Упоминание о марах мы находим у Геродота (VII, 79), Ксенофонта (Анабазис, IV, 3, 4), Страбона (XI, 13), Тацита (Анналы, XIV, 23). При изложении событий арабского нашествия источники упоминают курдов в районе исторического Адиабены и соседних районах, где упоминаются «курдские укрепления» (3-77). В «Истории Армении» М. Хоренского содержится обширная информация о «неприступной стране маров» (4-II,63; III,47). У Ф. Бузанда мы встречаем эпонимы «укрепленный гавар Арцах», «укрепленный гавар Тморик» и «укрепленная страна Кордрик», «укрепленная страна маров» (5-IV, L). Себеос также сообщает об «укрепленной стране маров» (6-I), о Пайтакаране3 в «укрепленной стране маров» (6-II ).
Примечательно, что древние армянские авторы проводили четкую административно-политическую границу между эпонимами «мардпетакан», «страна маров» и «укрепленная страна маров». Те места, где жили мары (марды), армянские источники называют мар(д)астан, или мардоц-екь, т.е. мурацан— страна мард(о)в. Представители княжеских родов этих мар(д)ов носили титул «мар(д)петь»,т.е. «глава мард(о)в». Таким образом, род мар(д)ов и их владения стали именоваться мардпет-акан .
Историк Васпуракана4Фома Арцруни сообщает о разделении земли между двумя братьями Гагиком и Гургеном. Приводя перечень васпураканских областей, он разбивает их на две группы: северо-западную и юго-восточную. Относительно первой группы, северо-западной, историк замечает, что те известные кантоны составляли некогда владения так называемого князя Мардпета (7-318), т.е. на этих землях с древнейших времен жили мары-мидийцы. Титул «князь Мардпеть» в армянских источниках был анонимным, что указывает на их недостаточную информированность о марских (мидийских) династиях.
Таким образом, часть Васпуракана имела в древности имя Мардпет — «независимо от того, совпадала ли она с уделом Гагика, результатом случайного деления в IX столетии или нет; это и есть страна Мардпетакан. У армянских авторов последнее название иногда чередуется с термином Сепакан, как равнозначующим ему географическим понятием» (7-337).
Академик В. А. Гордолевский пишет, что владение васпураканских князей в IX веке простирались от Джуламерка (Челамерика) на юге до Салмаса на Востоке и Аракса на севере5 (8-125).
В древнеармянских источниках слово мар встречается в виде мар’к, мурк, а в переведенных на русский язык источниках — марский. М. Хоренский объясняет фразу «мур’ацан тер6» через «мар’ацоц тер», т.е. «владетель мар-ов» — мидян. В армянской Географии VIIвека Мидия указывается и как «Марк». «Древнеармянское mar, как пишет академик И. М. Дьяконов, есть закономерная передача парфянского mâδ, которое, в свою очередь, закономерно соответствует древнему mâda; с другой стороны, med–aci— есть армянская передача греческого термина medoi, являющегося закономерным соответствием в литературном ионийском диалекте форме mâdoi, передающей тот же термин mâda. Русское «мидяне» восходит к позднегреческому произношению mêdoi,как midi » (9-44, прим. 1).
На страницах (142 «а», «б») старинной армянской рукописи под №1495, хранящейся в Институте древних рукописей («Матенадаран») Армении, армянский географ подчеркивает, что мидийцы — те же самые курды. Согласно источнику, «жители той страны курды, (которые) называются мидийцами» (13-20). В другом армянском источнике содержится сообщение о посещении 19 мая 1426 г. курдами церкви Цпн: «народ мидийцев, которые называются курдами, пришли на заре…» (13-21). Армянские источники и в XIII–XIXвв. продолжали о Курдистане сообщать как о «Стране Маров» и под племенами маров подразумевали курдов (14, 46-49,прим.3-4). Аракел Даврижеци (XVIIв.) сообщает о «Некоем Гази-Хане из племени курдов, великом князе и правителе страны Маров, притесняемом османами, ибо османы хотели убить его и овладеть его княжеством…» и о другом князе «из племени маров по имени Улама-оглы Гайбад бек…» (14-46).
Вероятнее всего, поверженный судьбой и забытый всеми мидийский царь Астиаг в «почетной» ссылке умер от тоски, горя и преклонного возраста, а смерть его, как это бывает обычно с великими мира сего, была окутана домыслами и легендами. История сохранила имя жены Астиага — Ануйш18 в армянских источниках. Что касается «убийства Астиага Тиграном» и его «второй жены Тигрануи, сестры Тиграна» — это искусственно созданная легенда и не имеет ничего общего с исторической действительностью. Предки курдов на этих землях жили задолго до прихода армянских переселенцев. М. Хоренский сообщает, что при основании Арташата, сын армянского царя Арташеса Артавазд «не нашел места для своего дворца, пошел и между марами выстроил Маракерт на поляне, называемой Шаруром» (4-I, 30). Маракерт, т.е. «город маров» (а мы уже знаем, что под марами подразумеваются курды), был расположен на поляне с курдским названием Шарур19. То, что Арташат был основан в период правления царя Армении Артаксия (Арташеса) (189-161 гг. до н.э.), является ценным свидетельством в пользу того, что древними насельниками Нахичевани и до южных склонов Арарата и Арагаца (Алагяза) были именно курды. По свидетельству армянских источников, мары-курды играли важную военно-политическую роль при царском дворе. «Второй сановник государства назначался из потомков бывшего марского царя Аждахака, называемых теперь мурацан’ами. Ибо родоначальник этого рода именуется не мурацан-тер, но мурацоцтер. Вахаршак оставляет за ним все селения, (принадлежавшие) пленным марам» (4-II, 8). Валаршак, он же царь Парфии Вологез I (Валарш) из династии Аршакидов, царствовавший в 60 гг. н.э., который назначил своего брата Тиридата I (64-82 гг.) на армянский престол. Выше было сказано, что титул «тер» — обращение к представителям духовенства и существует у армян, начиная с VII в. н.э. Если даже принимать Аршакидов за «парфян» в этническом смысле, то и без этого мы маров-курдов видим в роли первых сановников государства в Армении. М. Хоренский называет первого вассала в государстве — Аргама «домовладыка племени мурацана из потомков Аждахака» (4-I,XI-44), «мужа храброго повелителя многочисленных копьеносцев» (4-I,XI, 46). «Домовладыка племени» надо понимать как «вождь племени (конфедерации племен)». Примечательно, что М. Хоренский Аждахака, называя еще и как «маро-парс» (4-I, 29), вкладывает в это понятие именно этнический смысл и тем самым подчеркивает этническую общность маров и парфов20. Даже несмотря на хронологическую путаницу из «Истории» Моисея Хоренского вырисовывается борьба за трон именно среди отдельных курдских племенных вождей, а не армянских феодалов, как это пытаются преподнести армянские ученые. По сообщению историка, после смерти царя Абгара, царство армянское распадается на две половины: Ананун, сын его, возложив на себя корону, царствует в Эдессе21, а племянник его (по сестре), Санатрук22 — в Армении (4-XI, 34). Этот Санатрук, с целью завладения всем царством, начинает войну против сыновей Абгара, т.