений;
  2. Самые мощные из империй прошлого, начиная с Александра Македонского и Римской империи, динамично осуществляться в этом регионе политику унификации и сглаживания социально-экономических, политических и культурных различий.

Кстати, ведущий мирную жизнь,Шейх Ади бен Мусафир не мог быть изолирован от военных событий своей эпохи. Его симпатии должно быть были на стороне мусульман, которые защищались от христианских армий.
Так например , книга "Чудес Шейха Ади "- Kitab manaqib – демонстрирует ощутимое влияние Крестовых походов на его жизнь, а также и тот факт, что многие курды воевали против" неверных франков ".Согласно одной из легенд Шейх Ади чудесным образом спас жизнь двум мусульманским военнопленным в Сирии .

Шейх Ади скончался в возрасте около 90 лет в Лалеше.
 Точная дата его смерти не известна :либо 555, либо 557, либо 558 год Хиджры, это около 1162 н.э.

В тринадцатом столетии, как известно, Бадр эд-Дин Лулу осквернил его могилу .

Дважды за свою жизнь, Шейх Ади совершил в хадж в Мекку.
Это в общих чертах реконструкция биографии Шейха Ади. Другие мнения и аргументы о его жизни , судя по всему, не находят подтверждения в свою пользу.

0

Оставить комментарий