е. против своих дядей по матери (4-XI, 35). По легенде Санатрук получил свое имя по следующей причине: сестра Абгара, Оде, отправлялась в Армению и была настигнута метелью в Кордукских (Курдистанских — Л. М.) горах. Кормилица Санатрука, Санот23, сестра Бюрата Багратуни, жена Хосрена Арцруни, прижав к груди младенца, оставалась под снегопадом три дня и три ночи. Отсюда и его имя Санатрук, что означает, по словам историка, «Дар Санота»24 (4-XI, 36). Далее М. Хоренский сообщает, что Еруанд25 воцарившись, стал опасаться детей Санатрука и решил истребить весь его род. Однако спасся один отрок по имени Арташес: кормилица, взяв его, скрылась в «странах Хера» — в одной из сопредельных с Атропатеном областей, — в «малхазанских26 пастушеских пристанищах» (4-XI,37), которая находится в «Стране Маров» (4-XI,38). Этот Еруанд (Оронт) «с ненавистью в душе, вращая в уме мысль — какое зло вскармливается для его государства в Стране Маров (курсив мой — Л.М.)»…через послов и через дары старается склонить «парсийского царя выдать ему Арташеса, говоря: «Ты мне сродник, в жилах наших течет одна и та же кровь, зачем это ты вскармливаешь против меня и против моего государства мара Арташеса, преклоняя слух к речам разбойника Смбата, который говорит, что Арташес сын Санатрука. Он старается представить сына пастуха и скотопаса за Аршакуни … нет, он не сын Санатрука, он — какой-то молодой мар» (курсив мой — Л. М.) (4-XI, 38). Сопостваление Арташеса с Аршакуни (Аршакидами) и обращение царя Еруанда к «парсийскому царю» с напоминанием ему об их кровном родстве свидетельствует в пользу того, что борьба за царский трон в Армении шла между отдельными царьками из числа, прибегающих к помощи персов и римлян27 курдских и других ираноязычных феодалов. Получив информацию о совместных действиях союзных войск, в том числе и «парсийских», действующих под общим командованием Смбата с целью возведения на престол Арташеса, Еруанд из области Ути направляется в свой город, «стягивает к себе войска армянская, иберийская, месопотамская и стран кесарийских — одним обещая дары, других склоняя просьбами»28 (4-XI, 44). К Еруанду прибывает и «Аргам, домовладыка племени мурацана из потомков Аждахака, с многочисленной пехотой», ибо Еруандом было уже ему возвращено второе место, которое Тигран, отняв у его рода, отдал своему зятю Митридату. После смерти Митридата род Аргама был восстановлен в своих прежних правах (3-XI, 44). Смбат во главе союзных войск двигается в направлении лагеря Еруанда, который был расположен на реке Ахуриан. Союзники — Смбат и Арташес — не боялись превосходящих числом их войск Еруанда, но «опасались они единственно мурацан’а Аргама, мужа храброго, повелителя многочисленных копьеносцев» (4-XI, 46). После клятвенных обещаний и уговоров Арташесу удается склонить на свою сторону Аргама, и этот союз и определяет исход боя, а Еруанду удается спастись бегством. У дворца Еруанда по приказу Арташеса его воины в один голос кричат: «мар амед», что на персидском означает «мар, т.е. мидянин пришел» (там же). Арташес, щедро наградив войска — «марские и парсийские», отпускает их в свои земли. «Жалует также Аргаму, мужу храброму и знаменитому, обещанное второе место, также венец, усыпанный яхонтами, пару серег для ушей, красную обувь для одной ноги, право есть золотою ложкою и пить из золотых чаш» (4-II, 47). Этих регалий удостаивались только первые лица после царя. Итак, мы видим союзников в лице курдов (маров и парсов — копьеносцы мара Аргама и парсийские войска) во главе Смбата-Арташеса-Аргама, которые противостоят войску перса Оронта (Еруанда), состоящего из армян, иберов (грузин), месопотамских (возможно, адиабенских, сирийцев) и кесарийских (т.е. римлян). В итоге, победа за маром-курдом Арташесом. Командующий войсками Арташеса Смбат, добровольно сложив с себя обязанности, с разрешения Арташеса «водворился в Тморик29» (4-II, 53). Н. Адонц признает, что Кордрик-Кортчея своим этническим названием обязан проживающим там с древних времен курдам. По Н. Адонцу, «…происхождение окраинных областей — …Кортчеи … они очень древни, многие из них до армянского происхождения» (7-230). По легенде, изложенной в «Истории» Хоренского, намного более трагически сложилась судьба Аргама. Жена Арташеса Сатеник влюбляется в Аргама, мужа храброго и дивной красоты. Артавазд, сын царя, развязывает войну против Аргама и в «двухлетней войне» истребляет всех чад вместе с их отцом (Аргамом) и знатнейшими из рода мурацанов, захватывает все селения и владения их, а также отнимает «Нахичевань и все деревни, лежащие на севере от Ерасха (Аракса)». Это тот Аргам, который в легенде называется еще и Аргаваном30 (4-II, 51). Хоренский подчеркивает, что эти деяния большей частью известны из (песен) випасанов31 (курсив мой — Л. М.). Под «випасанами» он подразумевает самих вишапов-маров, т.е. курдов, которые поют в Гохтне (4-II, 49). Как было выше сказано, Гохтн соответствует современному Ордубадскому району с одноименным городом в Нахичевани. В источниках имеется информация о том, что византийский император Домициан, недовольный тем, что Арташес «отлежался от римлян и отказался платить им дань, посылает на Арташеса войско32… которое начинает сильно преследовать Тирана33… до обширной долины Басеанской» (4-XI, 54). Римский император с 81 года Домициан (51-96 гг. н.э.) был убит в результате дворцового заговора. Это позволяет относить дату гибели Аргама (Аргавана) к концу Iв. н.э. Мары-курды и в V в. были основными насельниками территорий, прилегающих к Нахичевани-Агри /Арарату и Алагязу/Арагацу. Корюн — автор книги «Житие Маштоца» (V в.) сообщает о начале миссионерской деятельности Месропа Маштоца, который «получил спешный приказ царя начать (обучение) диких (жителей) краев маров, которые были труднодоступны не только из-за дьявольско-сатанинских чудовищных нравов, но также из-за весьма ломаного и грубого языка» (30-9). Маштоц начал свою просветительскую деятельность среди маров-курдов в «шестом году (царствования) Врамшапуха (389-414 гг.), царя Большой Армении, т.е. в 395 году. Как пишет Корюн, «взявшись за воспитание многих поколений, они (Маштоц и сотрудники его) сделали их ясно говорящими, красноречивыми, образованными, ознакомили их с мудростью, дарованной богом. Итак, глубоко вникли они (жители) в законы и заветы (господа), что даже вовсе избавились от своей (грубой) естественности» (30-10). Перед этим Маштоц, «взяв с собою вверившихся ему лиц (учеников), направился и прибыл в беспризорные и беспорядочные и неисправимые места Гохтна» (30-5).
Выражения «беспризорные и беспорядочные и неисправимые места Гохтна» могли означать то, что живущие там племена курдские отличались своим крутым нравом, были независимы от царя или номинально зависимы от центральной власти и вели в основном кочевой образ жизни. Далее автор сообщает, что «…и когда он селя среди них слово жизни, жителям гавара того явились великие знамения: дьяволы во всевозможных образах бежали (оттуда), бросались в края Маров» (имеется в виду Большая Мидия — Л. М.) (30-5). Здесь речь идет о миссионерско-просветительской деятельности армянского просветителя и создателя алфавита Месропа Маштоца (361-440) среди маров-курдов. В книге Корюна написано, что «мары, края или сторона маров — «Марк», — под этим названием не следует понимать «Малую или Большую Мидию, а территорию от северо-востока горы Арарат вдоль берегов реки Аракс, от Шарура до Нахичевани, Храма и Джуги и т.д. В древности на этой территории жили мидийцы, потому и она называлась «Марк» — дословно — «мидийцы», так как армянский суффикс «к» означает племенную принадлежность» (30, прим. 64). Книга Корюна «Житие Маштоца» издана в Ереване в 1962 г. Переводчики и комментаторы — армянские ученые. Значит, они признают, что «территория от северо-востока горы Арарат вдоль берегов реки Аракс, от Шарура до Нахичевани, Храма и Джуги и т.д.» — исторические места проживания маров (мидийцев-курдов)! Но вопреки их утверждениям эти территории, которые в армянских источниках обозначены как «края или сторона маров», являлись частью территории Малой (Атропатенской) Мидии. Судя по тому, что к началу миссионерской деятельности М. Маштоца в «Стране Маров» в 394 году и в конце IV— начале V в. на этих землях также жили курды, то убедительных аргументов в пользу их армянского подчинения мы не видим. Наоборот, в Стране Маров военно-политическое руководство осуществлялось именно марами-курдами.Это еще раз доказывает тот факт, что основными насельниками территорий, прилегающих к границам Атропатены до Нахичевани, гор Арарат, Арагаца (Алагяза), озера Севан и до места слияния рек Аракс и Кура в IV–Vвв. были мары (мидийцы). Их возглавлял племенной вождь — «мардпет» Хайра34, которого Валаршак (Вологез I, 51-78 гг.), царь Парфии из династии Аршакидов утвердил «хозяином, главой всех земель, простирающихся от Атропатены до Нахичевани» (4-II, 7). Это означает, что в указанных районах с IVпо VIв. н.э. состав населения оставался неизменным, т.е. здесь продолжали жить мары-курды35. И в VIIв. курды оставались основными насельниками данного региона. Армянский историк VIII в. Гевонд Вардпет сообщает, что в «(685 г.) в правление Ашота-Патриция… на четвертом году правления (689 г.) отряд исмаилтян напал на Армению и производил беззаконие в селах мидийских в Джуге и Хошакуник…»(31-11)36. Эти же земли в VII— VIIIвв. входили во владения курдского христианского государства династии Михранидов. В X–XIIвв. эти территории мы видим в составе другого курдского государства династии Шеддадидов. В XIIIв. на этих же территориях властвовал потомок Джафаншера из династии Михранидов Гасан Йесаи Джалал, основатель христианского собора Ганзасара. С XVIпо XIXв. (1813 г.) Нахичевань входила в состав Хойского ханства, которыми правили князья курдского племени Думбули. В XVII–XVIII вв. на этих землях правила династия Панахидов, восходящая к династии Михранидов. В первой половине ХХ в. здесь был образован Красный Курдистан.
Нахичевань
Нахичевань («город» или «крепость») еще до нашей эры входил в состав «Страны Маров», т.е. Мидийской державы. Существует много версий о дате основания и названии города. Самое раннее упоминание о нем как о городе ученые находят в трудах античного автора II в. Клавдия Птоломея. Также некоторые источники упоминание населенного пункта близ горы в Армении — «Место высадки Ноя» — древнееврейским историком Иосифом Флавием (37 г. — 100 г. н.э.) в труде «Иудейские древности» косвенно относят к г. Нахичевани. Это дало повод исследователям — И. Шопену, С. Зелинскому, Г. Алишану, К. Никитину и др., основываясь на религиозных преданиях, отнести основание города-крепости «к временам Ноя», что является, на наш взгляд, преувеличением. В связи с этим мы вынуждены остановиться на курдском варианте легенды о потопе и Ное. Но бесспорно одно — город возник до нашей эры. Существует мнение и о более позднем периоде основания города — в раннем средневековье. Арабские авторы Ахмад аль-Балазури, Ибн аль-Факих, Ахмад ибн Вадих аль-Йа’куби, Йакут ар-Руми аль-Хамави связывают постройку города с именем Сасанидского царя Хосрова Ануширвана I (531-579), а персидские летописцы Хамдуллах Казвини и Маджди Мухаммед аль-Хосейни — с именем другого Сасанидского царя Бахрама Чубина (590-591). Название города Нахичевань встречается в различных транскрипциях: в древнегреческой — Наксуана, пехлевийской — Нахч, арабской — Нашава или Накджуан, персидской и турецкой — Нахджуан или Накш-е джахан, азербайджанском — Нахчыван. Армянские источники название Нахичевани, производя от «Нак-чуан», переводят «с армянского» как «первое место переселения»37 и связывают его с именем мифического Ноя и его ковчега. Азербайджанский ученый Р. А. Мамедов на основе сопоставления большего количества материалов приходит к предположению, что название «Нахичевань» связано либо с именем одного из племен Кавказа, либо произошло от этнотопонимических сочетаний слов кавказо-мидийского (курсив мой — Л. М.) происхождения «Нах-чу-ван» (32-9,30). Все древние источники в указанных районах упоминают как насельников только ираноязычных мидийцев-маров-курдов. Упоминаний о каких-либо кавказских племенах в интересующий нас период в районе Нахичевани мы не встречаем. Иранский ученый Ахмед Кесрави полагает, что слово «ван» в переводе означало «город», «селение», «жилище». Русский ученый З. И. Ямпольский в статье «О значении слова «ван» в имени «Нахичевань» высказывает мнение о том, что слово «ван» употреблялось на языках каспийского типа атропатенских маров и имело значение «обиталище» и «жилище» (32-9). Немецкий ученый, профессор Эгон фон Эльчктедт язык курдов относит к яфето-каспийской группе (33-98). Академик Г. Р. Капанцян на основе иероглифических хеттских надписей, в которых содержится изрядное количество слов с детерминативом «город» или «страна», топонимических образований с конечными элементами wanni(реже — wanna), утверждает, что «уточнение значения этого малоазийского wa(n)ni дает армянский язык, где очень было распространено слово wan(чаще во множественном числе) с древним значением «место пребывания, место покоя», затем и «обитель, приют», а позже и «храм, монастырь» (34-454), и тем самым как бы косвенно представляет армян в качестве наследника хеттского. Общеизвестно, что хетты появились в Восточной Анатолии в конце II— начале Iтысячелетия до н.э. До них там жили хурриты, которые являются одним из основных этнических элементов, составляющих современный курдский этнос. W (в) — хурритский суффикс принадлежности. Поэтому хетты вполне могли принять топонимические названия от хурритов. По мнению Г. Р. Капанцяна, со временем «ван» в армянском языке вместо значения «жилище, обитель» приобрело значение «жилище мертвых», так как в древности на могильных камнях часто писали: «Это есть покой такого-то». Г. Р. Капанцян объясняет сужение значения слова «ван» причиной религиозно-идеологического порядка (34, 456-457). Как пример он приводит одно армянское слово — wan–kh «храм, монастырь» как обитель бога, «где находят приют и сами смертные» (34-457). Это еще одно свидетельство предвзятого отношения к курдам и истории курдского народа. Ведь иранисты-курдоведы не могут не знать того, что именно в курдском языке есть несколько тысяч слов, содержащих суффикс «ван»! Например, озера Севан в Армении и Ван в Курдистане, города и области Ширван и Нахичевань в Азербайджане, Ревандуз в южной и Сильван, Татван, Матнаван, Родован, Мервани, Сиван — в северной части Курдистана. Чтобы не быть голословными, мы приводим пару десятков таких слов, а сомневающихся просим открыть любой словарь курдского языка и самим поискать слова с окончанием «ван» и убедиться, что таких слов в каждом словаре курдского языка несколько тысяч и их больше, чем в любом из других языков. Вот некоторые из них: ашван (мельник), бериван (доярка овец и собственное женское имя Бериван), блурван (человек, играющий на свирели), багван (садовник), бархван (пастух ягнят), гарван (пастух козлят), гливан (мастер художественного слова), гаргаван (швейцар, человек, ответственный за встречу гостей), гаван (пастух крупного рогатого скота), диван (беседа; государство, правительство; поэтический сборник; высокое место), дьлован (душевный), дараван (лгун, врун), зозанван (горец), ке’ван (вымя), меван (гость), тир у каван (стрела и лук), каван(и) (хозяйка; женская прислуга), маливан (хозяин дома, домочадец), нарван (клин, соединяющий обе половины штанов, ширинка), палаван (богатырь, борец), пиван (мерить, измерять), хаван (кожаный мешок), шерван (боец, воин), шван (пастух мелкого рогатого скота) и др. слова. Среди курдов больше тысяча собственных имен, женских и мужских, с суффиксом «ван».
Достоверно известно, что эпос «О сотворении мира» была своего рода священной книгой, которую читали на новогоднем празднике (21 марта) в касситской Вавилонии. В помпезном стиле гимнов касситского времени в ней рассказывается о происхождении богов и последовательности их поколений (40- 203).
Источники утверждают, что в клинописных текстах нет никаких доказательств того, что «Эпос о Гильгамеше» занимал особое место в месопотамской литературе. Согласно А. Оппенхейму, «следует опровергнуть широко распространенное мнение о нем как о столь значительном произведении литературы, что его можно назвать «национальным эпосом». Напротив, есть указание на то, что весь этот эпос был мало известен в самой Месопотамии» (40-203). Это подтверждает нашу мысль о том, что «Эпос о Гильгамеше», созданный на иранской этнической почве, носителями которой являлись кутии и касситы, не получил широкого распространения среди арамейцев и амореев и по этой причине «был мало известен в самой Месопотамии». У ученых не вызывает сомнения, что на раннюю мифологию Вавилона оказывал влияние арийцы. Е. П. Балаватская пишет, что «находя в санскрите такие слоги, как JahиYah, например,Jahnavi «Ganges» иJagan–natha, «Владыка мира», становится ясным, почему Раулинсон в своих трудах высказывает такое убеждение в арийском или ведическом влиянии на раннюю мифологию Вавилона» (41,3-167). В шумеро-кутийском варианте ковчег останавливается на горе Ницир (Низир, Нисир), которую луллубеи называли горой Киниппа. Благодаря ассирийским надписям достоверно установлено, что гора Ницир (Низир) и есть гора Джуди, так как в анналах ассирийских царей Ашшурнасирапала II 884/3-859 гг. до н.э. (35-286) и Синаххериб (705-681 гг. до н.э.) (36,212-213) упоминается гора «Нибур». Царь Синаххериб оставил на горе Нибур свою надпись — победную реляцию, которая была обнаружена на горе Джуди. Эту гору, расположенную в северной части Курдистана, специально связывали с кутиями (9-156), которые сыграли ключевую роль в этногензе курдского народа. Миф о потопе нашел свое отражение и в «Авесте» — в мифе о Йиме («Видевдад». «Вендидад». 2.), что указывает на его ирано-курдские корни. Основное содержание первой части фрагарда (строфы 1-20) восходит к древнеиранским сказаниям о Йиме — царе «золотого века», когда люди были бессмертны и жили в изобилии и благополучии. Отцом Йимы считался Вивахвант, воплощение солнца. Согласно существующим у иранцев представлениям, Йима (Yima) — солярный (лат. solaris «солнечный») бог и верховное божество пантеона, верховный бог загробного мира, царь «золотого века», герой-цивилизатор. Вместе со своей сестрой-близняшкой Йимак он составляет первую пару людей на земле. Он же — первый умерший на земле, проложивший людям путь в загробный мир и сделавшийся верховным богом потустороннего царства. Также с его именем связаны представления о загробном блаженстве праведников в обители бога мертвых и миф о конце света и о всемирном потопе. Несмотря на положительные качества и божественный статус Йиме не удается избежать грехопадения («Яшт» 19.33-34). Ему ставится в вину отказ от принятия религии («Видевдат» 2,3). Его обвиняют в том, что он научил людей забивать скот и есть мясо, и это было одной из причин грехопадения человечества и утраты им «золотого века» («Ясна» 32.8). После грехопадения Йима в мир проникает Зло, высшее творение Ахура- Мазды — род людской становится несовершенен духовно и телесно: люди не только утрачивают телесное бессмертие, но и приобретают физические недостатки (которые, наряду с излечимыми болезнями, считались «печатью Анхра-Манью» («Видевдат» 2.29)). Йима вместе с сестрой Йимак, составляя первую человеческую пару на земле, естественно не мог допустить кровосмешения42 и, согласно легенде, «когда разум покинул его, из страха перед дэвами взял дэва женского пола в жены43, а Йимак (в «Авесте» — Арнавак), которая была его сестрой, отдал в жены дэву; и от них пошли хвостатые люди-обезьяны (человекообразные обезьяны — шимпанзе и гориллы), и медведь44, (и) другие всяческие уродства» («Бундахишн» 23.1). Некоторые переводчики «Авесты» в отношениях Йимы и его сестры Йимак видят кровосмесительные связи, якобы разрешенные ортодоксальным зороастризмом. Йима, по совету верховного бога зороастрийцев Ахура-Мазды, предупредившего его о предстоящем, в результате таяния в горах снегов, потопе («Видевдат» 2. 21-31), строит «Вар»45 (ковчег) и размещает там попарно, все наземные существа и семена всего растительного мира и припасы («Видевдат» 2.32-38). По завершении всех работ «согнал их в Вар золотым рогом46 и закрепил Вар дверью-окном, освещающимся изнутри47» и тем самым спас человечества от потопа. Курдская традиция устойчиво Ковчег размещает на горе Джуди и это отражено даже в названии горы: «Джи–ди»: Ci— гора, место; di — увидел, нашел: «увидел (нашел) гору (место)». Халдейский жрец Беросс (Бероз), который жил в IIIв. до н.э. и писал книгу по истории Вавилонии, также имеет в виду эту гору. В своем сочинении, высказываясь о потопе, Беросс пишет, что «Говорят, что еще до сих пор сохранился на горе Кордуйской48 остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу,49пользуясь ею в большинстве случаев как средством против заболеваний» (42-I,6). Николай Дамасский50, рассказывая о потопе в 96-й книге, сообщает следующее: «Выше области Миниады51 находится в Армении высокая гора по имени Барис52, на которой, по преданию, искало убежище и нашло спасение множество людей во время потопа. Сообщается также, что некто в ковчеге остановился на ее вершине и что в продолжение долгого времени сохранялись (здесь) остатки этого судна. Быть может, это тот самый человек, о котором писал и Моисей, иудейский законодатель» (42-I ,6). О Кордуене (Гордиене) античные авторы стали сообщать довольно рано. Древнегреческие источники Кордуену локализуют в верхнем течении Тигра (Птоломей. География V,13,22; Плутарх.1,130). По Страбону, Гордиена была расположена на западе Вавилонии (XVI, 1, 8); «против Гордиены, к востоку, над горой Масием53 возвышается гора Нифат54» (XI, 14, 2); (горы) «южные, на другой стороне Евфрата, простирающиеся к Востоку от Каппадокии55 и Коммагены56, вначале называются Тавром… некоторые называют эти горы Гордиейскими горами. К числу последних принадлежит и Масий — гора, возвышающаяся над Нисибией57 и Тигранокертами58» (XI, 12, 4). Далее Страбон сообщает, что «Поблизости от Тигра находятся области гордиеев, которых древние называли кардухами; города их были Сариса, Саталка и Пинака59…» (XVI , 1, 24). Название страны кардухов — Гордиена, позже, она была известна древнесирийским авторам как «Джезире де Карду», охватывавшая верхнюю часть Месопотамии (Мосул, Харран, Нисибин, Мардин, Ботан и др. области).
Племена бохти зафиксированы на этих территориях с древнейших времен (Геродот. VII, 67,68). Клавдий Птоломей в своем «Географическом руководстве» в Большой Армении к северу от Евфрата указывает на жившее там племя бохов, о которых есть упоминание и у Стефана Византийского (Птоломей.V,12,9,прим.3). Выше, т.е. севернее их, географ размещает Котарзену, область Большой Армении (Птоломей.V,12,9). Если принять во внимание факт, что Котарзена — это часть Каппадокии Катония и часть области Арзанена — район современного Амеда – Диарбакыра и Муша, то земля бохов и будет соответствовать району современного Джезире. Армянский историк XIXв. Н. Адонц также утверждает, что «имя пактиев сохранил нынешний Бохтан по Восточному Тигру; есть и курдское племя ’’бохту’’ (7-394). Племя миков он также считает родственным пактиям, которые «частью отодвинулись на север и поселились между Курой и Араксом; от них происходит….(мханг), кантон в Арцахе, и Муган, название известной степи» (7,394-395).
Бохтанская область (западнее Хаккариа) на севере распространялась от г. Джезире (Джезире Ботан) на Тигре до горы Джуди и области Мокс (25-71). Источники отмечают, что еще задолго до арабского завоевания Северной Месопотамии (642 г.) курды жили на севере реки Бохтан. Западноевропейские ученые (А. Хаупт) восточный приток Тигра называют река Бохтан и связывают с названием живущих здесь с незапамятных времен, курдов бохти. По Мартину Хартману, истоки реки Бохтан находятся в горах Синор60 в 75 км на юг от озера Ван. Река Бохтан течет сначала на север до храма Хохоз, потом на запад и с юга 38° северной широты приближается к Сиирту и отсюда продолжает свой путь на юго-запад и в 15 км ниже Сиирта сливается с рекой Битлис. Под Тиллой оба потока сливаются с Тигром. Древние источники эту область еще называют Моксом (Моксеной) (43-19). Ш.Х. Бидлиси писал, что «среди (племен всего) Курдистана ашират бохти отличается мужеством и доблестью, славится воинственностью и искусством верховой езды» (44-175). Джезире на арабском языке означает «остров». Этот город получил свое название из-за того, что крепость и город Ботан расположены на берегу Тигра и во время разлива река разделилась на два рукава, и теперь она течет, окружая со всех сторон крепость и город (44-176). К Джезире относился 14 «замечательных крепостей и округов» (44-176), среди которых перечислен и округ Гургил, где находится легендарная гора Джуди, которая возвышается на левом берегу Тигра, к востоку от Джезире Ботан. Гору Джуди еще называют горой Курд (Курд-даг). Агафий Миринейский (VIв.), сообщая о римско-иранских войнах в период правления Юстиниана I(527-565) и Хосрова IАнуширвана (531-579), пишет, что «в это время (556 г. – Л.М.) Хосров находился около Гор Кардухов и перешел в селение Таману по причине жаркого времени и тамошнего умеренного климата» (45-IV,29). В источнике XVIII в. есть упоминание о селении у подошвы горы Джуди с характерным курдским названием «Карие Тземанин»: «…кюрды имели свое жилище в стороне, от Урмийца до Малатьии и к Мераже простирающейся, а земли их граничить к северу с Ираном, к югу с землею Мосулом и Ираком Арабе. Она вся гориста, а сего ради и крепка природою.
Самая высокая гора Кяре, которая беспрестанно снегом покрыта, и коей частью есть гора Чуди. Сия последняя лежит расстоянием почти на два часа к востоку от Джезирая ибн Юмера, и называется также Чудь и Чуда. Что касается до ее состояния, то она вся камениста, преисполнена селитрою, нет никаких на ней деревьев ниже кустарника, и растет только полынь и несколько других благовонных трав. Глубокие места полнощные ее стороны наполнены всегда снегом; а на вершине, которую Мосул видеть можно, и на коей, как в сей земли думают, остановился ноев ковчег, построена храм, у подошвы же лежит деревня, Карие Тземанин именующаяся, то есть «Деревня внимания» (а не «Восемьдесят», как пишут Ербелот и Оттер), которая как говорят, есть то место, где сперва Ной по выходе из ковчега со своим семейством жиль» (46-225). «…на близлежащих горах собирают манну. …На горе Чуди стояла преж сего деревня, именем Карды (46-226). … они говорят ни на аравийском, ни по персидски, ни по турецки… что до их веры касается, то суть они мослемимы или иезиды…» (46-227). Несмотря на сильную искаженность названия селений Таману у гор Кардухов и Тземанин у Джуди (Курд-дага) поддаются идентификации как одно и то же селение. Это, в свою очередь, дает основание однозначно установить идентичность «гор Кардухов» и Джуди (Курд-дага, т.е. «гора курдов»). Согласно «Эпосу о Гильгамеше», именно здесь остановился корабль после всемирного потопа. Как пишет Тер-Гевондян, Тморик находился к востоку от горы Джуди (Арарад) (11-191). Этноним «Тморик» буквально можно переводить как «марская» в смысле «страна маров». Очевидно, что Тморик свое новое название «Кордрик» — «Кордуена (Гордиена)» получила благодаря кардухам после отступления 10-тысячного отряда греческих наемников, которое описал в своем труде под названием «Анабасис» участник похода Ксенофонт в 441 г. до н.э. Армянский историк Егише, касаясь событий V в., наряду с Тморик упоминает и Кордик (47-157). Это также подтверждает нашу мысль о постепенной замене этнонима Тморик (Томирик) Кордриком. Восточный берег озера Ван сохранил среди курдов свое древнее название Тамар. Корчайк, в котором находилась «страна Кордуена-Кордия-Тмория» («область Кордуена-Кордия-Тмория») (7-225), судя по суффиксу «к», также имеет этническую подоплеку. В вязи с Кордуеной и горой Джуди вызывает интерес библейский рассказ о, спасшей от голодной смерти еврейских беженцев манне. В книге «Исход» говорится, что в пятнадцатый день второго месяца по выходе евреев из земли Египта, в пустыне Син, что между Елимом и Синаем, их подстрекала голодная смерть. По велению Господа, «роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле» (Исход 16,14). И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исход 16,15). «И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исход.16,21). «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семья, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исход 16, 31). И Моисей просит своего брата Аарона, чтобы тот наполненный манной сосуд поставил «пред Господом, для хранения в роды ваши» (16,33). «И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею» (Исход 16, 34). Первосвященник Аарон мог поставить наполненный с манной жертвенный сосуд только в храме на горе Джуди, где, согласно легенде, остановился ковчег. Иудейское царство было в 587/586 гг. до н.э. завоевано вавилонским царем Навуходоносором II (604-562/561) и часть ее населения выслана в Месопотамию. Именно этот случай «дает решающий толчок к дальнейшей кристаллизации иудейской идеологии» (59-289). Вполне вероятно, что евреи оказавшись в области горы Джуди, на которой был построен храм в виде ковчега, услышав от местного населения миф о потопе, также избрали его объектом своего почитания. Среди курдов гора Джуди в связи с мифом о потопе всегда считалась священной. В современном курдском языке наличие слов nizar(роща на склоне горы),nizir(клятва, обет),nizirge(святилище) (12-645), видимо, имеет непосредственное отношение к названию горы Низир — Джуди. Ной свой ковчег назвал «Navis». Именно с курдского слова nawe это название переводится как «лодка, судно, корабль» (12-644), где корень слова nawозначает «чрево, утроба, внутрь, середина» (12-642). На то, что это слова иранокурдское, указывает и интерпретация Е. П. Балаватской: «Ковчег ’’Navis’’— символ женского зарождающегося Принципа олицетворен на небесах Луною, а на земле чревом; както и другое является сосудом и носителем семян жизни и бытия, которое Солнце, или Вишну, Мужской Принцип оживотворяет и оплодотворяет» (41, 3-180). И это неудивительно, так как сам Ной — Унтапишта, сын Убар Тутун был из города Шуруппук на берегу Евфрата и был кутием. На возникновение легенды о потопе в связи с курдами указывает и следующее обстоятельство: иранцы, в том числе и курды, в соответствии с солнечным календарем, новый год — Навроз — отмечают в день весеннего равноденствия61. Ежегодно, в первое воскресенье первой недели августа месяца, во многих областях Курдистана курды празднуют Праздник Ноя (Cejni Nuh ) (48-85). Видимо, эта традиция каким-то образом связана также и с легендой о Ноевом ковчеге и потопе, так как в ней также сильны мотивы спасения, как и в кутийско-шумерской легенде об Иштар и Думмузи. Выводы: Больше двух с половиной тысяч лет курды продолжают жить на этих землях. В первой половине ХХ в., вдоль реки Аракс с советской стороны, начиная с Арташата (в Армении) и до Шарура (в Нахичевани в Северном Азербайджане) было около 80 сел с курдским населением, которое, благодаря «мудрой национальной политике» советского режима, было в 1937-1938 гг. выселено с родных мест, а села разрушены и пришли в упадок, а некоторые заселены армянами и азербайджанцами. Потомки выселенных курдов и ныне живут в Казахстане, Киргизии и других республиках бывшего Советского Союза. В Ерасхе (Араздагяне) большей частью жили курды из племен башки и шарки, остатки некогда могущественной курдской племенной конфедерации. И ныне в Нахичевани есть несколько сот курдских семей. По древним источникам Страна Маров была расположена именно здесь. В качестве выводов можно сказать следующее: 1. Древними насельниками Нахичевани и прилегающих к горам Арарат и Алагяз территорий были мидийцы-мары, под названиями которых древние источники знали этнических курдов. 2. В основе названия «Нахичевань» лежит курдское этническое начало. 3. С древнейших времен курды жили на этих землях, они небыли переселены сюда или размещены здесь. 4. Первоначальными этническими носителями мифа о потопе, который действительно произошел в Месопотамии, и Ноевом Ковчеге, были протокурды. 5. Гора Низир (Нибур), на которой остановился Ноев ковчег — это расположенная в северной части Курдистана гора Джуди.
Литература
1.Шопен И. Исторический пямятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852.
2. Фрай. Р. Н. Наследие Ирана. М., 2002.
3.Аршак Поладян. Курды. Курды в V11 – X веках (по арабским источникам). Ереван, 1987.
4.Хоренский М. История Армении. М., 1893.
5.Фавстос Бузанд. История Армении. Ереван, 1953.
6.Себеос. История императора Ираклия. СПб., 1862 .
7. Адонц Н.В. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971.
8. Гордлевский В. А. Избранные сочинения. Том 3. М., 1962.
9.Дьяконов И.М. История Мидии. М.– Л.,1956.
10.Гагарин С. П. Всеобщий географический и статистический словарь. Ч. 2, Д-М. М., 1843. Ст. «Курдистан и координаты».
11. Тер-Гевондян А.Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977.
12.Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско-русский словарь (сорани). М., 1983.
13.Махмудов Н.Х. Курдский народ. Ереван, 1959 (на арм. яз.).
14.Аракел Даврижеци. Книга историй. М.,1973.
15.Закария Канакерци. Хроника. М.,1969.
16.Армянская анонимная хроника 1722–1736 гг. Баку, 1988.
17.Есаи Хасан Джалалян. Краткая история страны Албанской (1702-1722) (на азерб. Яз.). Баку, 1992.
18.Хачатуров К. Курды, черты их характера. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 20. Тифлис, 1894.
19.Мифологический словарь. М., 1990.
20.Всеобщая история Степаноса Таронского Асохика по призванию писателя XI столетия. М., 1864.
21.Среднеперсидская эпиграфика Кавказской Албании (Дербент). Города Ирана. Баку, 1994.
22. Бойс. М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987.
23.Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. Тифлис, 1888.
24.Чарказе Раш. Курдская этимология Аждахак (Ажданак) Журнал «Курдистан Рапорт».1993. №2.
25.Лерх П.В. Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях. Кн. 1.СПб., 1856.
26.Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказья. Т. 3. Тифлис, 1886 (Экономический быт государственных крестьян в Эчмиадзинском и Сурмалинском уездах Эриванской губернии. Исследование А.Е. Хан-Агова); Ч. 2. (Экономический быт государственных крестьян в Ахальцихском и Ахалькалакском уездах, Тифлисской губернии. Исследование Х. А. Вермишева).
27.Джалиле Джалил. X1X век. Курды в Османской империи. Анкара, 1992 (на тур. яз.).
28.Акты, собранные Кавказскою Археологическою комиссиею. Архив главного Управления наместника Кавказского (АКАК). Т. 9. №496. Тифлис, 1883.
29.Навен Курди . Оснабург (Германия): Изд. «Курдистан», 1992 (на курд. и нем. яз.).
30.Корюн. «Житие Маштоца». Ереван, 1962.
31.Гевонд Вардапет. История халифов. СПб., 1862.
32.Мамедов Р. А. Очерк истории города Нахичевана в период средневековья (X-XVII вв.). Автореф. канд. дис. Баку, 1965.
33.Egon Von Elckctedt. İlk çaglardan günümüze. Türkler. Kürtler. İranlılar. İstanbul, 1993 (на тур. яз.).
34.Капанцян Г. Р. Историко-лингвистические работы (Хайаса — колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история). Ереван,1956.
35.Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту//Вестник древней истории.1951.№2.
36.Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту//Вестник древней истории.1951. .№3.
37. Ахмад аль-Баладзори. Книга завоевания стран. Баку, 1927.
38.Садраддин Балаги. Коранические сказания Баку, 1992 (на азерб. яз).
39. Матвеев. К., Сазонов. А. Земля древнего Двуречья. М., 1986.
40. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.
41.Балаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3. Донецк, 1997.
42.Иосиф Флавий. Иудейские древности. Ростов-на-Дону, 2000.
43. Wilhelm Kohler. Die Kurdenstadt Bitlis. München. 1928 (на тур. яз.).
44.Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф – наме. Т. 1. М.,1967.
45.Агафий. О царствовании Юстиниана. М.– Л., 1953.
46.Асия и Аравия. Из Бишинговой географии, с немецкого языка переведена губернским секретарем Фомою Яновским. Санкт-Петербург, 1778.
47.Егише. История Егише Вардапета. Тифлис, 1853.
48. Botan Amedi. Kürtler ve Kürdistan tarihi. I çild. İstanbul, 1991.
49. Бакаев Ч. Х. Курдско-русский словарь. М.,1957.
50.Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб., 1998.
51.Библия. Книга священного писания Ветхового и Нового завета. Канонический перевод. М., 1991.
52.Коран. М.,1990.
53.Геродот. История. М., 2001.
54.Страбон. География. М., 1994.
55.Ксенофонт. Анабасис. М.-Л.,1951.
56.Ибн-ал-Факих. Из книги о странах (Китаб-ул-Булдан). СМОМПК. Т. 29. Тифлис, 1901.
57.Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку, 1988.
58. Ханыков Н. В. Записки по этнографии Персии. М., 1977.
59. Гладкий В. Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. М., 2001
Примечания:
1Сообщение об армянском царе Тигране в армянских источниках заимствовано из труда Ксенофонта «Киропедия». Геродот, хорошо осведомленный в персидской истории, сообщает о завоевании Мидии персидскими войсками под командованием Кира (I,107-130). У Геродота отсутствует какое-либо сообщение о совместных действиях Кира и Тиграна в 550 г. до н.э. против Астиага. Такая информация отсутствует и в других источниках. В научном мире общепринято, что государство Урарту, прекратившее свое существование после Мидийского завоевания в 595 г. до н.э, т. е. за 30 лет до предполагаемого начала царствования Тиграна I, не было известно армянским источникам. Естественно, это вызывает вопрос, каким образом, не зная о существовании Урарту как государства, можно сохранить информацию о точной дате царствования в Армении Тиграна I?
2В Библии пишется как «Тогарма». Тогарма — «Тиль-Гаримму» ассирийских источников — идентифицируется с современным Герюн, выше древнего курдского города Малатьи в северной (турецкой) части Курдистана на реке Тохма. А это гораздо дальше от верховьев реки Чорох, где античными авторами упомянуты хаи — предки нынешних армян. В период правления ассирийского царя Синнахериба правителем этой области был Гурдик (Гордий), и этимологически сложно это имя отнести к армянскому. Отнесение Тогармы к армянам — поздняя традиция. Гайк армянских источников — не авестийский ли Гайа Мартан (Гайомарт), первозданный человек?
3 Пайтакаран—Б(П)аласакан. Ныне г. Бейлаган в Республике Азербайджан. Об этом подробно см.: «Дружба». 2001. №12. С.38-39.
4 Понятие «васпуракан» происходит от зендского слова visopudra– «сын княжеского рода» и имело значение страна васпуров. Авестийское (древнекурдское) visимеет значение «дом», «двор», «усадьба». Таким образом, понятия visopudra(сын княжеского рода) в значении «страна васпуров» и vis(дом, двор, усадьба), от которых произошли «Васпуракан» («Сепакан»), своей основой имеют курдскую идеологию. Именно часть этого Васпуракана (Сепакана) в древности совпадала географически с владениями Мардпета (Вождя (Князя) Маров) и есть страна Мардпетакан (Страна Князя Маров). Об этом подробно см.: «Дружба» 2001. №12. С. 35.
5 Границы северной части Курдистана в IXвеке. Фактически эти границы к XIXв. мало изменились. Русский ученый XIXв. С. П. Гагарин территориально Курдистан описывал следующим образом: «Курдистан Турецкий находиться в Азиатской Турции и входит в состав эялетов Ванского и Шерурского — 460 верст длины и 340 ширины… 5 княжеств (Бидлис, Гиауламерк (Джуламерк), Амадия (Имадия), Джезире (Джезире Ботан) и Кара Доган)» (10). Под Амадия (Имадия) подразумевается южная часть Курдистана. Кара Доган — искаженное название обширного губернаторства Карадаг в составе эмирата Бабан в XIXв. в восточной (иранской) части Курдистана.
6 «Тер» — форма обращения, название, свойственное исключительно представителям армянского духовенства, известно с VIIв. и «его употребление строго сохранилось до наших дней» (11-193). «Тер» указывает на принадлежность данного лица в прошлом или настоящем к священнику. Нам кажется, что это слово происходит от курдского слова «dêr», которое обозначает «языческий (христианский) храм» (12-307). А в указанном источнике речь идет о представителях господствующего класса, наделенных светской властью.
7Совр. курд. kur(кур) — «глубина, подземелье».
8 Антропоним Тирикан — теофорное имя от имени бога Тири. Тири — древний зороастрийский бог, кан/ан — ирано-курдский суффикс принадлежности; также имеется мидийский (древнекурдский) праздник «Тирикан», который был посвящен божеству Тири. Этот праздник приходился на четвертый месяц, считая с «Нового дня» (Навроза), и отмечался в день Тири месяца Тири (22, 90-91). Видимо, имена теофорные носили только родоплеменная знать и цари. В курдском слово «тир» означает «стрела», и, следовательно, теофорное имя кутийского царя Тирикан можно перевести как «лучник» или «божья стрела Тири». Таким образом, мы можем говорить о «ирано-курдском» имени Тирикан, к которому восходить и широко распространенное имя Тигран.
9 Один из основоположников ассириологии, выдающийся английский востоковед и дипломат, который внес весомый вклад в дешифровку мидийской (древнекурдской), древнеперсидской и ассиро-вавилонской клинописи и прочитал в Бехустинской (Бистстунской) надписи имя Дария. Йиме — авестийскому Ною приписывается обучение людей письменности (Авеста, «Видевдат»), что само по себе указывает на развитие письменности среди мидийцев (древних курдов).
10Об этом подробно см. статью «Мидийцы в этногенезе курдского народа». «Дружба».2001.№12. С. 34-35.
11Привлекает внимание то, что имена мидийских царей М. Хоренскому не были известны в их армянской передаче и он пишет их на древнегреческий манер с суффиксом «ис», что также указывает на их заимствование армянскими источниками, хотя среди перечисленных греческие источники отсутствуют.
В «Авесте» Ажи-Дахак выступает в виде трехглавого дракона — «сильнейшего демонического друджа» (авест. «ложь»; ср. с курд. dûrû — неискренний, двуличный), совершает жертвоприношения божествам Ардвисуре Анахите и Вайу, но те отказывают ему в помощи. В «Замьял-яште» (XIX, 37) Ажи-Дахак — соперник бога огня Атара в борьбе за символ царского суверенитета фарн. В Яште (XV, 19-21) изображен праведным зороастрийцем. Побежденный А.-Д. будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира А.-Д. вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Но в День Страшного Суда Керсаспа — герой-дэвоборец, из рода Самы (иногда отождествляется с самим Самом), «вооруженный палицей», имя которого отражает культ коня (и на курдском асп — «конь»), околдован пэри Хнантаити («Видевдат» 1, XIX). Он надолго заснул на восточной окраине Ирана, а когда пробудился, то убил вырвавшегося из оков, Ажи-Дахака. В дальнейшем образ Ажи-Дахака подвергается историзации. А.-Д. стал царем Заххаком, арабом по происхождению. Таким образом, Ажи-Дахак выступает в двух образах: мифическом — в виде дракона и историческом — как мидийский царь Астиаг.
13«Большая Гора» — имеется в виду гора Арарат. Букввальный перевод с широко распространенного курдского названия горы Арарат — Агри: Джийа гри , где ci — «гора»и gır — «большой»: йа гри → а’гри → Агри = Большая (Великая) гора.
18Ануйш — мидийско-курдское собственное имя женское, и ныне многие курдянки носят ее. Имена Ануш, Анош, Аношах — распространены среди курдянок (29-132). Среди курдов-мужчин нередко встречается имя Ануширван (29-272). Некоторые источники имя Ануширван переводят с фарси как «бессмертная душа». Нам кажется, эти имена связаны с именем бога Ану (главный бог города Урука в Шумере, где основным населением были кутии — предки мидийцев-курдов) и Анум (в кутийско-луллубейском пантеоне). Ануйш, т. е. «угодный Ану»; Ануширван: Ану — имя бога и шарван — воитель, витязь, воин Ану. Есть и курдское женское имя Ане, что соответствует имени Ана в шумеро-кутийской мифологии.
19В XIXв. армянские переселенцы вблизи развалин этого города основали селение Норашен («Новое Село»), которое в годы советской власти в Азербайджане было переименовано в Ильичевск, а в настоящее время получило историческое название — Шарур. Ныне — одноименный районный центр в Нахичевани.
20Об этом см.: Дружба. №18-19.С. 55.
21Эдесса – греческое название г. Урфы в северной части Курдистана. Курдское название Rıha(средневековоеRehime). исторический Харран в Мидии. В Iв. н.э. Эдессой (Осроеной) управляли арабские цари из династии Абгара (2-56). В Iв. до н.э. одного из арабских царей расположенного в пустыне между Тигром и Евфратом княжества Хатры звали Санатрук, имя которого долго жило в арабской традиции (2-256). В другом переводе «Истории Армении» пишется, что «Сантрук произшедшим из Аршакидского рода» (Армянская История. Сочинения Моисеем Хоренским с кратким географическим описанием древней Армении. Перевел архидиакон Иосиф Иоаннесов. СПб., 1809. III-3). Соответственно, имеющиеся фактические
30Аргам, как собственное мужское имя широко распространено среди курдов (29-272). А на курдском языке оно обозначает иудино, или козлиное, дерево, ярко-красные цветы которого называют Аргаван. По-курдски выражение «аргавани» означает ярко-красный. Имя Аргам-Аргаван сохранилось в названиях двух сел под названием Айгаван в Араратском районе и в близи г. Еревана в Армении.
31Из всех народов Ближнего и Среднего Востока только у курдов наиболее развито изложение исторических событий в песенной форме. На это указывают все без исключения исследователи, изучающие курдов.
32Его передовые отряды действительно дошли до Кавказа. У подножия горы Беюкдаш в Гобустане (Республика Азербайджан) впервые был найден камень с латинской надписью: «Император» Домициан Цезарь Август Германик. Л. Юли Максим, центурион XII легиона Фулмината.
33 Хронологическая путаница. Тиран из династии Аршакидов был свергнут в 344 г. н..э. (7, 427-428)
34 Хайра — мужское имя и по сей день широко распространенное среди курдов, например, Херо, Хоро, Хоран, Хуро, Хорон, Хуре (29 – 385, 389).
35Сохранилась и информация о названии курдской племенной конфедерации в вышеуказанных районах, в частности в районе Гохтна (Ордубада). По данным М. Хоренского, «Гохтнцы были продолжателями поколения Сисака» (4-8). Курдское племя Сисианан (Сисиянлы) своими корнями восходит к этому «поколению» Сисака. Интересно, что известные этнографы-ученые И. Шопен (1-528) и А. Алекперов название племени также произносят как «поколения Сисиянлы» (лы — суффикс принадлежности в современном азербайджанском языке). Это племя еще в конце XIX
В южной части Курдистана имеется местность – современный район Базиан (Базийян), расположенный к востоку от округа Дохук и южнее района Марга. В эмирате Бабан был район Базян с административным центром Чемчемале.
39По древнеиранскому календарю, месяц михр (мehr) — седьмой месяц года, первый месяц осени. В древнеиранском означает любовь и солнце. 16-й день месяца Михр отмечается как народный праздник. Нет ли между двумя этими датами прямой связи?
40«Арарат» и «Масис» — курдские слова и поддаются переводу исключительно с курдского языка. «Масис» — по-курдски ma– «осталось» и sis – «белое, седой»; букв. – «белоснежная». С вершины Арарата круглый год не сходит снег, поэтому иногда ее курды в своих песнях так и называют: «бело-вершинной (белоснежной)».
В одном из стихотворений курдского поэта Маджиде Али об Агри/Арарате сказано:
Ele barkır bereke , Племя откочевало с мест
Disa ma sis ew Agıri Агри тот остался опять бело-вершинной.
Çıgas karvan je buhuri , Сколько караванов там прошли, —
42Кровосмеситильный брак среди иранских народов существовал только у персов и особенно широкое распространение получил в период персидской династии Ахеменидов. В ходе проведенных Зороастром религиозных реформ кровосмесительные браки были запрещены. Видимо, пришедшие на Иранское плато в VIIв. до н.э. персы не строго придерживались учения Зороастра. Истории известно, что царь Персии Дарий Iбыл женат на родной сестре и двух своих дочерям. В источниках сохранилась информация о существующем среди персов кровосмесительном браке и в более позднее время, вплоть до XVIIIв. (58-89), что дало повод некоторым исследователям сделать ошибочный вывод о якобы поощрении ранней зороастрийской ортодоксией кровосмесительного брака. Древними источниками кровосмесительные браки среди мидийцев не зафиксированы.
43Отголосок этой реформы семейных отношений нашел отражение в одной из сохранившихся у курдов многочисленных легенд о происхождении курдского народа. Согласно легенде, «царь Сулейман (Библейский Соломон) созвал к себе 500 молодых джинов и велел им убыть к странам, где заходит солнце, и привезти ему 500 юных прекраснейших девиц. Джины тут же убыли для выполнения приказания и по всем западным странам собрали 500 самых красивых девушек, только начинающих пить воду из девичьего родника. Возвращаясь с задания, джины попали в пургу и решили переждать непогоду, укрывшись в горах. Пришлось им долго ждать, пока погода прояснится. А тут был получено известие о смерти царя и необходимость летать дальше отпала. И за это время молодым джинам полюбились красавицы. Джины взяли девушек в жены, скоро у них родились дети, а у их детей — еще дети… и так возник курдский народ, а укрывшие их горы от них получили свое название — Курдистанские…». Один из вариантов этой легенды поведали своим читателям чешские писатели Мирослав Зигмунд и Иржи Ганзелка с большой любовью в совместно написанной им книге о курдах «Курдистан страна восстаний, легенд и надежд» (Прага, 1962, с.5). По их словам, «…легенды являются для курдского народа живительным родником, в котором он черпает свои силы… своих легенд они никогда не утеряли и едва ли смогут когда-либо с ними расстаться» (там же).
44Поверье о том, что медведи произошли от человека, до сих пор сохранилось у курдов.
45У курдов и по сей день warозначает «место пребывания, размещения, родной очаг, место стоянки».
46О курдской пастушеской свирели, с помощью которой пастух управляет многотысячной отарой овец, существуют многочисленные свидетельства, и они отражены в источниках.
47Нерукотворный, естественный свет. Е. П. Балаватская в этом видит святой «дух» (41, 3-374).
48Гора Карду. В прим. 39 к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия (книга 1) отмечается «этимологическая связь между кордуйцами и знаменитыми кардухами Ксенофонта, праотцами нынешних курдов» (42-66). Эти же кардухи в античных источниках назывались гордуеями (Плутарх. Лукулл, 29; Страбон. XII, 522).
49Речь идет о амомум (ammomum) и других легких благовониях, которые, согласно Саллюстию (86-35 гг. до н.э.) («Исторические фрагменты» –Histor. Fragm., IV,18), производили у кордуенов.
50Родился в 64 г. до н.э., друг иудейского царя Ирода и императора Августа, написал историю в 144 книгах — от Ассирии и Мидии до времени автора.
51Народ миннийцев цитирует также пророк Иеремия (LI,27): он идентичен с маннеями или муннеями ассирийских надписей и жил к востоку от озера Вана. М. Хоренский их упоминает как «манаваситян» (I,12). О маннеях как о протокурдах см. журнал «Курдитсан Рапорт». 1998. №18.С.23-26.
52Об этой горе других сведений не сохранилось. Видимо, название горы Барис — искаженное название горы Масий (Тур-Абдин), которая находится недалеко от горы Джуди.
53Античный Масий — горы Тур-Абдин, в Северной Месопотамии, отделяющие район современного курдского города Нисайбин (античная Мигдония с городом Нисибис) от долины Верхнего Тигра.
Журнал «Дружба» (Достани) Москва 2002 №№ 20-21